18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе

Визуализация проекта реставрации дома Анны Монс.  Фото: Басмания. Музей Басманного района
Визуализация проекта реставрации дома Анны Монс.
Фото: Басмания. Музей Басманного района
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным

Усадьба Вандергульстов, более известная как «дом Анны Монс», — единственный сохранившийся жилой дом Немецкой слободы, примечательного района Москвы. Построенный в конце XVII века объект культурного наследия федерального значения отличает богатая история и печальная судьба в недавнем прошлом.

Состояние дома перед началом работ.  Фото: Басмания. Музей Басманного района
Состояние дома перед началом работ.
Фото: Басмания. Музей Басманного района

Точных сведений о первом владельце палат не сохранилось. По одной из версий, они принадлежали придворным лекарям царей Алексея Михайловича и Петра Великого. По другой — в доме жила семья Анны Монс, фаворитки Петра I, с которой он был близок в течение десяти с лишним лет. Царь даже планировал жениться, но передумал, так как девушка, хоть и с удовольствием пользовалась привилегиями, особой нежности, по свидетельствам современников, к самодержцу не испытывала. После уличения в измене разгневанный Петр поместил Анну под строжайший домашний арест на два года. Позднее девушку обвинили в ворожбе и привороте монарха, а дом был конфискован в пользу государства. Впрочем, Анне это не помешало и впоследствии заводить любовные интриги с вельможами, что периодически провоцировало скандалы при дворе и даже дуэли.

Состояние дома перед началом работ.  Фото: Басмания. Музей Басманного района
Состояние дома перед началом работ.
Фото: Басмания. Музей Басманного района

Дом неоднократно менял владельцев, а в советское время был отдан под коммуналки. В 1980-х здание и вовсе скрылось от людских глаз во дворе корпуса НИИ точных приборов, который так никогда и не был сдан в эксплуатацию; недостроенный корпус снесли в 2021 году.

Градозащитники и до того правдами и неправдами проникали на режимную территорию, но тут плачевную ситуацию смогла оценить уже и широкая общественность. Яркий образец архитектуры «московского барокко» предстал в аварийном состоянии, с текущей крышей, выпавшей кладкой и сезонным внешним обледенением, разрушающим фасад. Последний владелец здания, АО «Российские космические системы», лишь поддерживал внутренний температурный режим, хотя, согласно охранному обязательству, должен был закончить реставрацию дома осенью 2013 года.

Состояние дома перед началом работ.  Фото: Басмания. Музей Басманного района
Состояние дома перед началом работ.
Фото: Басмания. Музей Басманного района

В мае 2020-го здание было продано с торгов предпринимателю Виктору Казанину, заплатившему 39,7 млн руб. за историческую недвижимость площадью 1172,9 кв. м под обязательство в течение семи лет полностью провести реставрационные работы. В 2021 году специалистами Департамента культурного наследия города Москвы была раскрыта историческая лестница в подвал, о существовании которой никто и не подозревал, разобрана аварийная стена и частично восстановлена кирпичная кладка.

В настоящее время здание снаружи выглядит вполне обновленным: свежая ярко-красная крыша, побеленные стены, современные пластиковые окна. При этом часть наличников и колонн оставлена в открытом виде — можно посмотреть старинную кирпичную кладку. Внутри располагается галерея «Глазами художника», специализирующаяся на торговле антиквариатом и современным искусством. Интерьеры соответствующие: паркет, красные ковровые дорожки, резная мебель, скульптуры и даже рояль. Также восстановлен тот самый потерянный подвал, где сохранилась изначальная архитектура сводов.

Так выглядит дом на финальном этапе реставрации.  Фото: Басмания. Музей Басманного района
Так выглядит дом на финальном этапе реставрации.
Фото: Басмания. Музей Басманного района

В дальнейшем планируется благоустроить прилегающую территорию, которая пока завалена строительным мусором, и сделать удобный доступ для посетителей.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+