18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Рональд Муди, скульптор-самоучка и заклинатель вяза

Рональд Муди. «Йоханаан». 1936.  Фото: The Ronald Moody Trust/Tate
Рональд Муди. «Йоханаан». 1936.
Фото: The Ronald Moody Trust/Tate
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Первая монография о выходце с Ямайки, обосновавшемся в Лондоне и ради искусства бросившем вызов ожиданиям своей семьи. Теперь его не без оснований именуют одним из важнейших художников-модернистов, работавших в Великобритании

Выступая в 1946 году в эфире BBC, родившийся на Ямайке скульптор-модернист, поэт, эссеист и телеведущий Рональд Клайв Муди (1900–1984) утверждал: «В каждой уважающей себя семье найдется паршивая овца, и у меня есть ощущение, что именно из этой кучки паршивых овец появляются художники. Как можно достичь статуса паршивой овцы? Осмелившись восстать против правил, которые навязывает общество».

Старший брат Рональда, ямайский врач Гарольд Муди, основатель лондонской Лиги цветных народов, устроил младшего в стоматологическую больницу при Королевском колледже Лондона. Рональд получил квалификацию в 1930 году и начал трудиться в клинике брата. Но еще в 1928-м, как вспоминал Муди, его потряс визит в египетские залы Британского музея: «Я часто бывал в Британском музее, Национальной галерее и других музеях, уходя скорее озадаченным, чем довольным, пока однажды не открыл для себя египетскую скульптуру. Это был удивительный опыт, о котором я долго размышлял. С того момента я почувствовал, что хочу заниматься скульптурой».

Рональд Муди. «Гарольд Муди». 1946.  Фото: National Portrait Gallery, London
Рональд Муди. «Гарольд Муди». 1946.
Фото: National Portrait Gallery, London

После четырех месяцев проб и ошибок Муди завершил свое первое изваяние из дерева, за ним последовали другие. Все они сделаны из вяза — удивительно прочного и долговечного материала, который, по мнению автора, воплощал загадочное величие древних источников его скульптур.

Первые персональные выставки в Париже (1937) и Амстердаме (1938) были приняты очень тепло, что побудило Муди переехать в Париж — прямо накануне Второй мировой войны. Тогда же за океаном зарождался «гарлемский ренессанс». У перспективного скульптора взяли 12 работ на беспрецедентную выставку 1939 года «Современное негритянское искусство» в Художественном музее Балтимора.

Рональд Муди. «Мать». 1958–1959.  Фото: Leicester Museums and Galleries
Рональд Муди. «Мать». 1958–1959.
Фото: Leicester Museums and Galleries

Это был важный для него момент, но вмешалась война. Муди писал: «Гитлер решил положить конец моей карьере, и мы с женой обнаружили, что постоянно держимся в 30 км впереди его армий на нашем пути на юг, пока они не догнали нас». Лишь после 16 месяцев скитаний по Франции Рональд и Хелен смогли вернуться в Лондон. Перенесенный стресс серьезно повлиял на здоровье Муди и поставил под угрозу его дальнейшее творчество. Тем не менее с конца 1940-х годов его выставки регулярно проходили в Лондоне. В 1950–1960-е он вышел за рамки работы с деревом, занявшись скульптурой из латуни и бетона. Муди стал ведущей фигурой во влиятельном Движении художников Карибского бассейна, его работы представлены в публичных коллекциях, включая Тейт, Национальный музей Кардиффа и Национальную галерею Ямайки.

Нынешняя иллюстрированная монография издана к выставке «Рональд Муди. Ваяние жизни» в музее «Хепуорт Уэйкфилд» (до 3 ноября), на которой представлено более 50 работ самого Муди, а также произведения нескольких авторов, близких ему по духу. Книга содержит тексты куратора Дэвида А.Бейли, художников Пола Дэша и Эррола Ллойда, покойного фотографа Вэла Уилмера и наследницы скульп­тора, режиссера и редактора Синтии Муди (1924–2013). Последняя кропотливо собирала и документировала обширный архив своего дяди, который она передала в дар Галерее Тейт в 1995 году.

Ego Ahaiwe Sowinski. Ronald Moody: Sculpting Life / Edited by Eleanor Clayton. Thames & Hudson; The Hepworth Wakefield. 256 с.: 124 цв. ил. £30. На английском языке
Ego Ahaiwe Sowinski. Ronald Moody: Sculpting Life / Edited by Eleanor Clayton. Thames & Hudson; The Hepworth Wakefield. 256 с.: 124 цв. ил. £30. На английском языке

Самую же значительную часть книги занимает биографический рассказ Эго Ахайве Совински, которая недавно прошла стажировку Тейт — Колледжа искусств Челси, финансируемую Фондом Рональда Муди. Именно благодаря этим инвестициям в глубокие исследования художник утвердился в качестве одного из важнейших модернистов, работавших в Британии.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+