На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге 7–8 декабря проходит праздник — Дни Эрмитажа. В этом году музей отмечает 260-летие. Немецкий романтик Каспар Давид Фридрих (1774–1840) на десять лет младше. Но дело не в круглых датах. Для России Фридрих — свой художник. Именно об этом выставочный блокбастер, объединивший более 200 экспонатов. Картины, рисунки, мемориальные предметы, уникальные документы из 14 отечественных музеев и библиотек — здесь и сам Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Российская национальная библиотека, Пушкинский Дом, а еще московский Государственный музей А.С.Пушкина, Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Кураторы проекта Михаил Дединкин и Александра Коншакова собрали если не всех, то почти всех «фридрихов», которые хранятся в России. Это 11 картин и 16 рисунков — самое большое за пределами Германии представительство классика. Такого подарка публике не делали с 2021 года, когда на выставку «Мечты о свободе» в Третьяковке приехали 13 работ Фридриха, в том числе семь — из немецких музеев.
Вознесение художника в пантеон мирового искусства после полувека забвения началось с берлинской персональной выставки 1906 года. Пожар Стеклянного дворца в Мюнхене, уничтоживший в 1931 году ряд работ Фридриха, уже тогда воспринимался как культурная катастрофа.
Выставка «Ландшафт души» вращается вокруг трех имен: это сам Каспар Давид Фридрих, императрица Александра Федоровна (она же принцесса Шарлотта Прусская) и Василий Жуковский, по его собственным словам, «родитель на Руси немецкого романтизма и поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских». Сюжетная линия, соединившая этих троих, в кратком изложении выглядит так. В 1817 году прусская принцесса приехала в Петербург, чтобы стать женой великого князя Николая Павловича. Она привезла с собой культ рыцарства в его романтическом изводе. Позже этот культ породил костюмированные рыцарские турниры и маскарады «Волшебство Белой Розы». Белая Роза — так в честь героини рыцарского романа называли Шарлотту родные. Учить ее русскому языку поручили Жуковскому.
В 1824 году Николай Павлович посетил мастерскую Фридриха и приобрел, предположительно, «Восход луны над морем» и «Утро в горах». Когда была куплена картина «На паруснике», автопортрет Фридриха с молодой женой Каролиной во время их свадебного путешествия, пока не выяснено.
Жуковский познакомился с Фридрихом в 1821-м. Два романтика подружились на всю жизнь. До последних дней художника поэт продолжал покупать его картины и рисунки — как для императрицы, так и для себя. Этим он сильно поддержал мастера, который после инсульта уже не мог писать маслом. В марте 1840 года, за два месяца до смерти Фридриха, друзья виделись в последний раз. В дневнике Жуковский отметил: «Пребывание в Дрездене. Выбор рисунков для великого князя». Речь шла об Александре Николаевиче, будущем Александре II. Для него были приобретены сепии «Сова в готическом окне», «Летящий филин», «Лодка на берегу» и «Окно мастерской».
В 1860 году Александра Федоровна умерла. Вскоре после этого художественное собрание императрицы в полном составе поступило в коллекцию Эрмитажа, в том числе картины Каспара Давида Фридриха.
Кураторы выстроили экспозицию в Николаевском зале Зимнего дворца в виде трех линий. В центре — «Фридрих», слева — «Александра Федоровна», справа — «Жуковский и его современники». Публике предоставляется возможность совершать путешествие как вдоль линий, так и между ними, ища метафоры, рифмы и переклички.
Чтобы работы камерного формата эффектно смотрелись в самом большом зале Эрмитажа, архитектор выставки Максим Атаянц придумал систему перспективных порталов, в которых картины и рисунки Фридриха кажутся больше, чем на самом деле. Чем не романтическое решение! В том же духе, «горными уступами», расположены две другие линии экспозиции.
Эпиграфом к выставке кураторы выбрали благопожелание Фридриха, которое он оставил в альбоме Жуковского: «Не человек дан человеку в качестве образца для подражания. Божественное и бесконечное — вот его цель. К величайшему, великолепнейшему следует стремиться, если желаешь обрести прекрасное».
Специально сделанные переводы стихотворений Фридриха «Вечер» и «Наклоняясь к глади вод, солнце нежно к морю льнет», а также программное романтическое произведение Василия Жуковского «Горная дорога» встроены в визуальный ряд. У поэта есть такие строки: «Там мост через бездну отважной дугой / С скалы на скалу перегнулся; / Не смертною был он поставлен рукой — / Кто смертный к нему бы коснулся?»
Помимо всего эрмитажного Фридриха, в «Ландшафте души» показаны, в частности, картина «Горный пейзаж» из Пушкинского музея и впервые два рисунка оттуда же — «Пейзаж с воротами» и «Пейзаж с парусниками» из так называемого перемещенного искусства.
Одна гуашь, «Решетка и двери на кладбище», прибыла из Радищевского музея. Она происходит из коллекции еще одного наставника цесаревича Александра, Семена Юрьéвича, у которого было поместье в Саратовской губернии.
Другое полотно из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина, «Василий Жуковский и братья Александр и Сергей Тургеневы», стало центром проекта. Это единственная картина Фридриха, про которую точно известно: она находилась в собрании поэта, позже рассеянном по миру. Художник изобразил на берегу Эльбы Жуковского в сюртуке, братьев — в плащах-накидках. Вероятно, Александр Тургенев, заказчик полотна в подарок Жуковскому, научил Фридриха встроить в ажурную решетку Брюлевой террасы слова кириллицей «Василий Жуковский», как дружеское посвящение, и число «30 июля», как дату отправки заказа в Россию.
Еще одна важная глава про Фридриха и его русских поклонников — переписка с Жуковским по поводу заказа нравоучительных картин для наследника престола на темы возвышения души с помощью музыки. В ответ художник прислал четыре транспарентных рисунка и приложил подробную инструкцию, как их рассматривать. Эти работы акварелью на промасленной бумаге не имели шансов спастись в пожаре 1837 года. Но в европейских музеях сохранились эскизы. Студенты из Репинской академии создали работы по мотивам Фридриха. Они представлены наряду с транспарентами других авторов начала XIX века.
Русский раздел разнообразен и неизменно романтичен. Тут и знаменитый портрет молодого Жуковского кисти Ореста Кипренского, и «Вид на Волге, близ села Красновидова» Никанора Чернецова, и его же пейзаж «Дарьяльское ущелье», подаренный Пушкину, и акварельные портреты братьев Тургеневых, нарисованные Петром Соколовым. «Остров Валаам при закате солнца» принадлежит Антону Иванову-Голубому. Михаил Лермонтов представлен двумя кавказскими пейзажами, художник Максим Воробьев — двумя пейзажами петербургскими и известным аллегорическим полотном «Дуб, раздробленный молнией».
На почетном месте — 20 карандашных рисунков Жуковского из итальянских поездок. Рисунки сделаны по романтическим «лекалам» Фридриха — есть там и человек у окна, и крест на фоне гор. На выставке воссоздан вид кабинета Жуковского в Шепелевском доме (сейчас на этом месте находится здание Нового Эрмитажа).
Александра Федоровна представлена в экспозиции подборкой личных вещей: немного «готической» мебели, жестяная коробочка-сувенир в виде яйца, расписанная горными пейзажами, и альбом 1810-х годов с видами родных мест прусской принцессы.
Государственный Эрмитаж
«Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»
До 13 апреля