18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Медузы, циклопы, химеры: античный ужас воцарился в Эрмитаже

Бляха круглая с рельефной головой Медузы. Рубеж II–I веков до н.э. Серебро, железо. Фото: Государственный Эрмитаж
Бляха круглая с рельефной головой Медузы. Рубеж II–I веков до н.э. Серебро, железо.
Фото: Государственный Эрмитаж
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Древним грекам не позавидуешь: буквально на каждом шагу их подстерегали монстры, один страшнее другого. Выставка в Двенадцатиколонном зале собрала 250 греческих антиков VI века до н.э. — III века н.э. с изображениями чудовищ

Названием проекта кураторы Александр Бутягин и Ольга Горская выбрали строчку из стихотворения Николая Гумилева «Волшебная скрипка», которое стало кредо поэта: служи своей музе даже под страхом смерти.

Монстры, как символы страхов, занимали место в первых рядах безграничного мира образов древних греков. Только визуализация страхов в виде чудовищ, желательно в антропоморфном или зооморфном формате, по убеждениям античных людей, позволяла им, конечно с помощью богов и героев, преодолевать естественное чувство боязни неизвестности и побеждать чудовищ.

Щит с гидрой. Около 1560. Милан, Италия. Сталь. Фото: Государственный Эрмитаж
Щит с гидрой. Около 1560. Милан, Италия. Сталь.
Фото: Государственный Эрмитаж

Кураторы классифицировали порядка 15 типов монстров. Морякам угрожали дракон Кетос, а также хрестоматийные Сцилла и Харибда. Спасительный берег мог быть не менее опасен: там греков ждали Циклоп и поющие сирены (ужас чужого берега). В сухопутных путешествиях путь им преграждали Сфинкс и грифоны (ужас дальних земель). Лес кишел кентаврами, там правил козлоногий бог Пан. В болотах людей поджидали зловонные гидры. Были и другие разнообразные ужасы — голода (гарпии), божественного запрета (драконы), экзотические для современного человека ужасы мук совести (эринии), а также ужасы чужого города (Минотавр), потери красоты (горгона Медуза), земного огня (Химера), смерти (Цербер).

Все это монструозное многообразие находило отражение в изумительно совершенных произведениях искусства, которым и посвящена выставка. Редкий кратер «Орест в храме Аполлона в Дельфах» изображает эриний — чернокожих богинь мести в белых хитонах. Их нельзя победить, мифологический Орест не может с ними бороться и хочет заколоть себя мечом. Кару он заслужил: убил мать и ее любовника.

К началу эллинской культуры относится килик с архаичным изображением горгоны с монструозными клыками. Расцвет эллинизма — серебряный медальон «Голова горгоны Медузы». Он служил мощнейшим оберегом — воины носили его на шее или украшали им коня.

Франц Штук. «Поцелуй сфинкса». Около 1895. Бумага. Фото: Государственный Эрмитаж
Франц Штук. «Поцелуй сфинкса». Около 1895. Бумага.
Фото: Государственный Эрмитаж

Уникальный килик-билингва имеет чернофигурную и краснофигурную росписи. На нем изображен Минотавр — атлетического вида мужчина с головой молодого быка. Миниатюрному глиняному сосуду для благовоний античный мастер придал форму прекрасной Сфинги (она же — Сфинкс) — женщины с чувственной грудью, орлиными крыльями и телом льва, которая никого не пускает и предлагает игру в загадки с летальным исходом. Бронзовое зеркало украшено фигурой Сциллы с рыбьим хвостом, обросшей собаками, которыми ее наградила из ревности волшебница Кирка. Прекрасная девушка превратилась в чудовище.

За мраморы отвечают скульптуры «Серапис» (у ног одноименного бога подземелья изображен трехголовый пес Цербер) и «Пан и сатир», которая показывает, как козлоногий Пан удаляет занозу сатиру. Пан — бог, максимально приближенный к людям, — не только охранял стада, но и помогал охотникам. Впрочем, исключительно за дары. По сведениям античного поэта Фидима, годились флейта, копье, оленья шкура, яблоки. Все это оставляли в святилищах Пана. Без даров охотника в лесу настигал панический ужас.

Браслет со сфинксами. IV век до н.э. Золото. Фото: Государственный Эрмитаж
Браслет со сфинксами. IV век до н.э. Золото.
Фото: Государственный Эрмитаж

Архаичный килик «Кентавр охотится на черепаху» останется в своей витрине, и это хороший повод посмотреть античные залы Эрмитажа. Двадцать пять веков прошло, а изображение легкомысленного гибрида коня и бородатого мужчины выглядит как карикатура из современного журнала.

Кстати, о современности. Она на выставке присутствует в виде акцентов. Один — это скульптура из литой резины «Этюд с натуры» (1984) Луиз Буржуа. Безголовое многогрудое чудовище (символ страхов и фобий современного человека) стало подарком от автора Эрмитажу после «персоналии» в главном российском музее в самом начале XXI века. Другой — картина из собрания Русского музея «Древний ужас» (1908), созданная Леоном Бакстом в год публикации гумилевской «Волшебной скрипки».

Государственный Эрмитаж
«„…Посмотри в глаза чудовищ…“ Мифические олицетворения ужаса в Античности и их победители»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+