Москва, Ботаническая улица, красивое здание Музея криптографии, одного из самых молодых музеев столицы. На цокольном этаже, в гардеробе — отдельно стоящая витрина, в ней — с виду случайный набор предметов. В глаза бросается одинокий горнолыжный ботинок. Это тизер выставки «ПРИ ЧЕМ ТУТ КОСМОС», которая открыта тут же, этажом выше. Кстати, и правда: ботинок замечательный, но космос-то тут при чем?
Как объяснить сложное простым языком? Один из разделов на выставке занимает интерактивная инсталляция «Жизнь без космоса». Проекция на стене: симпатичная пиксельная графика изображает человечков в разных ситуациях. Вот семья приехала кататься на горнолыжный курорт, вот парочка спешит на свидание, а кто-то выгуливает собаку... Около каждой сценки — тумблер «Выключить космос». После выключения начинаются неприятности. На склоне недостаточно снега, и предвидеть это без помощи метеоспутников было невозможно. Девушка застревает в пробке, а подсказать пути объезда некому — и вот ее возлюбленный уходит, выкинув в урну букет. Самая душераздирающая история: собака убегает, и на ней нет ошейника с маячком, который указал бы местонахождение друга. Космос помогает в самых разных ситуациях. Наглядные примеры поймут даже дети. (Правда, есть подозрение, что дети как раз понимают все быстрее и лучше, чем некоторые взрослые.)
Входя в выставочное пространство, сразу обращаешь внимание на освещение. Оно на первый взгляд скупое, но его ровно столько, сколько нужно, чтобы сосредоточиться на экспозиции. Выставка насыщена информацией: одни разделы требуют изучения экспонатов, прочтения текстов и инфографики на стенах, в других — зависаешь на инсталляциях и видео-арте. Цветное освещение — часть концепции. Так задумано: важный акцент сделан на сочетании двух основных цветов, символизирующих Землю и космос. Сочетание плавно меняется в течение дня, и каждый посетитель приобретает свой, уникальный опыт. Пространство поделено на укромные ячейки диагональными алюминиевыми фермами — получается то ли интерьер звездолета, то ли фантастические порталы, расставленные на каждом шагу. Разговаривать хочется вполголоса или даже шепотом. Авторы выставки знают что-то важное про эффект погружения.
Еще одна интерактивная проекция — сектор неба над Москвой с изображениями пересекающих его космических аппаратов. Если подождать, можно увидеть МКС. Стайками пролетают «старлинки». При определенной сноровке получится «тапнуть» на спутник прямо на лету и прочитать описание миссии. Встречаются российские аппараты: например, пролетают спутники экспериментальных миссий «Рассвет-1» и «Рассвет-2». Их разработала аэрокосмическая компания БЮРО 1440. Спутники новенькие: первая миссия из трех спутников выведена на орбиту в 2023 году, вторая — в 2024-м. На них тестируется технология высокоскоростной широкополосной передачи данных, которая позволит в любой точке мира пользоваться привычными онлайн-сервисами, видеосвязью без обрывов и задержек, быстро передавать данные. Начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2027 год — к этому времени группировка из 292 спутников обеспечит покрытие интернетом по всему миру.
В соседней витрине — сам спутник: технологический образец, дублер тех, что обращаются сейчас вокруг Земли. На удивление компактный: если сложить солнечные панели, поместится в багажник легковушки. Рядом разложены миниатюрные устройства, которыми он начинен, его полезная нагрузка; она и обеспечивает работу спутниковой связи. Инфографика рассказывает о том, как устроен спутниковый интернет — технология, без которой скоро будет трудно представить себе современный мир.
Отдельный рассказ — об истории развития и принципах действия технологий для защиты спутниковой видеосвязи. Как проконтролировать, что платную телепередачу смотрит только подписчик? Как обеспечить приватность видеопереговоров врача с пациентом? Эти вопросы, затрагивающие тему защиты информации, напрямую связаны с основным профилем Музея криптографии. Подробнее обо всем этом гости музея могут узнать в постоянной экспозиции.
