18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опыт психологической трансформации, выраженный в выставке

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

В башне «Меркурий» столичного Сити Stella Art Foundation представляет выставочный проект «Границы лиминальности» под кураторством искусствоведа, лауреата Государственной премии в области современного искусства «Инновация» Анны Романовой

В экспозицию войдут работы двух десятков художников из коллекции Stella Art Foundation, среди которых Эрвин Вурм, Аня Желудь, Семен Файбисович, Андрей Филиппов, группа «Синий суп».

«Понятие лиминальности пришло из антропологии. Это транзитно-переходная фаза при инициации, пройдя через которую, человек переживает новый опыт эмоциональной и психологической трансформации. Концепт лиминальности оказался очень востребованным инструментом при описании социальных процессов, которые сложно передать в каких-то нормативных, устоявшихся категориях», — комментирует тему выставки куратор.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

Одно из самых зрелищных произведений — видеоинсталляция всемирно известного американского художника Билла Виолы «Вознесение Изольды», вдохновленная оперой Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Она буквально погружает зрителя в пронизанную лучом толщу воды, в которой в какой-то момент появляется и воспаряет ввысь тело девушки в тонких светящихся одеждах. Здесь нашел отражение собственный травматичный опыт художника, едва не утонувшего в детстве.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

Ольга Чернышева часто обращается к темам ностальгии и исторической памяти, исследуя влияние советского прошлого на современность. В живописном триптихе «Панорама» она соединяет визуальные образы из советских фильмов, демонстрировавшихся в кинотеатре «Круговая панорама» на ВДНХ, с современными реалиями, выстраивая диалог между прошлым и настоящим.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В экспозиции много работ представителей московской концептуальной школы: Елены Елагиной, Ильи Кабакова, Игоря Макаревича. «Концептуалисты много внимания уделяли темам перехода, порогового состояния, границы. Сегодня это искусство интересно рассмотреть в контексте концепта лиминальности», — обосновывает выбор художников Анна Романова.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В последние годы интернет накрыла волна интереса к liminal spaces: посты с фотографиями пустых безлюдных пространств, вызывающих смутное чувство тревоги, становились вирусными в TikTok и Twitter. Этому явлению способствовала пандемия: закрытые магазины, пустынные улицы, покинутые офисы. Но еще задолго до нее, в середине ­2000-х, Стас Полнарёв создал серию «Руина Россия», зафиксировав последние дни существования одноименной московской гостиницы накануне сноса. В свое время гостиничный комплекс был включен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире; знание этого усиливает впечатление от предчувствия гибели архитектурного гиганта.

Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation. Фото: Stella Art Foundation
Выставочный проект «Границы лиминальности» в Stella Art Foundation.
Фото: Stella Art Foundation

В видеоперформансе Андрея Кузькина «Пространственно-временной континуум» автор в течение семи часов чертил на десятиметровой стене горизонтальную линию. В начале и в конце линии были написаны соответствующие моменту точное время и дата. По словам Кузькина, это действие «является визуализацией феномена времени, где человек — это точка между неизвестностью будущего и следом прошлого».

Разнообразие сюжетов, медиумов и оптик позволяет зрителю соотнести опыт исследования лиминальности в творчестве современных зарубежных и российских художников. 

Stella Art Foundation
«Границы лиминальности»
До 10 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+