Костромские места в IV–V веках были заселены финно-угорскими и балтскими племенами. Славяне же начали проникать сюда в X–XI веках. Их привлекали леса, богатые зверем, Волга, богатая рыбой, и земли, неожиданно богатые солью. Как и Москва, Кострома была основана князем Юрием Долгоруким, но несколькими годами позже — в 1152 году, во время военного похода в земли казанских болгар (или булгар). Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками, от которых «и совсем проезду не было», а на выжженной земле появился новый город. Одни исследователи считают, что в основе названия города лежит финское слово «кострум» — «крепость», другие связывают его с языческим обрядом — так назывался в этих местах праздник, напоминающий Масленицу.
Кострома много раз подвергалась иноземным набегам, была поводом для распрей русских князей, несколько раз горела и, словно феникс, снова возрождалась из пепла. Можно сказать, что Смутное время, накрывшее страну на рубеже XVI–XVII веков, закончилось именно в Костроме: здесь был призван на царство первый представитель династии Романовых — Михаил Федорович, положивший конец одному из самых сложных периодов в истории России.
К середине XVII века Кострома стала четвертым по значению посадом Российского государства. Новый этап в жизни города начался с приходом к власти Екатерины II. В 1781 году городу был выдан план застройки, в основу которого была положена радиально-концентрическая сетка улиц, сходящихся на большой центральной площади, раскрытой в сторону Волги. С этой градостроительной реформой связывают известную легенду. Екатерина Великая, прибыв в Кострому на галере «Тверь», сходя на берег, уронила веер. Посмотрела на него и велела: «Так и стройте». На самом деле после вступления на престол императрица издала указ о стандартизации застройки российских городов и губерний в духе классицизма, и Кострома попала в список на реорганизацию.
Считается, что с этого момента начался культурный расцвет города: появились новые парадные здания, стали часто приезжать художники и писатели. При этом Кострома всегда славилась множеством ремесел, среди них — льняное ткачество, сыроварение, но главное, пожалуй, ювелирный промысел.
Как так вышло, что Костромская губерния стала ведущей ювелирной областью России, доподлинно неизвестно. Парадоксально то, что драгоценных металлов или камней в регионе никогда не было. Многочисленные пожары уничтожили большинство свидетельств и документов, но исследователи сходятся во мнении, что промысел начал развиваться в этих краях примерно в XI–XII веках и особенно развернулся в XVI столетии.
Главным ювелирным центром всегда была не сама Кострома, а поволжское село Красное (теперь поселок Красное-на-Волге), что в 35 км от города. Местные полагают, что их промысел насчитывает уже минимум 800 лет. Это подтверждают и археологические находки, датированные даже двумя столетиями ранее.
Из официальных записей известно, что в конце XVI века село принадлежало Борису Годунову. В XVIII веке Красное было пожаловано Екатериной II ее фрейлине Прасковье Бутаковой. В XIX веке оно перешло князьям Вяземским, в том числе поэту и критику Петру Вяземскому, другу Пушкина. Независимо от того, кто владел селом, в Красном и ближайших деревнях издревле делали украшения, предметы сервировки, церковную утварь, кресты, оклады для икон и многое другое. Продукция красносельских мастеров всегда была представлена на крупнейших российских ярмарках.
В конце XIX века в Красном был создан класс технического рисования, а затем возникла художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела. Говорят, художник Василий Поленов, чтобы поддержать стремление жителей села к созданию прекрасного, даже выделил на строительство и оборудование мастерских 30 тыс. руб. Сегодня это Красносельское училище художественной обработки металлов (КУХОМ) — единственное подобное учебное заведение в России. Недавно училище присоединили к московскому Российскому государственному художественно-промышленному университету им. С.Г.Строганова (Строгановка), что символично, ведь именно к графу Сергею Григорьевичу Строганову когда-то обратились местные кустари с просьбой о помощи в поиске преподавателя, способного обучить детей ремесленников техническому рисованию. На призыв графа откликнулся его ученик Сергей Монастырский. Он приехал в село еще с двумя ученицами Строганова — сестрами Апухтиными. Вместе они открыли в 1897 году бесплатные классы рисования для будущих ювелиров.
