18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«ГЭС-2» покажет бразильское видео без перевода и вообразит фестиваль

Дом культуры «ГЭС-2». 2022.  Фото: Даниил Анненков
Дом культуры «ГЭС-2». 2022.
Фото: Даниил Анненков

Дом культуры «ГЭС-2» подвел итоги года и анонсировал будущие проекты. В 2024-м его посетил почти 1 млн человек. В следующем году их может стать еще больше: «ГЭС-2» «замедляется» и глубоко погружается в историю искусства и художественную практику

Артем Бондаревский, генеральный директор «ГЭС-2» и фонда V–A–C, построил отчетный доклад Дома культуры в стиле Стива Джобса. Расхаживая по актовому залу в демократичном пиджаке, надетом на утепленный жилет, он старался разбавлять цифры шутками. «Даже не представляете, сколько людей пытались проверить подлинность „Черного квадрата“ Малевича разными частями тела, но, к счастью, эти попытки удалось пресечь», — например, сказал он, вызвав легкие улыбки в зале. Что касается сухой статистики, то, согласно подсчетам «ГЭС-2», за 2024 год (к концу ноября) Дом культуры посетило 942 тыс. человек, что почти на 300 тыс. больше, чем в 2022-м, и на 120 тыс. больше, чем в 2023-м. При этом 60% посетителей приходят не первый раз и 80% посещают проект, а не просто заходят, чтобы «попить кофе и сделать селфи». Впрочем, в 2023-м процент «возвращенцев» был несколько выше — 77%. Но абсолютно для всех пришедших «культура — часть образа жизни», подчеркнул гендиректор «ГЭС-2».

Франциско Инфанте-Арана, Платон Инфанте. Инсталляция «Небесные артефакты». Дом культуры «ГЭС-2». 2024. Фото: Даниил Анненков
Франциско Инфанте-Арана, Платон Инфанте. Инсталляция «Небесные артефакты». Дом культуры «ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков

Отдельно Бондаревский коснулся работы с художниками, которые, по его словам, «развиваются вместе с аудиторией и командой „ГЭС-2“». Ряд произведений, созданных в Центре художественного производства «Своды» (а в 2024 году таковых 119), потом показали на других площадках. Примером служит «Серый человек» Алексея Корси, который попал в коллекцию Антона Козлова и сейчас показывается в арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге на выставке «Двадцать один длинный, один короткий». В общей сложности в уходящем году более 80 художников, кураторов и исследователей приняли участие в грантовой программе «ГЭС-2», 70 проектов созданы по заказу Дома культуры и 4 проекта реализованы по результатам программы резиденций.

Справка
2024 год в «ГЭС-2»:

– 14 выставочных проектов;

– 2143 мероприятия публичной программы;

– 37 концертов;

– 21 перформанс;

– 2 театральные премьеры;

– 18 новых книг;

– 98 показанных фильмов.

Еще…

Ксения Макшанцева, генеральный продюсер фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2», рассказала о нюансах производства работ. Так, для инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых построили замкнутую систему подачи воды, а для танцевального перформанса Валентины Луценко — фальшстену с 30-сантиметровыми полочками, которые выдерживали актеров. «Важной частью становится посетительский опыт. Мы, например, провели несколько недель, тестируя „Спектакль для одного зрителя“ (который потом был сыгран 800 раз), чтобы понять, как это будет работать», — подчеркнула Ксения Макшанцева.

Алиса Прудникова на пресс-конференции «ГЭС-2».  Фото: Анна Завозяева
Алиса Прудникова на пресс-конференции «ГЭС-2».
Фото: Анна Завозяева

Наконец, программный директор Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Алиса Прудникова погрузила в систему координат, которой будет руководствоваться арт-пространство в будущем. В 2024 году программных направлений было десять — теперь «ГЭС-2» осознал свою «концептуальную размазанность» и решил сконцентрироваться на трех: «От ускорения к замедлению», «Системы знания и художественная практика» и «Другие модернизмы / Глобальное vs локальное». Их суть раскроется в готовящихся проектах.

В фокусе «ГЭС-2» на ближайшие годы — Латинская Америка. Уже 12 декабря здесь открывается проект «Videobrasil. Перевод не требуется», посвященный творчеству видеохудожников стран «глобального Юга». Летом «ГЭС-2» представит работы Лины Бо Барди — культовой для Бразилии и всего музейного мира фигуры, которая в 2021 году была посмертно удостоена «Золотого льва» 17-й Венецианской архитектурной биеннале. В этом году на 60-й Венецианской биеннале воспроизвели прием, использованный ею в 1968 году в Художественном музее Сан-Паулу: произведения художников замуровали в «стеклянные мольберты» и расположили в пространстве так, словно они левитируют. «Парящий» метод используют и на Проспекте в «ГЭС-2».

Вместе с тем институция смотрит и в другую сторону света — на Китай. Оттуда в декабре 2025 года привезут инсталляцию авангардного режиссера и художника Моу Сена. Перформативный проект по мотивам произведения Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» он специально разработает для пространства Проспекта в «ГЭС-2». Алиса Прудникова обещала, что визуальное решение будет максимально эффектным.

Еще один проект следующего года, намеченный на апрель — сентябрь, будет обращен к Центральной Азии: выставку «Не слитно, не раздельно» посвятят легендарной Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, одной из самых значимых и длительных в СССР. Начатые в дельтах рек Амударья и Сырдарья археологом и этнографом Сергеем Толстовым исследования продолжались с 1937 по 1991 год. В экспозицию войдут уникальные археологические памятники, которые актуализируют с помощью работ современных художников.

Балет «Озеро». Дом культуры «ГЭС-2». 2023. Фото: Руслан Шавалеев
Балет «Озеро». Дом культуры «ГЭС-2». 2023.
Фото: Руслан Шавалеев

Параллельно с выставкой будет собрана кураторская программа «Ташкент-1970: кинофестиваль, которого не было». В этом проекте вспомнят историю Ташкентского международного кинофестиваля, который ежегодно проводился в Узбекистане с 1958 года и стал важной точкой культурного обмена в годы холодной войны, но в 1970-м был отменен из-за эпидемии оспы. В Доме культуры представят, будто бы тот неслучившийся смотр все же состоялся. Еще один кинопроект получит название «Фестиваль обретенных фильмов». На нем покажут киноленты из разных стран, которые по разным причинам долго лежали на полке.

Планирует «ГЭС-2» и работу с российскими регионами. Летом 2025-го — серию проектов с Северной Осетией (совместно с Северо-Кавказским филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина). Центральной его темой станет исследование феномена хадзара. Речь о постройках во дворах, где были столы и скамейки; там собирались, чтобы коллективно отметить праздник или поминки. Другой проект связан с культурным сообществом Ямало-Ненецкого автономного округа и расскажет о его ритуалах. Оба они станут ответом на вопрос, как на эти уходящие в прошлое традиции смотреть из ХХI века.

Не обойдется и без академических, инклюзивных, экспериментально-театральных, издательских и резидентских программ. Среди них — международная научная конференция «Другие модернизмы» (ноябрь), междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих» (октябрь), издание фундаментального труда по истории классического искусства Алоиза Ригля «Позднеримское художественное производство» и книги Клемента Гринберга «Искусство и культура», форум «Музейный гид» (май), премьера спектакля Юрия Муравицкого «Будущее», театральная лаборатория «Действие четвертое» и спектакль «МУМУ. Действие четвертое».

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+