18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опыт психологической трансформации, выраженный в выставке

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

В башне «Меркурий» столичного Сити Stella Art Foundation представляет выставочный проект «Границы лиминальности» под кураторством искусствоведа, лауреата Государственной премии в области современного искусства «Инновация» Анны Романовой

В экспозицию войдут работы двух десятков художников из коллекции Stella Art Foundation, среди которых Эрвин Вурм, Аня Желудь, Семен Файбисович, Андрей Филиппов, группа «Синий суп».

«Понятие лиминальности пришло из антропологии. Это транзитно-переходная фаза при инициации, пройдя через которую, человек переживает новый опыт эмоциональной и психологической трансформации. Концепт лиминальности оказался очень востребованным инструментом при описании социальных процессов, которые сложно передать в каких-то нормативных, устоявшихся категориях», — комментирует тему выставки куратор.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

Одно из самых зрелищных произведений — видеоинсталляция всемирно известного американского художника Билла Виолы «Вознесение Изольды», вдохновленная оперой Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Она буквально погружает зрителя в пронизанную лучом толщу воды, в которой в какой-то момент появляется и воспаряет ввысь тело девушки в тонких светящихся одеждах. Здесь нашел отражение собственный травматичный опыт художника, едва не утонувшего в детстве.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

Ольга Чернышева часто обращается к темам ностальгии и исторической памяти, исследуя влияние советского прошлого на современность. В живописном триптихе «Панорама» она соединяет визуальные образы из советских фильмов, демонстрировавшихся в кинотеатре «Круговая панорама» на ВДНХ, с современными реалиями, выстраивая диалог между прошлым и настоящим.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В экспозиции много работ представителей московской концептуальной школы: Елены Елагиной, Ильи Кабакова, Игоря Макаревича. «Концептуалисты много внимания уделяли темам перехода, порогового состояния, границы. Сегодня это искусство интересно рассмотреть в контексте концепта лиминальности», — обосновывает выбор художников Анна Романова.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В последние годы интернет накрыла волна интереса к liminal spaces: посты с фотографиями пустых безлюдных пространств, вызывающих смутное чувство тревоги, становились вирусными в TikTok и Twitter. Этому явлению способствовала пандемия: закрытые магазины, пустынные улицы, покинутые офисы. Но еще задолго до нее, в середине ­2000-х, Стас Полнарёв создал серию «Руина Россия», зафиксировав последние дни существования одноименной московской гостиницы накануне сноса. В свое время гостиничный комплекс был включен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире; знание этого усиливает впечатление от предчувствия гибели архитектурного гиганта.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В видеоперформансе Андрея Кузькина «Пространственно-временной континуум» автор в течение семи часов чертил на десятиметровой стене горизонтальную линию. В начале и в конце линии были написаны соответствующие моменту точное время и дата. По словам Кузькина, это действие «является визуализацией феномена времени, где человек — это точка между неизвестностью будущего и следом прошлого».

Разнообразие сюжетов, медиумов и оптик позволяет зрителю соотнести опыт исследования лиминальности в творчестве современных зарубежных и российских художников. 

Stella Art Foundation
«Границы лиминальности»
До 10 февраля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+