Именно в стенах училища в 1930-х родилась знаменитая красносельская скань — особый вид филиграни (проволочное кружево), который отличается скульптурностью — плотной и очень рельефной композицией в нескольких плоскостях.
Работы учеников КУХОМ еще в начале прошлого века становились сенсацией для мирового сообщества. В 1911 году изделия красносельцев получили золотую медаль и почетный диплом на Международной выставке промышленности и труда в Турине, а в 1937 году на Всемирной выставке в Париже золотой медали удостоилась уже многоуровневая скань из Красного-на-Волге.
Уникальность современного КУХОМ в первую очередь состоит в том, что училище остается бесплатным, как это и было задумано еще в XIX веке. Поступить сюда на платной основе невозможно, помочь могут только талант и упорство.
В училище есть собственный музей, где хранятся изделия, охватывающие период с конца XIX века до наших дней. Коллекция ежегодно пополняется благодаря дипломным проектам студентов, среди которых нередко встречаются совершенно немыслимые работы. Попасть в это священное место непросто (надо заранее отправить по электронной почте личный запрос в администрацию), но оно того стоит. Смотрительница музея — одна из бывших учениц, а ныне почетный преподаватель училища — знает все о каждом из тысяч драгоценных экспонатов. Главный нюанс: делать фотографии в этом музее не разрешается. Таким образом в КУХОМ борются с копированием своих уникальных изделий.
Если не удастся попасть в стены училища, расстраиваться не стоит: в Красном-на-Волге есть и общедоступный Музей ювелирного и народно-прикладного искусства, который занимает старое здание художественно-ремесленной мастерской. Среди его экспонатов — уникальная коллекция красносельской скани, старообрядческого медного литья, церковных риз, а также небольшая экспозиция с предметами быта кустарей и фотографии, иллюстрирующие процесс их работы. На втором этаже — залы, где проходят выставки декоративно-прикладного искусства, живописи и графики костромских и красносельских художников.
Есть в поселке и интерактивный музей ювелирного искусства, где можно не только посмотреть на изящные изделия, но и попробовать себя в роли начинающего ювелира, сделав собственными руками небольшой сувенир в технике красносельской скани.
Знакомство с историей ювелирного промысла в Красном-на-Волге обычно занимает не больше половины дня. Культурную программу обязательно нужно продолжить в самой Костроме.
За последние десять лет город вложил много сил и средств в развитие туристической инфраструктуры, при этом здесь гармонично сочетаются современные удобства и дух старой, дореволюционной России. Архитектурные памятники в стиле классицизм, деревянные домики с резными наличниками, монастыри, церкви, краснокирпичные особняки, длинный променад вдоль Волги — все это словно пришло из пьес Александра Островского, который сам часто бывал в Костроме (имение писателя располагалось недалеко от города, в селе Щелыково, где теперь работает его дом-музей).
Местные называют Кострому богохранимым городом: до революции здесь был 41 храм. Из них сохранилось только 11, но есть два главных монастыря — Ипатьевский и Богоявленско-Анастасиин.
Первый имеет особое значение для российской истории. Он был основан в XIV веке с дозволения бояр Годуновых, владевших этими землями. Троицкий собор монастыря снаружи украшен богатым каменным декором, а внутренняя роспись выполнена знаменитой артелью иконописцев Гурия Никитина, работавшей над убранством важных российских святынь: церкви Ильи Пророка в Ярославле, Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале и даже Архангельского собора Московского Кремля. Именно в Ипатьевском монастыре скрывался от польских захватчиков 16-летний Михаил Романов, и именно сюда прибыли послы московского Земского собора призывать его на царство. С того момента Ипатьевский монастырь навсегда вошел в историю как колыбель дома Романовых. После воцарения Михаила члены его семьи стали почитать Ипатьевский монастырь фамильной святыней, поэтому каждый следующий монарх считал своим долгом побывать в Костроме после вступления на престол.
