18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Нижнем Новгороде показывают «ожившие» мумии из Пушкинского

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

На выставке «Древний Египет. Искусство бессмертия» в культурном центре «Пакгаузы» подлинные древнеегипетские артефакты из ГМИИ им. А.С.Пушкина в сочетании с мультимедийными технологиями воссоздают представления древних египтян о загробной жизни

Экспозиция «Древний Египет. Искусство бессмертия», которая представлена в эффектном Выставочном пакгаузе в Нижнем Новгороде, разбита на несколько тематических разделов, раскрывающих в подробностях различные аспекты представлений древних египтян о бессмертии. Переходы между разделами оформлены в виде порталов, чтобы визуально обозначить границы и дать зрителю ощутить важность темы перехода между мирами.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Для жителя Древнего Египта посмертное существование представлялось более качественной и расширенной версией земной жизни. Но, дабы воспользоваться всеми его привилегиями, нужно было выполнить несколько обязательных условий, простых и вполне материальных. Построить гробницу, если на это хватает средств, или иным, более доступным среднему египтянину способом позаботиться о сохранности плоти усопшего. И разумеется, обеспечить мертвеца хотя бы на первое время привычными и важными для счастливой вечной жизни предметами и бытовыми приспособлениями.

Основным экспонатом в разделе, посвященном материальной стороне бессмертия, является расписной деревянный саркофаг мумии. Крепкий ящик гарантировал долговременное хранение и защиту препарированным по специальной технологии, угодной владыке загробного мира Осирису, останкам. Рядом — четыре каменных сосуда для забальзамированных внутренних органов. Интересно, что мозг считался бесполезным органом. Его извлекали из черепной коробки, например ложкой через ноздрю, а пустоту черепа заполняли ароматной смолой.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часть экспозиции, посвященная теологической стороне бессмертия, отсылает к истории смерти и воскрешения Осириса, символически повторяющейся в обряде мумификации. Статуэтки Осириса, Исиды и их сына Хора дополняют рельефный блок из гробницы с изображением погребальной процессии и ритуальных действий. «Ложная» дверь в гробницу и жертвенник — наиболее значимые экспонаты в разделе про обустройство гробниц и монументальные стороны бессмертия. Левая, западная сторона Нила — берег мертвых, застроенный комфортабельными каменными комплексами гробниц и захоронений, — была гораздо больше пригодна для жизни с точки зрения древнеегипетской урбанистики. Берегу живых на правой стороне уделялось меньше внимания. Беспокойство о временном месте проживания представлялось неуместным и глупым.

А вот прекрасная жизнь в загробном мире — совсем другое дело. Вот о чем полагалось беспокоиться предусмотрительному египтянину. Множество красивых предметов и произведений искусства, хранящихся в наших музеях, изготовлено специально для наполнения гробниц. В разделе «Эстетика бессмертия» есть прекрасные статуэтки богинь Хатхор, Бастет и Бэс, отвечающих за любовь, фертильность египетской женщины и в целом за красоту и дизайн, говоря современным языком.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пожалуй, самый зрелищный и наукоемкий раздел на выставке — отдельный зал, где с помощью мультимедийных технологий представлены результаты недеструктивных методов исследования мумий. В рамках совместного проекта Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» провели компьютернотомографическое сканирование десяти мумий людей и нескольких мумий животных из музейного собрания. Антропологи и криминалисты увидели и смогли изучить мумии изнутри, не разрушая целостность покровов и скелета. Завораживающее зрелище — 3D-реконструкции внешности женщины 20–25 лет и мужчины 30–40 лет, восстающих из гроба, пусть не во плоти, но хотя бы на экране. Форма художественного бессмертия в искусстве далека от древнеегипетских представлений, но близка и понятна каждому посетителю выставки.

Нижегородский государственный художественный музей сделал отдельную интерактивную зону, где проводятся занятия с детьми и лекции для взрослых. Выставочный проект поддержало Министерство культуры РФ и АНО «Территория культуры».

Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз
«Древний Египет. Искусство бессмертия»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+