18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Потомок Павла Флоренского выступил с философским арт-проектом

Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы».  Кадр из представленной на выставке видео работы. Фото: архив Ивана Флоренского
Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы». Кадр из представленной на выставке видео работы.
Фото: архив Ивана Флоренского

В Галерее на Каширке открылась выставка Ивана Флоренского «Быт(ие)». В своих инсталляциях и картинах он следует философии прапрадеда — философа Павла Флоренского

Молодой человек по-хозяйски нарезает буханки хлеба и разливает хреновуху, предлагая гостям разделить с ним трапезу. Этот своеобразный обряд причащения, исполненный художником Иваном Флоренским, задает тон его персональной выставке «Быт(ие)» в Галерее на Каширке.

Под ногами — ковер из сена, в котором утопают ноги, в нос ударяет запах сухой травы, а слух улавливает «Хорошо темперированный клавир» Баха. Из кип сена вырастают предметы, в основном коробки — большие и маленькие. На видеоинсталляции — символичное окно из деревянных досок с белыми занавесками посреди зеленого поля, заканчивающегося лесом. Все перечисленное создает фон для представленной серии картин, жанр которых художник определил как «минималистический метафизический натюрморт». На холстах, в приглушенных тонах, почти монохромно, изображены призмы и цилиндры разных размеров.

Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы». Фото: архив Ивана Флоренского
Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы».
Фото: архив Ивана Флоренского

Любовь к живописи у Ивана Флоренского от отца, небезызвестного художника Василия Флоренского, под руководством которого он учился рисовать. А интерес к философии, безусловно, от прапрадеда, религиозного философа Павла Флоренского, идеи которого ему близки. Молодой художник отучился в МГЛУ на теолога, сейчас пишет диссертацию о философии своего предка после выпуска из аспирантуры философского факультета МГУ. В пресс-релизе выставки заявляется, что Флоренский-младший предпринимает попытку «явить духовное» в своих работах. В этом художник идеологически следует за Флоренским-старшим, который считал, что настоящее искусство призвано выявлять лик, или, другими словами, платоновскую идею, каждой вещи.

Оформление выставки готовит зрителя к восприятию «чистой идеи», и в то же время живопись будто бы родственна своему окружению. Так из быта рождается бытие, из пространства русского поля, представленного тотальной инсталляцией, рождаются призмы, цилиндры — простые геометрические формы, не несущие в себе никаких дополнительных значений. Умышленный отказ от нарратива заставляет зрителя, переходящего от картины к картине, сфокусироваться на непосредственном восприятии изображенного предмета и отдельных живописных элементах: светотени, цвете, форме, тоне, перспективе.

«Первый том ХТК Баха фундаментально онтологичен, это произведение широчайшее по своему спектру, по внутреннему содержанию, по глубине. Там есть все, при этом достигается это средствами довольно минимальными», — объясняет Флоренский свой выбор музыкального оформления, настраивающего на созерцание.

Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы». Фото: архив Ивана Флоренского
Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы».
Фото: архив Ивана Флоренского

Особый символизм имеет для художника свет, он является ключевым выразительным средством. О свете говорится в стихотворении автора, предваряющем выставку:

«Тени предметов принимают странную форму

И даже не ясно

На них светит свет

Или они источники света».

Понятие света для Павла Флоренского — одна из основ его религиозного мировоззрения. О метафизической природе света философ пишет, размышляя об иконописной традиции. Он сравнивает икону с окном, через которое проходит божественный свет. Свету, по Флоренскому, также близки такие определения, как истинная реальность, единственная активная энергия, Бог.

Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы». Фото: архив Ивана Флоренского
Выставка «Иван Флоренский. „Быт(ие)“». Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы».
Фото: архив Ивана Флоренского

«В процессе создания работ я экспериментировал со светом. То ставил его сзади, то спереди, то сбоку, то сверху. Использовал сужающий элемент на лампе, чтобы добиться точечного света, а в некоторых работах, наоборот, делал его более рассеянным. Это были поиск и проба разных вариантов», — рассказывает художник.

В экспозиции на картины и объекты тотальной инсталляции также точечно направлен свет, что создает ощущение, будто предметы светятся изнутри. Образ окна в поле на видео тоже символизирует главный смысл искусства по Павлу Флоренскому — являть божественный свет, то неуловимое и невыразимое, что человек интуитивно ощущает при встрече с произведением искусства.

Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы»
«Иван Флоренский. „Быт(ие)“»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+