В экспозицию войдут работы двух десятков художников из коллекции Stella Art Foundation, среди которых Эрвин Вурм, Аня Желудь, Семен Файбисович, Андрей Филиппов, группа «Синий суп».
«Понятие лиминальности пришло из антропологии. Это транзитно-переходная фаза при инициации, пройдя через которую, человек переживает новый опыт эмоциональной и психологической трансформации. Концепт лиминальности оказался очень востребованным инструментом при описании социальных процессов, которые сложно передать в каких-то нормативных, устоявшихся категориях», — комментирует тему выставки куратор.
Одно из самых зрелищных произведений — видеоинсталляция всемирно известного американского художника Билла Виолы «Вознесение Изольды», вдохновленная оперой Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Она буквально погружает зрителя в пронизанную лучом толщу воды, в которой в какой-то момент появляется и воспаряет ввысь тело девушки в тонких светящихся одеждах. Здесь нашел отражение собственный травматичный опыт художника, едва не утонувшего в детстве.
Ольга Чернышева часто обращается к темам ностальгии и исторической памяти, исследуя влияние советского прошлого на современность. В живописном триптихе «Панорама» она соединяет визуальные образы из советских фильмов, демонстрировавшихся в кинотеатре «Круговая панорама» на ВДНХ, с современными реалиями, выстраивая диалог между прошлым и настоящим.
В экспозиции много работ представителей московской концептуальной школы: Елены Елагиной, Ильи Кабакова, Игоря Макаревича. «Концептуалисты много внимания уделяли темам перехода, порогового состояния, границы. Сегодня это искусство интересно рассмотреть в контексте концепта лиминальности», — обосновывает выбор художников Анна Романова.
В последние годы интернет накрыла волна интереса к liminal spaces: посты с фотографиями пустых безлюдных пространств, вызывающих смутное чувство тревоги, становились вирусными в TikTok и Twitter. Этому явлению способствовала пандемия: закрытые магазины, пустынные улицы, покинутые офисы. Но еще задолго до нее, в середине 2000-х, Стас Полнарёв создал серию «Руина Россия», зафиксировав последние дни существования одноименной московской гостиницы накануне сноса. В свое время гостиничный комплекс был включен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире; знание этого усиливает впечатление от предчувствия гибели архитектурного гиганта.
В видеоперформансе Андрея Кузькина «Пространственно-временной континуум» автор в течение семи часов чертил на десятиметровой стене горизонтальную линию. В начале и в конце линии были написаны соответствующие моменту точное время и дата. По словам Кузькина, это действие «является визуализацией феномена времени, где человек — это точка между неизвестностью будущего и следом прошлого».
Разнообразие сюжетов, медиумов и оптик позволяет зрителю соотнести опыт исследования лиминальности в творчестве современных зарубежных и российских художников.
Stella Art Foundation
«Границы лиминальности»
До 10 февраля