В фойе третьего корпуса Музея Москвы стоит шум и гам. Школьники стали первыми посетителями выставки «История Москвы», которую музей, по словам его директора Анны Трапковой, старался сделать «современной, актуальной и понятной молодым». Особенно гордится городская арт-институция интерактивными ящичками-секретиками, которые можно найти в каждом разделе. В них кроются предметы детского быта разных эпох — от глиняных птичек-свистулек XII века до игрушечных наборов мебели конца ХIX столетия. Вместе с дверками тайников дети открывают для себя историю Москвы, а путешествие по 24 разделам превращается в квест, увлекающий и взрослых.
«Детский маршрут с потайными ящичками — наша особая гордость, — рассказывает Анна Трапкова. — Мы еще во время пандемии начали работать над созданием новой экспозиции об истории Москвы, которая должна была сменить прежнюю, открытую в 2016 году. Перед нами стояло много полемических вопросов. Что мы можем сделать такого, что еще не представлено на музейной карте? Нужна ли сегодня экспозиция, которая живет дольше четырех-шести месяцев? В итоге нашли свой подход с помощью кураторов Александры Селивановой и Светланы Бабаджан — рассказать о повседневной жизни города и горожан».
Поэтому многие уникальные экспонаты выставки не такие уж уникальные — в том смысле, что в фокусе предметы, которыми пользовались люди разных эпох в обычной жизни, в быту. Большая история здесь становится фоном для истории личной. И, несмотря на то что экспозиция собрала более 2,2 тыс. предметов, а еще множество поясняющих текстов и тематических фильмов (над каждым разделом работала группа специалистов по определенному периоду, так что команда проекта разрослась в геометрической прогрессии), повествование получилось легким. Восприятию способствует чистота оптики: экспонаты показывают на многоуровневых подиумах в совершенно белых светлых залах. Дизайном выставки музей обязан Кириллу Ассу и Надежде Корбут.
Вводный раздел «человеческого измерения московской истории», как выразилась одна из кураторов, Светлана Бабаджан, рассказывает о дьяковской культуре, которая бытовала в московском крае в эпоху железа. Свое название она получила по Дьякову городищу близ современного Коломенского. Назначение многих артефактов той эпохи по сей день загадка. Например, небольшие глиняные изделия, испещренные дырочками и украшенные иероглифами, могли служить грузиками для рыбалки или предназначаться для ритуалов. Зрителям предлагается пофантазировать, изучив известные вводные. И так каждый этап становления Москвы превращается в игру и дискуссию — о бытовом и великом, частном и общем.
Пожалуй, самый уникальный экспонат — фрагмент ткани из гробницы сына Ивана Грозного, царевича Ивана, обнаруженный в его саркофаге в 1963 году. Реликвия в 1960-х хранилась в фондах Музеев Московского Кремля, но не показывалась из-за ветхости. Только сейчас ее отреставрировали — специально к выставке. Этот кусок ткани выставляется впервые, как и ряд других экспонатов (например, деревянная скульптура ангела ХVIII века). Покров показывают как ценную графику: витрина защищена плотной тканью, которую можно ненадолго поднять, чтобы приоткрыть древнюю историю.
По выставке предлагается ходить разными маршрутами, изучая историю в целом или тематическими главами (есть, например, маршруты, посвященные только посуде, костюму или книге). Боковые отсеки экспозиции созданы в формате открытого хранения: вынесены особняком надгробные плиты, сосуды, бюсты, реконструирующие облик исторических деятелей. Каждому из этих разделов можно посвятить отдельную экскурсию.
Особенно завораживает картина Ивана Айвазовского, которая хорошо иллюстрирует кураторский метод. Работа 1851 года, нехарактерная для мариниста, изображает москвичей на фоне большого города: на первом плане горожане устроили пикник с самоваром под соснами на Воробьевых горах, а за ними открывается вид, прописанный документально и детально. Напротив полотна — первая фотографическая панорама Москвы (1867 года, снимок из альбома, изданного Николаем Найденовым). Ее тоже можно рассматривать часами, угадывая знакомые здания и находя те, что не сохранились до наших дней.
Так, заглядывая в глубину веков и разгадывая их тайны, зритель доходит до 1941 года. Великой Отечественной войне и периоду после нее будет посвящена вторая часть экспозиции, которая откроется в 2026 году и станет продолжением этого проекта. В нем сохранится «человеческая формула» взгляда на историю, который помогает нам сегодняшним узнать и понять москвичей, ходивших по улицам города 800, 500, 100 лет назад.