Проект с красноречивым названием «Чересчур» посвящен понятию, границы которого все больше размываются, и, вероятно, самое время обозначить его интенции. Слово «китч» начало входить в обиход во второй половине ХIХ века; считается, что этимология его связана с немецким kitschen («пачкать, делать кое-как»). Первым исследованием по теме стала работа австрийца Германа Броха «Зло в системе ценностей искусства» (1933), название которой говорит о позиции автора. Брох приравнивает китч к дурновкусию, противопоставляя его «настоящему» искусству. Фундаментальное зло, воплощенное в китче, по Броху, это подмена этики эстетикой, смысла — эффектом красивости. Но, как известно, красота — понятие переменчивое, зависящее от индивидуального взгляда и трендов. Клемент Гринберг в работе «Авангард и китч» (1939), на которую как раз опирается проект фонда Ruarts, тоже разводит по разным углам искусство и китч, называя его «симулякром подлинной культуры».
Во второй половине ХХ века постмодерн (и в особенности поп-арт) стирает былые оценки и категории, границы между «высоким» и «низким». Сначала Энди Уорхол смешал бытовое и возвышенное, возведя масскульт в элитарную степень. За ним последовали многие — и тоже снискали славу. Одного из самых успешных художников наших дней Джеффа Кунса называют «королем китча» (его «Кролик» был продан пять лет назад за $91 млн). Значит ли это, что китч — нечто большее, чем просто синоним дурновкусия?
«Выставка „Чересчур“ дает возможность для критического взгляда на определяющие черты китча: позитивное содержание, простота и однозначность, пародийность, сентиментальность и формульность — а также демонстрирует устойчивые признаки его визуального языка и образной системы: цветы, драгоценности, дети, мифологические персонажи и существа, медийные личности, влюбленные и любовники. Выставка позволяет обнаружить огромный потенциал китча для изучения современной культуры, коллективных и индивидуальных ценностей, а также для художественной рефлексии», — считает куратор проекта Алексей Масляев.
Список участников выставки впечатляет. Есть здесь, например, известный видео-арт Who Wants to Live Forever… группы AES+F, созданный спустя год после гибели в автокатастрофе принцессы Дианы, как считается, при попытке оторваться от машины папарацци. Улыбающаяся сквозь кровавые подтеки Диана ставит перед зрителем вопрос о той самой красивости, что ассоциируется с китчем. К чему ведет массовая гонка за «картинкой»?
Перестает ли китч быть таковым, если в него заложена идея противоречия и сомнения? Цикл «Униженные и окрыленные», созданный Ириной Кориной в 2016 году, тоже очень по-постмодернистски сталкивает негативную текстуальность («Нет», «Все не так», «Но почему-то не могу») с визуальной упаковкой, где есть все атрибуты китча: бахрома, аляповатые узоры, дешевые материалы. Одна из работ, кстати, называется «Ну наверное это чересчур».
Каждое из произведений по-своему ставит перед зрителем один и тот же провокационный вопрос: это уже чересчур или еще нет? Среди «провокаторов» — миниатюры Александра Захарова, фотографии Ивана Горшкова, живопись Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, интерпретации Влада Мамышева-Монро из серии «Секретные материалы — 2», шелкография Айдан Салаховой, работы Александра Савко и Ольги Тобрелутс, видео-арт «Озеро» группы «Синий суп». К известным произведениям с биографией добавят опыты художников уличной волны Giwe, 0331с, Гриши, серию Trading Александра Егорова. В основе выставки — коллекция фонда Ruarts, но ряд экспонатов позаимствован из Мультимедиа Арт Музея, фонда «Екатерина», галерей Artwin, fābula, Futuro, Pennlab, XL и частных коллекций. То есть диапазон исследования широк. И быть может, оно даст ответ Клементу Гринбергу, вопрошавшему: «Что является источником ценности или качества в искусстве?».
Фонд Ruarts
«Чересчур. Феномен китча в современном искусстве»
До 11 мая