Каждая из 55 галерей-участниц третьей ярмарки |catalog| должна представить на стенде минимум одного молодого художника.
|catalog| — ярмарка, инициированная Ассоциацией галерей в лице основателей галерей 11.12, a–s–t–r–a, Triumph Александра Шарова, Алины Крюковой, Дмитрия Ханкина и основательницы Центра современного искусства «Винзавод» Софьи Троценко. По словам организаторов, «каждый выпуск — это чистый лист, постепенно наполняющийся содержанием, где каждая глава — галерея, страница — художник, а словом является произведение искусства. |catalog| — это краткое содержание времени, выраженное в форме».
В отличие от других ярмарок, в том числе международных, где площадь и расположение стенда зависят от его стоимости и известности галереи, |catalog| практикует новый, более демократичный подход к экспонированию: все участвуют на равных условиях, а места распределяются методом жеребьевки. Так что, будет ли галерея представлена в самой выигрышной локации или на краю географии, зависит лишь от удачи галериста.
Также организаторы не ограничивают количество авторов на стенде (обычно единовременно можно представить не более трех-пяти художников), однако, по концепции, весной институции представляют хедлайнеров-тяжеловесов, а зимой упор делается на новые имена. В списке галерей также довольно много не успевших примелькаться зрителю названий: например, Центр современного искусства № 9, Deep List, Shift.
Предтечей и пробным шаром |catalog| стала прошедшая в декабре 2022 года на «Винзаводе» «Маленькая зимняя ярмарка», прозванная галеристами МЗЯ (к слову, участники очень веселились, когда кто-то предложил назвать следующее мероприятие «Большой летней ярмаркой»). Зимняя ярмарка позволила обкатать все рабочие процессы и масштабировать проект, представив его в декабре 2023 года на новой площадке в центре Москвы.
Здание бывшей типографии Сытина, известное также как Первая образцовая типография, построенное в начале XX века по проекту архитектора Адольфа Эрихсона и при участии инженера Владимира Шухова, до появления там Ассоциации галерей находилось в плачевном состоянии. Несмотря на неоднократные перестройки, дом сохранил облик начала прошлого столетия и является примером промышленной архитектуры того времени. Специально для ярмарки были обновлены коммуникации и интерьеры. В первом выпуске |catalog| приняли участие более 30 галерей, занявших анфиладу нижнего этажа. Ярмарка была благосклонно встречена и ключевыми игроками арт-рынка, и широкой публикой. Многие отмечали, что, вопреки новым тенденциям ярмарок — интегрировать искусство в интерьерный дизайн, проект в типографии продемонстрировал именно срез отечественного совриска.
Там же дебютировал ставший в итоге постоянным специальный проект Fresh Talents, который показывает начинающих художников, пока не представленных крупными галереями. В первом выпуске на стенде демонстрировались работы студентов «Открытых студий» «Винзавода», во втором — «Свободных мастерских» ММОМА. В этом году выборку свежих талантов представит Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко.
Отмечается, что многие произведения со стенда Fresh Talents по итогам двух ярмарок попали как в частные собрания именитых коллекционеров, так и в музейные институции. Куратором традиционно выступает заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея Анна Зайцева, стоявшая у истоков проекта.
Второй выпуск ярмарки весной этого года был еще более репрезентативен. Он занял два этажа, в нем участвовали 54 галереи с работами более 200 художников, среди которых Гаянэ Аветисян, Дмитрий Врубель, Владимир Дубосарский, Комар и Меламид, Ирина Корина, Катя Муромцева, Слава Нестеров, Гоша Острецов, Александр Повзнер, Саша Пучкова, Айдан Салахова, Валерий Чтак и многие другие. По информации пресс-службы, за четыре дня работы ярмарку посетило более 10 тыс. человек, а подавляющее большинство галерей (50 из 54) совершили продажи и в среднем каждая галерея-участница заключила от 5 до 12 сделок.
В целом динамика роста как столичного, так и регионального арт-рынка вселяет оптимизм во всех участников процесса. Появляется все больше начинающих коллекционеров — и совсем юных, и зрелого возраста, а количество ярмарок растет в геометрической прогрессии. Помимо |catalog|, за последние два года уже дважды с успехом прошли крупные новые ярмарки в регионах — «Контур» в Нижнем Новгороде и 1703 в Санкт-Петербурге, а этим летом дебютировала первая сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair в Красноярске.
Просветительская программа |catalog| включает ряд лекций и дискуссий о сотрудничестве бизнеса и искусства, принципах и проблемах ценообразования и культуре коллекционирования. А в рамках проекта Cinematica композитор Глеб Андрианов подготовил специальные плейлисты для каждого дня, демонстрирующие новый формат интеграции музыки в жизнь ярмарки.