Для крупного бизнеса поддержка культуры стала тем направлением развития, которое позволяет расширить горизонты — и мировоззрения, и влияния. Одни компании ограничиваются тихим меценатством, оставаясь в стороне, другие — принимают активное участие в креативном процессе, инициируя и присоединяясь к различным проектам. Ко второму типу относится компания «Мясной дом Бородина», которая за последние два года стала активным участником арт-сообщества и всячески поддерживает молодых представителей современного искусства.
Для бренда это одна из значимых стратегий развития. И к тому же весомый повод для гордости: «Мясной дом Бородина» уже осуществил несколько проектов с такими известными художниками, как Антон Бунденко, Иван Горшков, Таня Пёникер, Павел Пепперштейн, а еще стал участником ярмарок современного искусства Cosmoscow и |catalog| с собственными концептуальными стендами.
В «Мясном доме Бородина» любят цитату самого эпатажного бизнесмена на планете, владельца компании Virgin Ричарда Брэнсона: «Бизнес — это творчество. Он подобен живописи. Всегда начинаешь с чистого листа. Можно нарисовать все, абсолютно все, и в этом, именно в этом, кроется первая проблема. Чтобы создать шедевр, нужно очень стараться». В течение 27 лет создающий шедевры колбасно-деликатесной гастрономии, «Мясной дом Бородина» уже несколько лет поддерживает талантливых художников, создающих шедевры современного искусства.
Первым опытом аккуратного входа компании в мир искусства в качестве партнера арт-события стала «Маленькая зимняя ярмарка» Ассоциации галерей, которая прошла на «Винзаводе» в декабре 2022 года. С каждым новым шагом проекты «Мясного дома Бородина» становились все смелее и ярче. Такой получилась и коллаборация с Павлом Пепперштейном. Мастер множества жанров создал для бренда шесть акварельных рисунков. Три из них украсили новогодние подарки компании — тарелки Императорского фарфорового завода, которые получили друзья и партнеры компании.
Пепперштейну с присущим ему легким юмором удалось тонко и при этом органично использовать в сюжете акварелей образ вареной колбасы. Вот балерина, застывшая в позе «круазе» в пачке из ломтика «Любительской»; вот переломленная пополам, как разрезанная колбаса, ионическая колонна; вот человек умиротворенно лежит на куске хлеба, а парусом над ним развевается все тот же колбасный ломтик — какой вариант ни возьми, каждый вызывает улыбку умиления и желание немедленно сделать бутерброд.
Результатом сотрудничества с современной художницей Таней Пёникер стал собственный герб «Мясного дома Бородина». Звучит очень торжественно и серьезно, но нужно отдать должное крепкому чувству самоиронии бренда: в любом проекте всегда найдется место юмору. Возможно, это самая правильная стратегия, чтобы из мира мясных деликатесов ворваться в мир искусства и вызвать не скептическое фырканье, а восторженные отклики.
Таня Пёникер подошла к вопросу основательно и с максимальной отдачей. С герба на нас взирают истинные ценители мяса, настоящие хищники русских широт: рычащий амурский тигр, держащий гербовый щит; снежный барс и рысь — с вилкой и ножом в лапах. По краям цветут и зреют артишок, огурец, лимон, чеснок, цукини и прочая аппетитная флора. По углам — странные мифические существа из вселенной художницы и «Мясного дома Бородина». Особенно интригующе смотрятся змей-рыцарь с сосиской вместо копья и дракон с телом из ленточки бекона.
Минувшим летом руководство компании решило внедрить искусство и на рабочие места. Чтобы создать для сотрудников максимально творческую атмосферу, две переговорные комнаты дополнили арт-объектами. В большой переговорной разместилась объемная инсталляция Ивана Горшкова, созданная специально для «Мясного дома Бородина». Компанию ей составили живопись Владимира Абиха и текстильная работа Ирины Кориной. В малой переговорной комнате — постоянно обновляемый поп-ап-проект, для него уличные художники раз в несколько месяцев создают новую граффити-работу. Открыл эту камерную историю Дима Грег, вторым автором станет Миша Suer. Куратором выступает один из ключевых представителей стрит-арта в России, современный художник Иван Симонов.
