18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китч в фонде Ruarts: это уже чересчур или можно еще?

Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.  Фото: фонд Ruarts
Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.
Фото: фонд Ruarts
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Выставка с красноречивым названием «Чересчур» посвящена понятию, границы которого все больше размываются. Кажется, китч больше не синоним дурного вкуса. Но что же это тогда? И зачем ведущие художники то и дело обращаются к его приемам и эстетике?

Проект с красноречивым названием «Чересчур» посвящен понятию, границы которого все больше размываются, и, вероятно, самое время обозначить его интенции. Слово «китч» начало входить в обиход во второй половине ХIХ века; считается, что этимология его связана с немецким kitschen («пачкать, делать кое-как»). Первым исследованием по теме стала работа австрийца Германа Броха «Зло в системе ценностей искусства» (1933), название которой говорит о позиции автора. Брох приравнивает китч к дурно­вкусию, противопоставляя его «настоящему» искусству. Фундаментальное зло, воплощенное в китче, по Броху, это подмена этики эстетикой, смысла — эффектом красивости. Но, как известно, красота — понятие переменчивое, зависящее от индивидуального взгляда и трендов. Клемент Гринберг в работе «Авангард и китч» (1939), на которую как раз опирается проект фонда Ruarts, тоже разводит по разным углам искусство и китч, называя его «симулякром подлинной культуры».

Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.  Фото: фонд Ruarts
Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.
Фото: фонд Ruarts

Во второй половине ХХ века постмодерн (и в особенности поп-арт) стирает былые оценки и категории, границы между «высоким» и «низким». Сначала Энди Уорхол смешал бытовое и возвышенное, возведя масскульт в элитарную степень. За ним последовали многие — и тоже снискали славу. Одного из самых успешных художников наших дней Джеффа Кунса называют «королем китча» (его «Кролик» был продан пять лет назад за $91 млн). Значит ли это, что китч — нечто большее, чем просто синоним дурновкусия?

Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.  Фото: фонд Ruarts
Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.
Фото: фонд Ruarts

«Выставка „Чересчур“ дает возможность для критического взгляда на определяющие черты китча: позитивное содержание, простота и однозначность, пародийность, сентиментальность и формульность — а также демонстрирует устойчивые признаки его визуального языка и образной системы: цветы, драгоценности, дети, мифологические персонажи и существа, медийные личности, влюбленные и любовники. Выставка позволяет обнаружить огромный потенциал китча для изучения современной культуры, коллективных и индивидуальных ценностей, а также для художественной рефлексии», — считает куратор проекта Алексей Масляев.

Список участников выставки впечатляет. Есть здесь, например, известный видео-арт Who Wants to Live Forever… группы AES+F, созданный спустя год после гибели в автокатастрофе принцессы Дианы, как считается, при попытке оторваться от машины папарацци. Улыбающаяся сквозь кровавые подтеки Диана ставит перед зрителем вопрос о той самой красивости, что ассоциируется с китчем. К чему ведет массовая гонка за «картинкой»?

Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.  Фото: фонд Ruarts
Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.
Фото: фонд Ruarts

Перестает ли китч быть таковым, если в него заложена идея противоречия и сомнения? Цикл «Униженные и окрыленные», созданный Ириной Кориной в 2016 году, тоже очень по-постмодернистски сталкивает негативную текстуальность («Нет», «Все не так», «Но почему-то не могу») с визуальной упаковкой, где есть все атрибуты китча: бахрома, аляповатые узоры, дешевые материалы. Одна из работ, кстати, называется «Ну наверное это чересчур».

Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.  Фото: фонд Ruarts
Выставка «Чересчур. Феномен китча в современном искусстве» в фонде Ruarts.
Фото: фонд Ruarts

Каждое из произведений по-своему ставит перед зрителем один и тот же провокационный вопрос: это уже чересчур или еще нет? Среди «провокаторов» — миниатюры Александра Захарова, фотографии Ивана Горшкова, живопись Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, интерпретации Влада Мамышева-Монро из серии «Секретные материалы — 2», шелкография Айдан Салаховой, работы Александра Савко и Ольги Тобрелутс, видео-арт «Озеро» группы «Синий суп». К известным произведениям с биографией добавят опыты художников уличной волны Giwe, 0331с, Гриши, серию Trading Александра Егорова. В основе выставки — коллекция фонда Ruarts, но ряд экспонатов позаимствован из Мультимедиа Арт Музея, фонда «Екатерина», галерей Artwin, fābula, Futuro, Pennlab, XL и частных коллекций. То есть диапазон исследования широк. И быть может, оно даст ответ Клементу Гринбергу, вопрошавшему: «Что является источником ценности или качества в искусстве?».

Фонд Ruarts
«Чересчур. Феномен китча в современном искусстве»
До 11 мая

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
6
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
27.12.2024
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+