18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В научном кубометре расцвела болотная кассандра

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород
Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*.
Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде проходит совместная выставка Пушкинского музея, Томского государственного университета и художника Василия Кононова-Гредина «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых»

Заключительная часть сложной, долгой и многозадачной научно-художественной коллаборации Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Томского государственного университета и художника Василия Кононова-Гредина эффектно экспонируется в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. В просторном затемненном ангаре собран ярко освещенный изнутри выставочный «белый куб», куда через входной проем проникают зрители. В самом центре выставочного помещения на нержавеющих распорках установлен прозрачный кубический аквариум с верхним автоматическим поливом. Внутри — главный фигурант всей этой научно-художественной истории — кубометр Васюганского болота во всей возможной на гастролях полноте бытия: сверху — мох сфагнум, под ним — слоями торф, и чем глубже, тем более гнилостного вида.

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород
Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*.
Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород

Центральный объект проекта «Болотоведение» дополняется с одной стороны настенной линейкой желтоватых архивных слайдов с видами болота разных лет, а с другой — «путевым дневником» художника: сосновая шишка, конструктор Lego, кость вымершего носорога — случайные предметы, найденные Василием Кононовым-Грединым во время экспедиций, размещены в стенных нишах наподобие музейных как представляющие ценность для автора. Последний штрих в углу — корявая сварная абстракция из обрезков труб, оставшихся после изготовления центральной конструкции.

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород
Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*.
Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород

Суть всего предприятия, как говорили на открытии и куратор проекта, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина Дарья Колпашникова, и сам художник, в коммуникации между людьми и людьми, между людьми и нелюдьми, то бишь нечеловеческим агентом — болотом, и вообще в коммуникации всего со всем. Это же суть современного искусства, не так ли? Научная практика не сводится к коммуникации, поэтому ученым-болотоведам сперва было нелегко, потребовалось время, чтобы современное искусство каким-то образом вписалось в их картину мира. «Поначалу я ничего не знал о болотах, а ученые посмеивались над современным искусством. Мне пришлось прочесть в Томском государственном университете лекцию об искусстве, о „Черном квадрате“ в том числе», — вспоминает Василий Кононов-Гредин. Это важно, «Черный квадрат» — эстетический референс болотоведения. Конечно, после объяснений художника ученые прониклись пониманием и сочувствием и оказывали ему посильную помощь.

В междуречье Оби и Иртыша есть одно из самых больших в мире болот — Васюганское, крупнейшая экосистема в Сибири, которая оказывает существенное влияние на климат всей планеты. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
В междуречье Оби и Иртыша есть одно из самых больших в мире болот — Васюганское, крупнейшая экосистема в Сибири, которая оказывает существенное влияние на климат всей планеты.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Но давайте по порядку. В междуречье Оби и Иртыша есть одно из самых больших в мире болот — Васюганское, крупнейшая экосистема в Сибири, которая оказывает существенное влияние на климат всей планеты. Дело в том, что болота эффективно изымают из атмосферы углерод, избыток которого, по нынешним представлениям климатологов, одна из причин глобального потепления. Ученые-болотоведы в ТГУ давно изучают васюганский биогеоценоз. Но кто бы узнал о значении и важности их биологических штудий, если бы сеть филиалов ГМИИ им. А.С.Пушкина не дотянулась до Томска? И если бы между университетом и музеем не было многолетних партнерских отношений?

Ученые-болотоведы в Томском государственном университете давно изучают васюганский биогеоценоз. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ученые-болотоведы в Томском государственном университете давно изучают васюганский биогеоценоз.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Результатом почти двухлетних коллективных действий ведущих исследователей из Томского госуниверситета и творческих мук художника стал первый опыт команды Пушкинского музея в области science-art, состоящий из трех наукоемких инсталляций Василия Кононова-Гредина, вдохновленных трудом ученых-болотоведов. Причем, по замыслу автора, каждая из инсталляций должна так или иначе приносить пользу науке. И не только в качестве рекламы научных достижений российских биологов, но и буквально стать экспериментальной площадкой.

В пойме реки Обь, на границе Васюганских болот, рядом с научно-исследовательской базой «Кайбасово», была построена световая инсталляция. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
В пойме реки Обь, на границе Васюганских болот, рядом с научно-исследовательской базой «Кайбасово», была построена световая инсталляция.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Осенью 2024 года в пойме реки Обь, на границе Васюганских болот, рядом с научно-исследовательской базой «Кайбасово», была построена световая инсталляция. По словам автора, гексагон со сторонами примерно по 20 м («созвездие, заблудившееся в болотной тундре»), состоящий из семи фонарей (седьмой — в центре), работающих от солнечных панелей, позволит ученым наблюдать, как болота аккумулируют тепло. Поскольку ученые не возражают против подобной трактовки, поверим автору на слово. Кроме того, этот ленд-арт в течение года «демонстрирует колебания объема солнечной энергии». Иными словами, зимой светится меньше, летом дольше. Рискнем предположить, что в летнее время полезное многофункциональное созвездие привлечет светом фонарей гнусных инсектов, досаждающих ученым на ближайшей базе, тем самым поспособствует выживанию науки в крупнейшем болоте Сибири.

Гексагон со сторонами примерно по 20 м, состоящий из семи фонарей, работающих от солнечных панелей, позволит ученым наблюдать, как болота аккумулируют тепло. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Гексагон со сторонами примерно по 20 м, состоящий из семи фонарей, работающих от солнечных панелей, позволит ученым наблюдать, как болота аккумулируют тепло.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Во второй, экспериментальной части проекта художник извлек фрагмент болота и пересадил его на почву Сибирского ботанического сада ТГУ. Теперь ученые могут не только медитировать рядом с ландшафтной инсталляцией в виде черного заболоченного квадрата под ногами, но и наблюдать за процессом приживления и прирастания болота, попутно размышляя над проблемой восстановления ранее осушенных болот. «Обводнение ранее осушенных болот помогает предотвращать лесные пожары и бороться с выбросами парниковых газов», — подтверждает наши опасения Татьяна Романенкова, старший менеджер по климатическим инициативам и углеродному регулированию компании СИБУР, при поддержке которой реализуется «Болотоведение».

В экспериментальной части проекта художник извлек фрагмент болота и пересадил его на почву Сибирского ботанического сада ТГУ. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
В экспериментальной части проекта художник извлек фрагмент болота и пересадил его на почву Сибирского ботанического сада ТГУ.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Третья часть выдающегося проекта — кубометр живого Васюганского болота в прозрачном «экзоскелете», оснащенном датчиками, воздвигнутый в арт-пространстве ЦЕХ*. А также документальный фильм о мытарствах художника в болотистом краю и несравненной красоте родимых трясин. С прилагающейся ко всему этому просветительской программой «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Нижнем Новгороде, Москве и Томске. И кстати, каждый зритель может принять посильное участие в научном эксперименте и коллективном творении новых торфяных захоронений углекислого газа в интерактивной скульптуре художника Василия Кононова-Гредина.

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород
Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*.
Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород

Чтобы оставить свой след в «болотном искусстве», достаточно просто прийти на выставку и дышать. Сфагнум в прозрачном аквариуме фильтрует и перерабатывает выдыхаемую вами углекислоту, потом превращается в торф и тем самым сохраняет и удерживает часть молекул, побывавших в ваших легких. А то, что процесс идет и болото в ящике живет и дышит нами, подтверждают маленькие белые цветы кассандры, «болотного мирта», распустившиеся прямо на открытии выставки на глазах у многочисленных свидетелей художественно-научного эксперимента.

Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ*, Нижний Новгород
«Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+