18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрэнсис Бэкон в Национальной портретной галерее — хороший, плохой, злой

Фрэнсис Бэкон. «Этюд к автопортрету». 1963. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024
Фрэнсис Бэкон. «Этюд к автопортрету». 1963.
Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Провести выставку Бэкона Национальная портретная галерея планировала давно. Правда, руководство решило отложить ее до открытия музея в 2023 году после реновации, чтобы представить блокбастер крупного британского художника в обновленной обстановке

Главная портретная галерея Великобритании впервые удостоила персональной выставки своего прославленного соотечественника Фрэнсиса Бэкона (1909–1992) — через 32 года после его смерти. Что это, если не запоздалое признание заслуг одного из самых выдающихся фигуративных художников ХХ века? У парадокса есть рациональное объяснение. Радикальное переосмысление портрета в послевоенном контексте, начиная с безымянных кричащих голов, которые Бэкон писал в 1940-е годы, в целом помещает его за рамки специализации Национальной портретной галереи, и в результате он не представлен в ее постоянной коллекции.

Фрэнсис Бэкон. «Автопортрет». 1987.  Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024
Фрэнсис Бэкон. «Автопортрет». 1987.
Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024

«Люди, которых он изображает, не подходят под критерии коллекционирования Национальной портретной галереи, — объясняет куратор выставки Роузи Бродли. — Например, Джордж Дайер (партнер Бэкона в 1960-е годы. — TANR) не относится к числу людей, внесших значительный вклад в британскую историю или культуру».

Но все же, по словам Бродли, планы провести выставку Бэкона имелись уже давно. Правда, руководство галереи решило отложить ее до открытия в 2023 году после реновации, чтобы представить блокбастер крупного британского художника в обновленной обстановке.

Фрэнсис Бэкон. NPG x13707. 1967. Фото: The Lewinski Archive at Chatsworth / Bridgeman Images.
Фрэнсис Бэкон. NPG x13707. 1967.
Фото: The Lewinski Archive at Chatsworth / Bridgeman Images.

Экспозиция «Фрэнсис Бэкон. В присутствии человека», объединившая более 50 картин, выстроена в хронологическом и тематическом порядке и демонстрирует, как отношения автора с друзьями и возлюбленными отражались в смене ключевых этапов его творчества. В раздел, посвященный Дайеру, вошел один из «черных триптихов», созданных после его смерти в 1971 году. «В отличие от более традиционных портретистов, Бэкон пишет людей уже после их смерти, — говорит Бродли. — Он изображает Джорджа в момент его самоубийства, но делает это в манере, невероятно напоминающей старых мастеров, поднимая этот неприглядный момент до уровня самой возвышенной живописи».

Хотя Бэкон известен в первую очередь мужскими портретами, одной из важнейших его моделей была художница Изабель Роусторн, принадлежавшая к его кругу в Сохо. Работа «Три этюда к портрету Изабель Роусторн» (1967), предоставленная берлинской Национальной галереей, как констатирует Роузи Бродли, входит в число самых сложных композиций английского художника.

Фрэнсис Бэкон. «Три этюда к портрету Изабель Роусторн».1967. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024
Фрэнсис Бэкон. «Три этюда к портрету Изабель Роусторн».1967.
Фото: Prudence Cuming Associates Ltd/The Estate of Francis Bacon/DACS/Artimage 2024

К слову, о старых мастерах. Бэкон изучал «Портрет папы Иннокентия Х» (1649) Диего Веласкеса и картину «Художник на пути в Тараскон» (1888) Винсента ван Гога в виде репродукций. А ключевую роль в его «антииллюстрационном» проекте, призванном передать «все пульсации человека», сыграл «Автопортрет» (1659) Рембрандта, который выставлен бок о бок с работами Бэкона.

Бэкон и сам охотно позировал и любил, когда его фотографировали, свидетельства чего хранятся в Коллекции фотографии Национальной портретной галереи. Это в том числе его фотопортреты авторства Сесила Битона, Билла Брандта и Арнольда Ньюмана. «Я надеюсь, что наша выставка получилась душевной, — говорит Бродли. — Бэкон был чувствительным, страстным и любящим, но мог быть и жестоким, и злым. Эмоции играют в его творчестве очень важную роль, и оно проигрывает, если его чрезмерно интеллектуализировать». 

Национальная портретная галерея
«Фрэнсис Бэкон.В присутствии человека»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+