18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Медузы, циклопы, химеры: античный ужас воцарился в Эрмитаже

Бляха круглая с рельефной головой Медузы. Рубеж II–I веков до н.э. Серебро, железо. Фото: Государственный Эрмитаж
Бляха круглая с рельефной головой Медузы. Рубеж II–I веков до н.э. Серебро, железо.
Фото: Государственный Эрмитаж
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Древним грекам не позавидуешь: буквально на каждом шагу их подстерегали монстры, один страшнее другого. Выставка в Двенадцатиколонном зале собрала 250 греческих антиков VI века до н.э. — III века н.э. с изображениями чудовищ

Названием проекта кураторы Александр Бутягин и Ольга Горская выбрали строчку из стихотворения Николая Гумилева «Волшебная скрипка», которое стало кредо поэта: служи своей музе даже под страхом смерти.

Монстры, как символы страхов, занимали место в первых рядах безграничного мира образов древних греков. Только визуализация страхов в виде чудовищ, желательно в антропоморфном или зооморфном формате, по убеждениям античных людей, позволяла им, конечно с помощью богов и героев, преодолевать естественное чувство боязни неизвестности и побеждать чудовищ.

Щит с гидрой. Около 1560. Милан, Италия. Сталь. Фото: Государственный Эрмитаж
Щит с гидрой. Около 1560. Милан, Италия. Сталь.
Фото: Государственный Эрмитаж

Кураторы классифицировали порядка 15 типов монстров. Морякам угрожали дракон Кетос, а также хрестоматийные Сцилла и Харибда. Спасительный берег мог быть не менее опасен: там греков ждали Циклоп и поющие сирены (ужас чужого берега). В сухопутных путешествиях путь им преграждали Сфинкс и грифоны (ужас дальних земель). Лес кишел кентаврами, там правил козлоногий бог Пан. В болотах людей поджидали зловонные гидры. Были и другие разнообразные ужасы — голода (гарпии), божественного запрета (драконы), экзотические для современного человека ужасы мук совести (эринии), а также ужасы чужого города (Минотавр), потери красоты (горгона Медуза), земного огня (Химера), смерти (Цербер).

Все это монструозное многообразие находило отражение в изумительно совершенных произведениях искусства, которым и посвящена выставка. Редкий кратер «Орест в храме Аполлона в Дельфах» изображает эриний — чернокожих богинь мести в белых хитонах. Их нельзя победить, мифологический Орест не может с ними бороться и хочет заколоть себя мечом. Кару он заслужил: убил мать и ее любовника.

К началу эллинской культуры относится килик с архаичным изображением горгоны с монструозными клыками. Расцвет эллинизма — серебряный медальон «Голова горгоны Медузы». Он служил мощнейшим оберегом — воины носили его на шее или украшали им коня.

Франц Штук. «Поцелуй сфинкса». Около 1895. Бумага. Фото: Государственный Эрмитаж
Франц Штук. «Поцелуй сфинкса». Около 1895. Бумага.
Фото: Государственный Эрмитаж

Уникальный килик-билингва имеет чернофигурную и краснофигурную росписи. На нем изображен Минотавр — атлетического вида мужчина с головой молодого быка. Миниатюрному глиняному сосуду для благовоний античный мастер придал форму прекрасной Сфинги (она же — Сфинкс) — женщины с чувственной грудью, орлиными крыльями и телом льва, которая никого не пускает и предлагает игру в загадки с летальным исходом. Бронзовое зеркало украшено фигурой Сциллы с рыбьим хвостом, обросшей собаками, которыми ее наградила из ревности волшебница Кирка. Прекрасная девушка превратилась в чудовище.

За мраморы отвечают скульптуры «Серапис» (у ног одноименного бога подземелья изображен трехголовый пес Цербер) и «Пан и сатир», которая показывает, как козлоногий Пан удаляет занозу сатиру. Пан — бог, максимально приближенный к людям, — не только охранял стада, но и помогал охотникам. Впрочем, исключительно за дары. По сведениям античного поэта Фидима, годились флейта, копье, оленья шкура, яблоки. Все это оставляли в святилищах Пана. Без даров охотника в лесу настигал панический ужас.

Браслет со сфинксами. IV век до н.э. Золото. Фото: Государственный Эрмитаж
Браслет со сфинксами. IV век до н.э. Золото.
Фото: Государственный Эрмитаж

Архаичный килик «Кентавр охотится на черепаху» останется в своей витрине, и это хороший повод посмотреть античные залы Эрмитажа. Двадцать пять веков прошло, а изображение легкомысленного гибрида коня и бородатого мужчины выглядит как карикатура из современного журнала.

Кстати, о современности. Она на выставке присутствует в виде акцентов. Один — это скульптура из литой резины «Этюд с натуры» (1984) Луиз Буржуа. Безголовое многогрудое чудовище (символ страхов и фобий современного человека) стало подарком от автора Эрмитажу после «персоналии» в главном российском музее в самом начале XXI века. Другой — картина из собрания Русского музея «Древний ужас» (1908), созданная Леоном Бакстом в год публикации гумилевской «Волшебной скрипки».

Государственный Эрмитаж
«„…Посмотри в глаза чудовищ…“ Мифические олицетворения ужаса в Античности и их победители»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+