Чем еще полезен космос для человечества в целом и каждого человека по отдельности? Об этом рассказывают разделы, посвященные спутниковой навигации и дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ). Первое понятно уже из названия: навигаторы есть во всех современных автомобилях и смартфонах. Авиация и наземные перевозки, картография и даже сервисы доставки еды используют для работы данные о местоположении, полученные со спутников. А чем нам помогает ДЗЗ и что это такое? Простыми словами — это наблюдение за нашей планетой с орбиты. Сфер применения дистанционного зондирования не счесть: составление и обновление топографических и специальных карт, создание точных прогнозов погоды, городское планирование, мониторинг урожая на полях, разведка полезных ископаемых и другая разведка — та, которой занимаются люди в форме... Обо всем этом на выставке рассказано в инфографике и занимательных видеороликах.
Крылатая фраза Циолковского «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» предваряет раздел «Будущее», посвященный мечтам о космосе в разные эпохи. Сегодня можно утверждать, что человечество научилось выбираться из колыбели — и даже первые шаги приносят нам очень много пользы. Чаще всего мы просто не задумываемся об этом. Взять тот же ботинок из самой первой витрины. Горнолыжная обувь, сочетающая жесткость для поддержки ноги и гибкость для обеспечения свободы движений в щиколотке, основана на тех же принципах, что и космический скафандр. Космические технологии — неотъемлемая часть нашей повседневности. Человечество не может жить без космоса.
Визуальное решение
— Традиционно космос становится объектом научных выставок о прошлом или художественных проектов о фантастическом будущем. Нам было важно подчеркнуть ощущение текущего момента, ведь именно сейчас в освоении космоса происходит значительный сдвиг: технологии становятся все более доступными для обычного человека. Это отражено как в световых решениях, так и в выборе материалов.
Световая композиция выставки включает в себя сменяющиеся каждые полчаса цветовые сочетания, символизирующие связь между Землей и космосом. Это подчеркивает идею постоянных, но незаметных изменений, которые космические технологии привносят в нашу повседневную жизнь.
Материалы экспозиции акцентируют внимание на современности и технологическом прогрессе. Металл, зеркала и полупрозрачные ткани создают атмосферу лабораторного пространства, позволяя зрителю ощутить сопричастность к новой технологической революции, происходящей прямо сейчас.
Общая структура выставочного пространства представляет собой металлические лучи, которые словно спускаются с потолка к посетителям. Они формируют треугольные конструкции и проходы-порталы, визуально и символически подчеркивая идею связности и повсеместного проникновения космических технологий во все сферы нашей жизни.
Вызовы перед куратором
— Для меня это первая исключительно научная выставка, все мои предыдущие кураторские проекты были посвящены искусству. Именно с этим связаны основные вызовы, которые возникали в процессе подготовки. Научные выставки требуют особого внимания к достоверности представляемой информации, и процесс, при котором одна и та же идея проходит согласование с экспертами на нескольких уровнях, стал для меня совершенно новым опытом.
Удалось быстро собрать сильную команду, в которую вошли лучшие научные исследователи, инженеры-разработчики в области аэрокосмических технологий, дизайнеры и технические специалисты. Без их участия реализовать проект такого масштаба за шесть месяцев было бы невозможно.
Разум и чувства
— Сама тема космоса неизменно несет в себе мощный эмоциональный заряд. Космос — это один из ключевых символов мировой поп-культуры, вдохновивший на создание великих романов, фильмов, музыкальных композиций и, конечно, художественных произведений.
На выставке «При чем тут космос» рассказ о современных космических технологиях строится преимущественно через призму научного знания. Однако особое место в экспозиции занимает зал «Будущее», где представлены как утопические, так и вполне реальные перспективные проекты. Здесь посетители могут узнать об амбициозных идеях и планах освоения космоса, которые остались нереализованными в недавнем прошлом, а также о современных проектах — от осуществимых до самых фантастических. Этот раздел выставки наполнен эмоциями гораздо больше, чем строгой научностью. Он открывает пространство для размышлений и мечтаний, позволяя каждому зрителю представить свое видение будущего человечества среди звезд.
