18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Прививая вкус к современному искусству

Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024 Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024
Фото: «Мясной дом Бородина»
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса

Для крупного бизнеса поддержка культуры стала тем направлением развития, которое позволяет расширить горизонты — и мировоззрения, и влияния. Одни компании ограничиваются тихим меценатством, оставаясь в стороне, другие — принимают активное участие в креативном процессе, инициируя и присоединяясь к различным проектам. Ко второму типу относится компания «Мясной дом Бородина», которая за последние два года стала активным участником арт-сообщества и всячески поддерживает молодых представителей современного искусства.

Для бренда это одна из значимых стратегий развития. И к тому же весомый повод для гордости: «Мясной дом Бородина» уже осуществил несколько проектов с такими известными художниками, как Антон Бунденко, Иван Горшков, Таня Пёникер, Павел Пепперштейн, а еще стал участником ярмарок современного искусства Cosmoscow и |catalog| с собственными концептуальными стендами.

Акварель Павла Пепперштейна для «Мясного дома Бородина». Фото: «Мясной дом Бородина»
Акварель Павла Пепперштейна для «Мясного дома Бородина».
Фото: «Мясной дом Бородина»

В «Мясном доме Бородина» любят цитату самого эпатажного бизнесмена на планете, владельца компании Virgin Ричарда Брэнсона: «Бизнес — это творчество. Он подобен живописи. Всегда начинаешь с чистого листа. Можно нарисовать все, абсолютно все, и в этом, именно в этом, кроется первая проблема. Чтобы создать шедевр, нужно очень стараться». В течение 27 лет создающий шедевры колбасно-деликатесной гастрономии, «Мясной дом Бородина» уже несколько лет поддерживает талантливых художников, создающих шедевры современного искусства.

Коллаборации

Первым опытом аккуратного входа компании в мир искусства в качестве партнера арт-события стала «Маленькая зимняя ярмарка» Ассоциации галерей, которая прошла на «Винзаводе» в декабре 2022 года. С каждым новым шагом проекты «Мясного дома Бородина» становились все смелее и ярче. Такой получилась и коллаборация с Павлом Пепперштейном. Мастер множества жанров создал для бренда шесть акварельных рисунков. Три из них украсили новогодние подарки компании — тарелки Императорского фарфорового завода, которые получили друзья и партнеры компании.

Акварель Павла Пепперштейна для «Мясного дома Бородина». Фото: «Мясной дом Бородина»
Акварель Павла Пепперштейна для «Мясного дома Бородина».
Фото: «Мясной дом Бородина»

Пепперштейну с присущим ему легким юмором удалось тонко и при этом органично использовать в сюжете акварелей образ вареной колбасы. Вот балерина, застывшая в позе «круазе» в пачке из ломтика «Любительской»; вот переломленная пополам, как разрезанная колбаса, ионическая колонна; вот человек умиротворенно лежит на куске хлеба, а парусом над ним развевается все тот же колбасный ломтик — какой вариант ни возьми, каждый вызывает улыбку умиления и желание немедленно сделать бутерброд.

Герб

Результатом сотрудничества с современной художницей Таней Пёникер стал собственный герб «Мясного дома Бородина». Звучит очень торжественно и серьезно, но нужно отдать должное крепкому чувству самоиронии бренда: в любом проекте всегда найдется место юмору. Возможно, это самая правильная стратегия, чтобы из мира мясных деликатесов ворваться в мир искусства и вызвать не скептическое фырканье, а восторженные отклики.

Герб, созданный художницей Таней Пёникер для «Мясного дома Бородина». Фото: «Мясной дом Бородина»
Герб, созданный художницей Таней Пёникер для «Мясного дома Бородина».
Фото: «Мясной дом Бородина»

Таня Пёникер подошла к вопросу основательно и с максимальной отдачей. С герба на нас взирают истинные ценители мяса, настоящие хищники русских широт: рычащий амурский тигр, держащий гербовый щит; снежный барс и рысь — с вилкой и ножом в лапах. По краям цветут и зреют артишок, огурец, лимон, чеснок, цукини и прочая аппетитная флора. По углам — странные мифические существа из вселенной художницы и «Мясного дома Бородина». Особенно интригующе смотрятся змей-рыцарь с сосиской вместо копья и дракон с телом из ленточки бекона.

Собственная коллекция

Инсталляция Ивана Горшкова в офисе компании. Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Ивана Горшкова в офисе компании.
Фото: «Мясной дом Бородина»

Минувшим летом руководство компании решило внедрить искусство и на рабочие места. Чтобы создать для сотрудников максимально творческую атмосферу, две переговорные комнаты дополнили арт-объектами. В большой переговорной разместилась объемная инсталляция Ивана Горшкова, созданная специально для «Мясного дома Бородина». Компанию ей составили живопись Владимира Абиха и текстильная работа Ирины Кориной. В малой переговорной комнате — постоянно обновляемый поп-ап-проект, для него уличные художники раз в несколько месяцев создают новую граффити-работу. Открыл эту камерную историю Дима Грег, вторым автором станет Миша Suer. Куратором выступает один из ключевых представителей стрит-арта в России, современный художник Иван Симонов.

