18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Опыт психологической трансформации, выраженный в выставке

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

В башне «Меркурий» столичного Сити Stella Art Foundation представляет выставочный проект «Границы лиминальности» под кураторством искусствоведа, лауреата Государственной премии в области современного искусства «Инновация» Анны Романовой

В экспозицию войдут работы двух десятков художников из коллекции Stella Art Foundation, среди которых Эрвин Вурм, Аня Желудь, Семен Файбисович, Андрей Филиппов, группа «Синий суп».

«Понятие лиминальности пришло из антропологии. Это транзитно-переходная фаза при инициации, пройдя через которую, человек переживает новый опыт эмоциональной и психологической трансформации. Концепт лиминальности оказался очень востребованным инструментом при описании социальных процессов, которые сложно передать в каких-то нормативных, устоявшихся категориях», — комментирует тему выставки куратор.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

Одно из самых зрелищных произведений — видеоинсталляция всемирно известного американского художника Билла Виолы «Вознесение Изольды», вдохновленная оперой Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Она буквально погружает зрителя в пронизанную лучом толщу воды, в которой в какой-то момент появляется и воспаряет ввысь тело девушки в тонких светящихся одеждах. Здесь нашел отражение собственный травматичный опыт художника, едва не утонувшего в детстве.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

Ольга Чернышева часто обращается к темам ностальгии и исторической памяти, исследуя влияние советского прошлого на современность. В живописном триптихе «Панорама» она соединяет визуальные образы из советских фильмов, демонстрировавшихся в кинотеатре «Круговая панорама» на ВДНХ, с современными реалиями, выстраивая диалог между прошлым и настоящим.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В экспозиции много работ представителей московской концептуальной школы: Елены Елагиной, Ильи Кабакова, Игоря Макаревича. «Концептуалисты много внимания уделяли темам перехода, порогового состояния, границы. Сегодня это искусство интересно рассмотреть в контексте концепта лиминальности», — обосновывает выбор художников Анна Романова.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В последние годы интернет накрыла волна интереса к liminal spaces: посты с фотографиями пустых безлюдных пространств, вызывающих смутное чувство тревоги, становились вирусными в TikTok и Twitter. Этому явлению способствовала пандемия: закрытые магазины, пустынные улицы, покинутые офисы. Но еще задолго до нее, в середине ­2000-х, Стас Полнарёв создал серию «Руина Россия», зафиксировав последние дни существования одноименной московской гостиницы накануне сноса. В свое время гостиничный комплекс был включен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире; знание этого усиливает впечатление от предчувствия гибели архитектурного гиганта.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В видеоперформансе Андрея Кузькина «Пространственно-временной континуум» автор в течение семи часов чертил на десятиметровой стене горизонтальную линию. В начале и в конце линии были написаны соответствующие моменту точное время и дата. По словам Кузькина, это действие «является визуализацией феномена времени, где человек — это точка между неизвестностью будущего и следом прошлого».

Разнообразие сюжетов, медиумов и оптик позволяет зрителю соотнести опыт исследования лиминальности в творчестве современных зарубежных и российских художников. 

Stella Art Foundation
«Границы лиминальности»
До 10 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+