Через дорогу от южной стены Ипатьевского монастыря находится музей деревянного зодчества «Костромская слобода». На большой территории в ряд выстроены не просто крестьянские избы, а дома довольно зажиточных крестьян-лесопромышленников XVIII–XIX веков, привезенные из разных мест Костромской области. Также сюда были бережно доставлены деревянные храмы, в том числе древнейший во всей Центральной России памятник этого рода — церковь Собора Пресвятой Богородицы 1552 года.
Другое намоленное место Костромы — Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, основанный в 1426 году по благословению Сергия Радонежского. Долгое время здесь хранилась главная святыня Костромской земли — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери XIII века, перед ликом которой инокиня Марфа, мать Михаила Романова, благословила его на царство. После перенесения иконы в восстановленный Богоявленский собор Костромского кремля в обители остался не менее почитаемый список с нее. Монастырь действует и сейчас, поэтому сестры-монахини строго следят за порядком и соблюдением правил, так что при посещении стоит это учитывать и ответственно подходить к своему внешнему виду.
Главное место на карте города занимает Сусанинская площадь. По окружности ее украшает несколько архитектурных памятников в стиле классицизм: дом Борщова с колоннами, здания гауптвахты и присутственных мест, губернский архив и пожарная каланча, которой восхищался сам Николай II, приехавший в Кострому отметить 300-летие дома Романовых. Тогда же, 19 мая 1913 года, он участвовал в торжественном открытии Романовского музея, который существует до сих пор. Белое здание с резным декором — яркий образец модерна в «русском стиле». Тут располагается постоянная экспозиция, рассказывающая об истории русского искусства — от Древней Руси до рубежа XIX–XX веков.
По пути к набережной выстроились исторические торговые ряды: табачные, мучные, красные, калашные и другие. Сейчас здесь можно купить весь сувенирный ассортимент Костромы — от всевозможных видов сыра на сырной бирже до дизайнерской одежды изо льна.
От торговых рядов вниз по бульвару и повернув налево, дорога ведет к одной из главных достопримечательностей Костромы — беседке Островского. Говорят, что она поставлена на том месте, где писатель любил смотреть на Волгу, предаваясь творческим размышлениям.
В Кострому можно и нужно приезжать с детьми, особенно зимой, ведь именно здесь находится официальная резиденция Снегурочки. Внучку Деда Мороза торжественно выбирают каждый год, а чтобы познакомиться с ней лично, стоит заглянуть в ее резиденцию или в более колоритный «терем Снегурочки».
Для юных путешественников имеется интересный квест по городу — «Мазайские зайцы». По мотивам стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» придумали специальный маршрут, по пути следования которого можно найти бронзовые фигурки зайцев, изображающие жителей старой Костромы: купчиху, сыровара, чиновника, почтальона и других забавных персонажей.
В Костроме найдется много мест, где можно остановиться. Но однозначно самый центральный и самый роскошный отель — «Островский» напротив Романовского музея, в минуте ходьбы от Сусанинской площади. Отель открылся не так давно — в 2018 году — и предлагает гостям размещение в одном из 52 номеров разных категорий.
Здесь же расположен один из самых знаменитых в городе, отмеченный множеством гастрономических премий ресторан «Гроза», где подают блюда современной русской кухни. Их основу составляют рецепты, собранные командой ресторана во главе с бренд-шефом Антоном Рубцовым во время поездок по дальним деревням Костромской области. Знатоки утверждают, что именно в «Грозе» готовят самую вкусную костромскую уху из четырех видов рыбы.