Cosmoscow

Конечно, однозначным прорывом этого года можно назвать участие «Мясного дома Бородина» в XII Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow.

Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024. Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024.
Фото: «Мясной дом Бородина»

Проект Still Life (англ. «застывшая жизнь»), созданный под кураторством Дарьи Тишковой, представлял собой тотальную инсталляцию, интерпретирующую в объеме барочный натюрморт. При этом на стенде не было ничего живого: цветы, фрукты, животные — все ненастоящее и идеально соответствующее буквальному переводу слов nature morte — «мертвая природа». В то же время все это объекты искусства. Таким образом, из «мертвой» она трансформировалась в вечную природу вещей.

Дарья Тишкова отобрала десять современных художниц, которые специально для проекта создали работы из разных материалов — от фарфора до силикона. Авторами коллективного натюрморта «Мясного дома Бородина» стали Наталья Баранова, Алина Бровина, Алиса Гвоздева, Диана Капизова, Маша Колосовская, Татьяна Котеночкина, Дарья Неретина, Саша Нестеркина, Саша Пучкова и Светлана Цепкало.

Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024. Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024.
Фото: «Мясной дом Бородина»

В обрамлении красных стен на длинном столе с драпированной бархатной скатертью были расставлены наполовину сгоревшие свечи в подсвечниках из «пластиковых» бутылок, отлитых в бетоне, серебряная посуда, композиции из корней деревьев, фарфоровые цветы, пузатые вазы с когтями и даже обезьяна с мобильным телефоном в руках. Соединяясь в ансамбль, все арт-объекты были призваны стать метафорой нашей современности. Зрителям предлагалось разгадать послания, оставленные авторами инсталляции, погружаясь в иллюзорный мир натюрморта, рассматривая каждую его часть.

Один из арт-объектов инсталляции Still Life — скульптура Натальи Барановой в виде обезьяны, рассматривающей логотип «Мясного дома Бородина» на экране мобильного телефона. Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024 Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024 Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024 Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024 Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024 Фото: «Мясной дом Бородина»
Один из арт-объектов инсталляции Still Life — скульптура Натальи Барановой в виде обезьяны, рассматривающей логотип «Мясного дома Бородина» на экране мобильного телефона.
Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024
Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024
Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024
Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024
Фото: «Мясной дом Бородина»
Инсталляция Still Life, представленная на ярмарке Cosmoscow 2024
Фото: «Мясной дом Бородина»

Добавить ассоциативной глубины необычному исследовательскому опыту зрителей Дарья Тишкова решила с помощью включения в инсталляцию элементов ольфакторного искусства. За их реализацию отвечал парфюмер и ольфакторный художник Май Стерлеговых. Он создал несколько композиций с ароматами дома и еды, добавляя жизни в «застывшую» инсталляцию. На столе под клошами таились запах гостиной в загородном доме, где в камине потрескивают горящие поленья, и дымный аромат с оттенками копченого и вяленого мяса. Под стать осенней ярмарке Май Стерлеговых придумал «оранжевую» композицию о цвете осени, в основе которой — ноты всего оранжевого: облепихи, шафрана, апельсина, тыквы и только-только припудренных желтизной листьев. Ароматы вкусов раскрывали северные мотивы с хвойными и древесными нотами, запах ржаного хлеба и терпкая композиция, вдохновленная красным вином.

Цитата
Дарья Тишкова
Куратор проекта Still Life

«Я называю стиль нашей инсталляции «барочный андерграунд — эзотерик-панк». Мы живем во времена «ресайкла»: нагроможденность и работа с переосмыслением мусора — новый синтетический гламур. В XVII веке все было «настоящим» и натуральным. Однако натюрморты были собраны по принципу синтезирования, сочетания несочетаемого. Художники изображали в одной вазе цветы, которые никогда не росли в один сезон, это было аллегорией времени. Еще не была написана популярная нынче книга Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?», в таких мастерских работали в коллаборации исключительно мужчины. В угоду изменяющемуся общественному вкусу и по иронии судьбы я пригласила участвовать исключительно девушек-художниц, чтобы дополнить эту миметическую игру с фламандскими натюрмортами наших дней».

Еще…

Кураторский проект «Мясного дома Бородина» вызвал на Cosmoscow небывалый ажиотаж. Меж тем зрители неумышленно становились частью проекта: запечатлев замысловатую инсталляцию и поделившись фотографией в соцсетях, они превращали ее из объемного произведения в классический натюрморт в его непосредственном значении. И это тоже входило в планы Дарьи Тишковой.

На этом компания останавливаться не собирается, и, оглядываясь на то, что уже реализовано, можно лишь пожелать удачи и с интересом ждать новых ярких проектов. Один из них как раз можно увидеть на ярмарке |catalog| в начале декабря.

