18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Серебряная парча и кружево — опять как при государыне

Специалисты Музеев Кремля не только отреставрировали облачение императрицы, но и устранили некоторые ошибки, возникшие в ходе прежних работ.  Фото: Музеи Московского Кремля
Специалисты Музеев Кремля не только отреставрировали облачение императрицы, но и устранили некоторые ошибки, возникшие в ходе прежних работ.
Фото: Музеи Московского Кремля
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше

В Оружейной палате Московского Кремля сохранилась уникальная по полноте коллекция драгоценного текстиля Романовых. Причиной тому стал указ Петра Великого от 1718 года, в котором тот распорядился изготовить дубовые шкафы, чтобы «царские венцы и платье и все вещи устроить явственно за стеклы». А через два года новый указ объявил это древлехранилищем царской семьи. Традиционно после коронаций наряды монархов не разбирались на «запчасти», а сохранялись как реликвии — что весьма украсило выставку 2013 года «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле». Впрочем, чем ближе к нашим дням создавались подобные наряды, тем лучше они сохранялись. Так что коронационное платье Александры Федоровны 1826 года — это первое женское облачение XIX века, дошедшее до нас полностью и в относительно неплохой сохранности.

справка
Что за фасон был у платья императрицы

Коронационный комплект состоит из двух частей: платья и шлейфа, скроенных по моде середины 1820-х годов. Историки моды отмечают, что его короткие рукава с буфами имитируют разрезанные на полоски двухслойные рукава XVI века, то есть говорят об увлечении романтизма предшествующими историческими эпохами. При этом здесь же рудиментарные рукава-ленты à la boyard, спускающиеся от плеч; они свидетельствуют о том, что перед нами «русское придворное платье» в его новой модификации. Наряд выполнен из серебряной глазетовой ткани, украшенной объемной серебряной вышивкой в виде венков из лилий и роз. Императрица Александра Федоровна надевала его на помазание на царство ее мужа Николая I в Успенском соборе Московского Кремля 22 августа 1826 года.

Еще…

Правда, и это платье все же потребовало внимания реставраторов. Хотя на упомянутой выставке 2013 года его надели на манекен и показывали публике, было очевидно, что больше так делать не стоит и платью необходима серьезная реставрация. Она стартовала десять лет тому назад, но, как уточнили нашему изданию реставраторы Музеев Кремля, конечно же, нельзя сказать, что она «длилась десять лет»: работа шла с перерывами, по мере поступления новой информации и необходимых материалов, а также наличия у мастеров времени, свободного от других задач (например, подготовки экспонатов к выставкам).

Реставраторы восстановили объемную вышивку, так как цветы были сильно деформированы, местами поломаны, многие имели значительные утраты. Фото: Музеи Московского Кремля
Реставраторы восстановили объемную вышивку, так как цветы были сильно деформированы, местами поломаны, многие имели значительные утраты.
Фото: Музеи Московского Кремля

Когда платье разложили на столе, оказалось, что придется серьезно потрудиться. Во-первых, вышитые объемные цветы были сильно деформированы, местами поломаны, многие имели значительные утраты. Необходимо было придумать методику, как именно восстанавливать эти цветы, за счет объема раньше выглядевшие весьма натуралистично, как укреплять разрушенную вышивку. По словам реставраторов, эта вышивка — уникальная в своем роде. Ее объемность создана с помощью материала под названием «бить» (сплющенная тонкая проволока, плоская металлическая нить). «Я ремонтировала каждый цветочек по отдельности: разбирала по деталям, выпрямляла смятую проволоку, дублировала недостающие элементы, собирала обратно — все очень кропотливо. К счастью, в наших фондах сохранились остатки старинных тканей и нитей, которые подходили по фактуре и цвету, и поэтому я их использовала для цветков», — рассказывает заведующая сектором реставрации тканей в Музеях Кремля Елена Мухер.

Во-вторых, по краю шлейфа (его длина 3,28 м!) на валике был орнамент, также украшенный вышивкой на проволоке. Примерно две трети его тоже оказалось утрачено, а кружево на верхней части шлейфа обветшало. Тут возникла самая большая сложность. В запасах реставраторов не нашлось исторической ткани, которой можно было бы восполнить утраты, поэтому реставратор тканей Александра Рябцева использовала полупрозрачную реставрационную ткань, на которую красками нанесли рисунок, а затем сверху наложили валик и орнамент. То, что тут нет парчи, можно заметить, только прямо уткнувшись носом.

По краю шлейфа был восстановлен орнамент, украшенный вышивкой на проволоке. Фото: Музеи Московского Кремля
По краю шлейфа был восстановлен орнамент, украшенный вышивкой на проволоке.
Фото: Музеи Московского Кремля

Было очевидно, что кружево на задней части платья пришито неправильно — прямо на застежку и шнуровку (видимо, при одной из предыдущих реставраций его прикрепили на ошибочное место). При этом следы его прежнего крепления были четко видны. Кружево сняли, очистили, продублировали, восполнили небольшие утраты и прикрепили туда, где оно должно было быть. Так что прежние фотографии платья — в том, что касается кружева, — устарели.

Вдобавок при взгляде на платье и при сравнении его с аналогичными по покрою одеяниями 1820-х годов становилось ясно, что изначально у него имелся пояс, ныне утраченный. Более того, на талии остались специальные проколы и два крючка. Как выглядел этот пояс? Реставраторам помогло то, что в гатчинском дворце, который после убийства Павла I его вдова сделала своей постоянной резиденцией, сохранились многие ее личные вещи. В том числе платье из серебряной парчи, в котором вдовствующая Мария Федоровна присутствовала на коронации своего второго сына. Этот наряд, как бы сейчас сказали, «явно делал тот же дизайнер», что и костюм невестки. Фасон пояса в Музеях Кремля скопировали с гатчинского. Его выполнили из современной ткани. «Мы подобрали максимально похожую шелковую ткань, имитирующую глазет. И перекрыли ее прозрачной реставрационной тканью, которая подходит по фактуре. Получилось близко к оригиналу», — говорит Александра Рябцева.

Было очевидно, что кружево на задней части платья пришито неправильно. Его сняли, очистили, продублировали, восполнили небольшие утраты и прикрепили туда, где оно должно было быть. Фото: Музеи Московского Кремля
Было очевидно, что кружево на задней части платья пришито неправильно. Его сняли, очистили, продублировали, восполнили небольшие утраты и прикрепили туда, где оно должно было быть.
Фото: Музеи Московского Кремля

«А вот с воздействием времени мы ничего поделать не можем, — констатирует Елена Мухер. — Глазет выполнен из серебряной нити. На поверхности серебра появляются окислы, так называемая патина. Ткань становится не такой блестящей, какой была первоначально. Состояние нити зависит от условий, в которых находился предмет. Часть платья, которая закрыта шлейфом, сохранила свой первоначальный блеск». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
В «Крокус Экспо» 20–22 февраля состоится четвертая Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM
23.01.2025
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
7
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+