Конечно, однозначным прорывом этого года можно назвать участие «Мясного дома Бородина» в XII Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow.
Проект Still Life (англ. «застывшая жизнь»), созданный под кураторством Дарьи Тишковой, представлял собой тотальную инсталляцию, интерпретирующую в объеме барочный натюрморт. При этом на стенде не было ничего живого: цветы, фрукты, животные — все ненастоящее и идеально соответствующее буквальному переводу слов nature morte — «мертвая природа». В то же время все это объекты искусства. Таким образом, из «мертвой» она трансформировалась в вечную природу вещей.
Дарья Тишкова отобрала десять современных художниц, которые специально для проекта создали работы из разных материалов — от фарфора до силикона. Авторами коллективного натюрморта «Мясного дома Бородина» стали Наталья Баранова, Алина Бровина, Алиса Гвоздева, Диана Капизова, Маша Колосовская, Татьяна Котеночкина, Дарья Неретина, Саша Нестеркина, Саша Пучкова и Светлана Цепкало.
В обрамлении красных стен на длинном столе с драпированной бархатной скатертью были расставлены наполовину сгоревшие свечи в подсвечниках из «пластиковых» бутылок, отлитых в бетоне, серебряная посуда, композиции из корней деревьев, фарфоровые цветы, пузатые вазы с когтями и даже обезьяна с мобильным телефоном в руках. Соединяясь в ансамбль, все арт-объекты были призваны стать метафорой нашей современности. Зрителям предлагалось разгадать послания, оставленные авторами инсталляции, погружаясь в иллюзорный мир натюрморта, рассматривая каждую его часть.
Добавить ассоциативной глубины необычному исследовательскому опыту зрителей Дарья Тишкова решила с помощью включения в инсталляцию элементов ольфакторного искусства. За их реализацию отвечал парфюмер и ольфакторный художник Май Стерлеговых. Он создал несколько композиций с ароматами дома и еды, добавляя жизни в «застывшую» инсталляцию. На столе под клошами таились запах гостиной в загородном доме, где в камине потрескивают горящие поленья, и дымный аромат с оттенками копченого и вяленого мяса. Под стать осенней ярмарке Май Стерлеговых придумал «оранжевую» композицию о цвете осени, в основе которой — ноты всего оранжевого: облепихи, шафрана, апельсина, тыквы и только-только припудренных желтизной листьев. Ароматы вкусов раскрывали северные мотивы с хвойными и древесными нотами, запах ржаного хлеба и терпкая композиция, вдохновленная красным вином.
«Я называю стиль нашей инсталляции «барочный андерграунд — эзотерик-панк». Мы живем во времена «ресайкла»: нагроможденность и работа с переосмыслением мусора — новый синтетический гламур. В XVII веке все было «настоящим» и натуральным. Однако натюрморты были собраны по принципу синтезирования, сочетания несочетаемого. Художники изображали в одной вазе цветы, которые никогда не росли в один сезон, это было аллегорией времени. Еще не была написана популярная нынче книга Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?», в таких мастерских работали в коллаборации исключительно мужчины. В угоду изменяющемуся общественному вкусу и по иронии судьбы я пригласила участвовать исключительно девушек-художниц, чтобы дополнить эту миметическую игру с фламандскими натюрмортами наших дней».
Кураторский проект «Мясного дома Бородина» вызвал на Cosmoscow небывалый ажиотаж. Меж тем зрители неумышленно становились частью проекта: запечатлев замысловатую инсталляцию и поделившись фотографией в соцсетях, они превращали ее из объемного произведения в классический натюрморт в его непосредственном значении. И это тоже входило в планы Дарьи Тишковой.
На этом компания останавливаться не собирается, и, оглядываясь на то, что уже реализовано, можно лишь пожелать удачи и с интересом ждать новых ярких проектов. Один из них как раз можно увидеть на ярмарке |catalog| в начале декабря.
