Выставка, предваряющая торги аукционного дома «Александр», проходит до 11 декабря в особняке Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке, где все погружает в атмосферу истории. По традиции аукцион, который состоится 12 декабря, включает не только русское, но и зарубежное искусство разных эпох. Например, японское искусство XIX–XX веков — это изысканные резные шкатулки и окимоно, статуэтки, предназначенные для украшения интерьера. Как и во всем японском искусстве, в этих скульптурах удивляет точность формы при ее минималистичности и тщательности проработки деталей. Абсолютно поразительными выглядят «Мандарины» периода Мейдзи из слоновой кости с тонировкой, в которых и пористая кожица, и структура долек переданы с невероятным мастерством (предварительная оценка 3–4 млн руб.).
Но в основном — и это естественно для российского аукциона — преобладают произведения отечественного искусства. Это декоративно-прикладное искусство XIX–XX веков, серебро, стекло и эмали, среди которых выделяется ковш фирмы Фаберже (мастер Федор Рюкерт), тулово и ручка которого в «русском» стиле обильно украшены эмалями (эстимейт свыше 10 млн руб.). Особняком стоит русский фарфор, в частности знаменитейшая серия «Народности России», начатая еще при Екатерине II и продолженная на Императорском фарфоровом заводе на рубеже XIX–XX веков. Фигурки из этой серии являются украшением серьезных музейных коллекций. «Якутка» и «Лопарь», крестьянки Вологодской и Олонецкой губерний и многие другие персонажи были созданы по эскизам скульптора Павла Каменского в 1907–1915 годах и теперь оцениваются в рамках 800 тыс. — 4 млн руб. Представлен также не менее ценный и редкий ранний советский фарфор.
Раздел живописи и графики XIX–XX веков полон громких имен, из которых слагается история русского искусства: Виктор Васнецов и Константин Маковский, Лев Бакст и Зинаида Серебрякова, Роберт Фальк и Аркадий Рылов. Манящим, как страшная русская сказка, выглядит полотно Бориса Григорьева «Новичок» (эстимейт свыше 40 млн руб.) с изображением младенца в руках повитухи и подбирающегося к нему домового. Провенанс полотна хорошо известен: работа экспонировалась в Императорской академии художеств в 1911 году, а затем попала в коллекцию Александра Бурцева, обладавшего самым большим собранием произведений Григорьева.
Описанные и многие другие произведения можно будет увидеть в особняке Спиридонова, вживую пообщаться с экспертами и послушать тематические лекции. А специалисты аукционного дома «Александр» напоминают: покупая произведение искусства, вы не только получаете эстетическое удовольствие и помогаете сохранить культурное наследие страны, но и надежно инвестируете средства.