Выступая в 1946 году в эфире BBC, родившийся на Ямайке скульптор-модернист, поэт, эссеист и телеведущий Рональд Клайв Муди (1900–1984) утверждал: «В каждой уважающей себя семье найдется паршивая овца, и у меня есть ощущение, что именно из этой кучки паршивых овец появляются художники. Как можно достичь статуса паршивой овцы? Осмелившись восстать против правил, которые навязывает общество».
Старший брат Рональда, ямайский врач Гарольд Муди, основатель лондонской Лиги цветных народов, устроил младшего в стоматологическую больницу при Королевском колледже Лондона. Рональд получил квалификацию в 1930 году и начал трудиться в клинике брата. Но еще в 1928-м, как вспоминал Муди, его потряс визит в египетские залы Британского музея: «Я часто бывал в Британском музее, Национальной галерее и других музеях, уходя скорее озадаченным, чем довольным, пока однажды не открыл для себя египетскую скульптуру. Это был удивительный опыт, о котором я долго размышлял. С того момента я почувствовал, что хочу заниматься скульптурой».
После четырех месяцев проб и ошибок Муди завершил свое первое изваяние из дерева, за ним последовали другие. Все они сделаны из вяза — удивительно прочного и долговечного материала, который, по мнению автора, воплощал загадочное величие древних источников его скульптур.
Первые персональные выставки в Париже (1937) и Амстердаме (1938) были приняты очень тепло, что побудило Муди переехать в Париж — прямо накануне Второй мировой войны. Тогда же за океаном зарождался «гарлемский ренессанс». У перспективного скульптора взяли 12 работ на беспрецедентную выставку 1939 года «Современное негритянское искусство» в Художественном музее Балтимора.
Это был важный для него момент, но вмешалась война. Муди писал: «Гитлер решил положить конец моей карьере, и мы с женой обнаружили, что постоянно держимся в 30 км впереди его армий на нашем пути на юг, пока они не догнали нас». Лишь после 16 месяцев скитаний по Франции Рональд и Хелен смогли вернуться в Лондон. Перенесенный стресс серьезно повлиял на здоровье Муди и поставил под угрозу его дальнейшее творчество. Тем не менее с конца 1940-х годов его выставки регулярно проходили в Лондоне. В 1950–1960-е он вышел за рамки работы с деревом, занявшись скульптурой из латуни и бетона. Муди стал ведущей фигурой во влиятельном Движении художников Карибского бассейна, его работы представлены в публичных коллекциях, включая Тейт, Национальный музей Кардиффа и Национальную галерею Ямайки.
Нынешняя иллюстрированная монография издана к выставке «Рональд Муди. Ваяние жизни» в музее «Хепуорт Уэйкфилд» (до 3 ноября), на которой представлено более 50 работ самого Муди, а также произведения нескольких авторов, близких ему по духу. Книга содержит тексты куратора Дэвида А.Бейли, художников Пола Дэша и Эррола Ллойда, покойного фотографа Вэла Уилмера и наследницы скульптора, режиссера и редактора Синтии Муди (1924–2013). Последняя кропотливо собирала и документировала обширный архив своего дяди, который она передала в дар Галерее Тейт в 1995 году.
Самую же значительную часть книги занимает биографический рассказ Эго Ахайве Совински, которая недавно прошла стажировку Тейт — Колледжа искусств Челси, финансируемую Фондом Рональда Муди. Именно благодаря этим инвестициям в глубокие исследования художник утвердился в качестве одного из важнейших модернистов, работавших в Британии.