В прошлом году на столичной арт-сцене появилась еще одна ярмарка искусства — |catalog|. Ее организатором выступила Ассоциация галерей (АГА) в лице галеристов Алины Крюковой, Дмитрия Ханкина, Александра Шарова и основательницы ЦСИ «Винзавод» Софьи Троценко. Ярмарка проходит дважды в год на двух этажах бывшей типографии Сытина на Пятницкой улице в Москве. Пятого декабря |catalog| отметит первый год своего существования уже третьей по счету ярмаркой.
Экспериментом первого выпуска |catalog| и дебютом для «Мясного дома Бородина» в качестве культуртрегера стал специальный проект FRESH TALENTS (англ. «свежие таланты») под кураторством Анны Зайцевой, который сразу вошел в постоянную программу ярмарки. Он носит образовательный характер и направлен на получение начинающими карьеру художниками практического опыта выхода на арт-рынок. Посетителям и коллекционерам он дает возможность увидеть и купить работы авторов, которые только переступили порог арт-рынка и еще не попали в пул профессиональных галерей.
В декабре 2023 года в рамках первого показа FRESH TALENTS публике был представлен стенд начинающих карьеру художников «Открытых студий» «Винзавода».
Интересная инициатива пришлась зрителям по вкусу: было продано 19 работ, а произведения Таисии Камышан и Ольги Михальчук — приобретены в собрания Мультимедиа Арт Музея и Московского музея современного искусства (ММОМА). Работы некоторых из участников того стенда в этом году выставлялись уже на ярмарке Cosmoscow.
На FRESH TALENTS в апреле 2024-го были показаны произведения слушателей школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. На стенде под кураторством руководителя «Свободных мастерских» Дарьи Камышниковой представили работы-размышления, собранные вокруг темы пейзажа.
Проект FRESH TALENTS появился как результат запроса на партнерство «Мясного дома Бородина» и ярмарки |catalog|. Он был направлен на разработку или поиск инициативы, которая бы реализовывала поддержку молодых авторов и интеллигентную интеграцию бренда. Мне кажется, что так и случилось. Уже третий раз мы совместно делаем стенд FRESH TALENTS на ярмарке |catalog|, и за это время получилось поддержать студентов трех институций: «Открытых студий» «Винзавода», «Свободных мастерских» ММОМА и — теперь — студентов и выпускников Школы Родченко. FRESH TALENTS — это важный проект для подготовки студентов-художников к интеграции с арт-рынком. В процессе студенты не только взаимодействуют с различными игроками арт-рынка (куратор, галеристы, ярмарка, коллекционеры, музейные закупщики, пресса), но и изучают этические нормы работы арт-рынка (на базе этического кодекса АГА), логику ценообразования, юридическую сторону взаимодействия с галереей. Во время же самой ярмарки, где работы художников представлены на стенде, получают опыт обратной связи и продаж. На мой взгляд, этот практикум мог бы стать основой отдельного курса для студентов.
Третий выпуск FRESH TALENTS пройдет в сотрудничестве с Московской школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Однако на этот раз в проект включены работы не только студентов, но и выпускников школы, которые уже стали звездами и обзавелись резидентством в известных галереях. Например, будут показаны ранняя работа Егора Федоричева, сотрудничающего с галереей MYTH, и самая первая работа Игоря Самолета, в которой художник использовал скриншот, ставший впоследствии его фирменным знаком (сотрудничает с галереей сцена/szena). Несколько произведений представит недавняя выпускница Школы Родченко Лана Морозова, работающая с галереей «Агентство. Art Ru». В список молодых авторов, в частности, входят Вика Рос с работой «Дом, который», Карина Вагапова и Динара Минкашева с «НИИ игрушки», Николай Буйко с «Сохраняйте спокойствие» и Эллина Геннадьевна с «Тени на стекле, или Игра поляризованного панциря».
Куратор Анна Зайцева отобрала работы, которые демонстрируют все разнообразие медиумов из арсенала современного художника, представленных в мастерских Школы Родченко, начиная с ручных техник печати и заканчивая живописью и инсталляцией.
РЕКЛАМА
ООО ПродРесурс
ИНН 5038124565
ERID LjN8KcLRe