Несмотря на то что Музей криптографии — это в первую очередь пространство научных исследований, в его постоянной экспозиции особое место занимают художественные работы авторов, которые предлагают по-новому взглянуть на науку и отдельные технологии. Центральной художественной работой выставки стала видеоинсталляция медиахудожницы Камилы Юсуповой «Машинное видение».
Представленная на выставке работа предлагает прочувствовать мир через призму машины с помощью видео, обработанных алгоритмами компьютерного зрения для получения характерных для спутниковой съемки форм определения границ. Работа исследует компьютерное зрение в контексте алгоритмической эстетики. Аудиальная часть работы представляет собой композицию, состоящую из звуков электромагнитных волн, помех и шумов, и позволяет не только увидеть «невидимое», но и услышать «неслышимое».
— Проект «Алгоритмическая эстетика», частью которого стало это исследование, начинался с попытки поиска некоей новой эстетики, визуального языка, который был бы основан на специфике работы технологий, в том числе нейросетей, фотограмметрии, а также разных устройств вроде камер инфракрасного спектра. Я, как дизайнер, работавший в компании Phygitalism, изучала в первую очередь визуальную составляющую технологий, и результатом этого процесса стало исследование Machine Vision — книга, соавтором которой я являюсь. Это исследование привило мне любовь к технологии — к эстетической стороне самих рабочих процессов: «копаться» в них и в этом находить красоту.
Один из разделов в этой книге посвящен компьютерному зрению. Мне очень понравились паттерны (так называемые разметки), которые позволяют определять правильность работы алгоритма. Инженеры это воспринимают просто как интерфейс, который не несет эстетической нагрузки. Но мне эти паттерны показались очень красивыми, и я решила с ними поэкспериментировать в рамках магистратуры ArtTech университета МИСИС. Здесь я пытаюсь посмотреть на мир глазами машины, конкретно — одного из спутников. Эти операционные изображения становятся чистым эстетическим рядом наподобие традиционных орнаментов. Возникает новый «технологичный узор». Хотелось бы привить зрителю своего рода эмпатию — способность посмотреть на мир глазами другого. Все мы знаем вирусные видео, которые показывают, как видит собака, кошка, летучая мышь или, например, муха. Здесь я предлагаю потренировать эмпатию, глядя на мир глазами машины.
— Криптография — наука, которая долгое время была засекречена, с одной стороны, и мало кому интересна — с другой. При этом сегодня криптографическими алгоритмами мы пользуемся каждый день, вводя пароли, отправляя сообщения, совершая онлайн-покупки. Как это работает? В Музее криптографии мы рассказываем о технологиях коммуникации и методах защиты информации — как сегодня, так и в разные эпохи.
Тематика музея в широком смысле — это математика, физика и инженерное дело. Наша задача — показать, что эти знания доступны не только узкой профессиональной аудитории, но и широкой публике. Учитывая, что у нас в стране не так много научно-технических музеев, это особенно важно.
Музею еще нет и трех лет. Мы спроектировали экспозицию, где рассказали о способах и методах коммуникации, а сейчас делаем следующий шаг — начинаем углубляться в совершенно разные темы, которые так или иначе связаны с современными технологиями и их влиянием на жизнь людей. Этих тем невероятно много. Но одна из самых интересных — это тема космоса. Большинство из нас воспринимает космос как что-то далекое, оторванное от повседневной жизни. Но это стереотип, который мы, как научный музей, должны разрушить. Не буду лукавить, был еще один важный повод поговорить о космосе. Музей входит в технологическую группу компаний «ИКС Холдинг» вместе с аэрокосмической компанией БЮРО 1440.
У нас в руках уникальный материал, разработки 2023–2024 годов. Например, спутник первой экспериментальной миссии «Рассвет-1» или терминал лазерной связи — аппарат для связи между спутниками по оптическому каналу. С музейной точки зрения просто преступно не показать эти технологии. Музей сегодня — не место с пыльными экспонатами, музей — это место, где можно узнать о новейших технологиях, о том, что происходит прямо сейчас.
До 12 апреля
Выставка «При чем тут космос»
Музей криптографии
РЕКЛАМА
АНО «Центр разработок и музейной деятельности «Точка отсчёта»
ИНН 9705178582
ERID LjN8KcMsX