По соседству находится еще одна точка гастрономических удовольствий — ресторан «Сыровар» с собственной сырной лавкой. Он расположен в историческом здании XIX века из красного кирпича со старинными витражами и чугунным балконом, с которого когда-то с пламенной речью выступал революционер-большевик Яков Свердлов. Сейчас это отреставрированный памятник архитектуры, где можно приятно провести время всей семьей и насладиться огромным количеством блюд с сырами, в том числе сваренными в собственной сыроварне при ресторане. Домой из лавки обязательно стоит увезти нежнейшие брынзу, скаморцу и томм. Своим появлением и «Островский», и «Гроза», и «Сыровар» обязаны костромскому ресторатору и отельеру, владельцу холдинга AM Group Алексею Метелькову, который вкладывается в проекты не только средствами, но и всей душой.
Конечно, посещая Кострому, нельзя не вспомнить экранизацию пьесы Островского «Бесприданница»: многие сцены «Жестокого романса» Эльдара Рязанова снимались на этих берегах. Проникнуться атмосферой фильма и попробовать традиционную русскую кухню с костромским акцентом можно в ресторане-дебаркадере «Старая пристань». Интерьер в духе XIX века дополнен фотографиями со съемок картины, а из окон открывается невероятно живописный вид на Волгу.
Из Костромы можно привезти впечатляющий набор подарков. Обязательный пункт, как уже было сказано, сыр нескольких видов. К нему в компанию — паштеты и деликатесы из вкуснейшего кологривского гуся, которого особенным образом разводят на северо-востоке Костромской области. Еще один фирменный сувенир — черная четверговая соль, родиной которой считается именно Кострома. До революции ее делали только раз в году — на Страстной неделе Великого поста, в Чистый четверг, из-за чего ей приписывали чудодейственные свойства. Соль крупного помола смешивалась с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывалась в кусок материи и укладывалась в чистый берестяной короб, а после ставилась в печь, в самый жар. Зола от сгоревшей оболочки оседала на соль, которая таким образом приобретала свой необычный цвет. Приготовленную по всем традиционным правилам четверговую соль можно найти в торговых рядах. Обязательно стоит заглянуть в лавку «Лепота»: владельцы уютного магазинчика собрали в нем изделия местных мастеров разного толка — от парфюмеров и дизайнеров одежды до современных художников.
Тем же, кто хочет оставить себе на память свидетельство ювелирной специализации Костромы, будет где развернуться: магазины с украшениями, причем не только крупных ювелирных заводов, но и небольших авторских брендов, в центре города встречаются буквально на каждом шагу.
КУХОМ
ул. Ленина, д. 46,
Красное-на-Волге
Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства
ул. Советская, д. 49а
Интерактивный музей ювелирного искусства
ул. Советская, д. 52,
пос. Красное-на-Волге
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
ул. Просвещения, д. 1
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
ул. Симановского, д. 26
Церковь Воскресения на Дебре
ул. Нижняя Дебря, д. 37
Музей-заповедник «Костромская слобода»
ул. Просвещения, д. 15
Романовский музей
пр. Мира, д. 5
Драматический театр имени А.Н.Островского
пр. Мира, д. 9
Терем Снегурочки
ул. Лагерная, д. 38
Беседка Островского
ул. 1 Мая, д. 2
Доходный дом Третьякова (памятник архитектуры)
ул. Симановского, д. 24/26
Сырная биржа
ул. Мучные Ряды, д. 1
Отель «Островский» и ресторан «Гроза»
пр. Мира, д. 4б
Ресторан «Сыровар»
пр. Мира, д. 4
Ресторан «Старая пристань»
набережная Волги
Магазин «Лепота»
ул. Горная, д. 3
– На «Ласточке» с Ярославского вокзала (поезда два раза в день).
– На автомобиле 341 км по Ярославскому шоссе, а затем по трассе М-8 «Холмогоры»