Лана Морозова. «Не для тебя». 2024. Фото: «Мясной дом Бородина»
Лана Морозова. «Не для тебя». 2024.
Фото: «Мясной дом Бородина»

Свежих в |catalog|

​​В прошлом году на столичной арт-сцене появилась еще одна ярмарка искусства — |catalog|. Ее организатором выступила Ассоциация галерей (АГА) в лице галеристов Алины Крюковой, Дмитрия Ханкина, Александра Шарова и основательницы ЦСИ «Винзавод» Софьи Троценко. Ярмарка проходит дважды в год на двух этажах бывшей типографии Сытина на Пятницкой улице в Москве. Пятого декабря |catalog| отметит первый год своего существования уже третьей по счету ярмаркой.

Карина Вагапова, Динара Минкашева. «НИИ игрушки». 2024. Фото: «Мясной дом Бородина»
Карина Вагапова, Динара Минкашева. «НИИ игрушки». 2024.
Фото: «Мясной дом Бородина»

Экспериментом первого выпуска |catalog| и дебютом для «Мясного дома Бородина» в качестве культуртрегера стал специальный проект FRESH TALENTS (англ. «свежие таланты») под кураторством Анны Зайцевой, который сразу вошел в постоянную программу ярмарки. Он носит образовательный характер и направлен на получение начинающими карьеру художниками практического опыта выхода на арт-рынок. Посетителям и коллекционерам он дает возможность увидеть и купить работы авторов, которые только переступили порог арт-рынка и еще не попали в пул профессиональных галерей.

В декабре 2023 года в рамках первого показа FRESH TALENTS публике был представлен стенд начинающих карьеру художников «Открытых студий» «Винзавода».

Вика Рос. «Дом, который». 2023. Фото: «Мясной дом Бородина»
Вика Рос. «Дом, который». 2023.
Фото: «Мясной дом Бородина»

Интересная инициатива пришлась зрителям по вкусу: было продано 19 работ, а произведения Таисии Камышан и Ольги Михальчук — приобретены в собрания Мультимедиа Арт Музея и Московского музея современного искусства (ММОМА). Работы некоторых из участников того стенда в этом году выставлялись уже на ярмарке Cosmoscow.

На FRESH TALENTS в апреле 2024-го были показаны произведения слушателей школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. На стенде под кураторством руководителя «Свободных мастерских» Дарьи Камышниковой представили работы-размышления, собранные вокруг темы пейзажа.

Цитата
Алина Крюкова
Соосновательница ярмарки |catalog|

Проект FRESH TALENTS появился как результат запроса на партнерство «Мясного дома Бородина» и ярмарки |catalog|. Он был направлен на разработку или поиск инициативы, которая бы реализовывала поддержку молодых авторов и интеллигентную интеграцию бренда. Мне кажется, что так и случилось. Уже третий раз мы совместно делаем стенд FRESH TALENTS на ярмарке |catalog|, и за это время получилось поддержать студентов трех институций: «Открытых студий» «Винзавода», «Свободных мастерских» ММОМА и — теперь — студентов и выпускников Школы Родченко. FRESH TALENTS — это важный проект для подготовки студентов-художников к интеграции с арт-рынком. В процессе студенты не только взаимодействуют с различными игроками арт-рынка (куратор, галеристы, ярмарка, коллекционеры, музейные закупщики, пресса), но и изучают этические нормы работы арт-рынка (на базе этического кодекса АГА), логику ценообразования, юридическую сторону взаимодействия с галереей. Во время же самой ярмарки, где работы художников представлены на стенде, получают опыт обратной связи и продаж. На мой взгляд, этот практикум мог бы стать основой отдельного курса для студентов.

Еще…

Третий выпуск FRESH TALENTS пройдет в сотрудничестве с Московской школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Однако на этот раз в проект включены работы не только студентов, но и выпускников школы, которые уже стали звездами и обзавелись резидентством в известных галереях. Например, будут показаны ранняя работа Егора Федоричева, сотрудничающего с галереей MYTH, и самая первая работа Игоря Самолета, в которой художник использовал скриншот, ставший впоследствии его фирменным знаком (сотрудничает с галереей сцена/szena). Несколько произведений представит недавняя выпускница Школы Родченко Лана Морозова, работающая с галереей «Агентство. Art Ru». В список молодых авторов, в частности, входят Вика Рос с работой «Дом, который», Карина Вагапова и Динара Минкашева с «НИИ игрушки», Николай Буйко с «Сохраняйте спокойствие» и Эллина Геннадьевна с «Тени на стекле, или Игра поляризованного панциря».

Эллина Геннадьевна. «Тени на стекле, или Игра поляризованного панциря». 2024. Фото: «Мясной дом Бородина»
Эллина Геннадьевна. «Тени на стекле, или Игра поляризованного панциря». 2024.
Фото: «Мясной дом Бородина»

Куратор Анна Зайцева отобрала работы, которые демонстрируют все разнообразие медиумов из арсенала современного художника, представленных в мастерских Школы Родченко, начиная с ручных техник печати и заканчивая живописью и инсталляцией.

РЕКЛАМА
ООО ПродРесурс
ИНН 5038124565
ERID LjN8KcLRe

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+