18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Потомок Павла Флоренского выступил с философским арт-проектом

Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы».  Кадр из представленной на выставке видео работы. Фото: архив Ивана Флоренского
Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы». Кадр из представленной на выставке видео работы.
Фото: архив Ивана Флоренского

В Галерее на Каширке открылась выставка Ивана Флоренского «Быт(ие)». В своих инсталляциях и картинах он следует философии прапрадеда — философа Павла Флоренского

Молодой человек по-хозяйски нарезает буханки хлеба и разливает хреновуху, предлагая гостям разделить с ним трапезу. Этот своеобразный обряд причащения, исполненный художником Иваном Флоренским, задает тон его персональной выставке «Быт(ие)» в Галерее на Каширке.

Под ногами — ковер из сена, в котором утопают ноги, в нос ударяет запах сухой травы, а слух улавливает «Хорошо темперированный клавир» Баха. Из кип сена вырастают предметы, в основном коробки — большие и маленькие. На видеоинсталляции — символичное окно из деревянных досок с белыми занавесками посреди зеленого поля, заканчивающегося лесом. Все перечисленное создает фон для представленной серии картин, жанр которых художник определил как «минималистический метафизический натюрморт». На холстах, в приглушенных тонах, почти монохромно, изображены призмы и цилиндры разных размеров.

Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы». Фото: архив Ивана Флоренского
Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы».
Фото: архив Ивана Флоренского

Любовь к живописи у Ивана Флоренского от отца, небезызвестного художника Василия Флоренского, под руководством которого он учился рисовать. А интерес к философии, безусловно, от прапрадеда, религиозного философа Павла Флоренского, идеи которого ему близки. Молодой художник отучился в МГЛУ на теолога, сейчас пишет диссертацию о философии своего предка после выпуска из аспирантуры философского факультета МГУ. В пресс-релизе выставки заявляется, что Флоренский-младший предпринимает попытку «явить духовное» в своих работах. В этом художник идеологически следует за Флоренским-старшим, который считал, что настоящее искусство призвано выявлять лик, или, другими словами, платоновскую идею, каждой вещи.

Оформление выставки готовит зрителя к восприятию «чистой идеи», и в то же время живопись будто бы родственна своему окружению. Так из быта рождается бытие, из пространства русского поля, представленного тотальной инсталляцией, рождаются призмы, цилиндры — простые геометрические формы, не несущие в себе никаких дополнительных значений. Умышленный отказ от нарратива заставляет зрителя, переходящего от картины к картине, сфокусироваться на непосредственном восприятии изображенного предмета и отдельных живописных элементах: светотени, цвете, форме, тоне, перспективе.

«Первый том ХТК Баха фундаментально онтологичен, это произведение широчайшее по своему спектру, по внутреннему содержанию, по глубине. Там есть все, при этом достигается это средствами довольно минимальными», — объясняет Флоренский свой выбор музыкального оформления, настраивающего на созерцание.

Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы». Фото: архив Ивана Флоренского
Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы».
Фото: архив Ивана Флоренского

Особый символизм имеет для художника свет, он является ключевым выразительным средством. О свете говорится в стихотворении автора, предваряющем выставку:

«Тени предметов принимают странную форму

И даже не ясно

На них светит свет

Или они источники света».

Понятие света для Павла Флоренского — одна из основ его религиозного мировоззрения. О метафизической природе света философ пишет, размышляя об иконописной традиции. Он сравнивает икону с окном, через которое проходит божественный свет. Свету, по Флоренскому, также близки такие определения, как истинная реальность, единственная активная энергия, Бог.

Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы». Фото: архив Ивана Флоренского
Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы».
Фото: архив Ивана Флоренского

«В процессе создания работ я экспериментировал со светом. То ставил его сзади, то спереди, то сбоку, то сверху. Использовал сужающий элемент на лампе, чтобы добиться точечного света, а в некоторых работах, наоборот, делал его более рассеянным. Это были поиск и проба разных вариантов», — рассказывает художник.

В экспозиции на картины и объекты тотальной инсталляции также точечно направлен свет, что создает ощущение, будто предметы светятся изнутри. Образ окна в поле на видео тоже символизирует главный смысл искусства по Павлу Флоренскому — являть божественный свет, то неуловимое и невыразимое, что человек интуитивно ощущает при встрече с произведением искусства.

Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы»
«Иван Флоренский. „Быт(ие)“»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+