18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кострома и Красное-на-Волге: вотчина Романовых и русских ювелиров

Беседка Островского.  Фото: ElenArt/Фотобанк Лори
Беседка Островского.
Фото: ElenArt/Фотобанк Лори
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В преддверии новогодних праздников многие задумываются о том, как открыть для себя новые места. Чтобы провести каникулы не только комфортно, но и интересно с культурной точки зрения, можно обратить свой взор в сторону Костромы

Немного истории

Костромские места в IV–V веках были заселены финно-угорскими и балтскими племенами. Славяне же начали проникать сюда в X–XI веках. Их привлекали леса, богатые зверем, Волга, богатая рыбой, и земли, неожиданно богатые солью. Как и Москва, Кострома была основана князем Юрием Долгоруким, но несколькими годами позже — в 1152 году, во время военного похода в земли казанских болгар (или булгар). Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками, от которых «и совсем проезду не было», а на выжженной земле появился новый город. Одни исследователи считают, что в основе названия города лежит финское слово «кострум» — «крепость», другие связывают его с языческим обрядом — так назывался в этих местах праздник, напоминающий Масленицу.

Кострома много раз подвергалась иноземным набегам, была поводом для распрей русских князей, несколько раз горела и, словно феникс, снова возрождалась из пепла. Можно сказать, что Смутное время, накрывшее страну на рубеже XVI–XVII веков, закончилось именно в Костроме: здесь был призван на царство первый представитель династии Романовых — Михаил Федорович, положивший конец одному из самых сложных периодов в истории России.

Фасад Романовского музея.  Фото: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори
Фасад Романовского музея.
Фото: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори

К середине XVII века Кострома стала четвертым по значению посадом Российского государства. Новый этап в жизни города начался с приходом к власти Екатерины II. В 1781 году городу был выдан план застройки, в основу которого была положена радиально-концентрическая сетка улиц, сходящихся на большой центральной площади, раскрытой в сторону Волги. С этой градостроительной реформой связывают известную легенду. Екатерина Великая, прибыв в Кострому на галере «Тверь», сходя на берег, уронила веер. Посмотрела на него и велела: «Так и стройте». На самом деле после вступления на престол императрица издала указ о стандартизации застройки российских городов и губерний в духе классицизма, и Кострома попала в список на реорганизацию.

Считается, что с этого момента начался культурный расцвет города: появились новые парадные здания, стали часто приезжать художники и писатели. При этом Кострома всегда славилась множеством ремесел, среди них — льняное ткачество, сыроварение, но главное, пожалуй, ювелирный промысел.

Ювелирный промысел

Как так вышло, что Костромская губерния стала ведущей ювелирной областью России, доподлинно неизвестно. Парадоксально то, что драгоценных металлов или камней в регионе никогда не было. Многочисленные пожары уничтожили большинство свидетельств и документов, но исследователи сходятся во мнении, что промысел начал развиваться в этих краях примерно в XI–XII веках и особенно развернулся в XVI столетии.

Романовский музей.  Фото: Романовский музей
Романовский музей.
Фото: Романовский музей

Главным ювелирным центром всегда была не сама Кострома, а поволжское село Красное (теперь поселок Красное-на-Волге), что в 35 км от города. Местные полагают, что их промысел насчитывает уже минимум 800 лет. Это подтверждают и археологические находки, датированные даже двумя столетиями ранее.

Из официальных записей известно, что в конце XVI века село принадлежало Борису Годунову. В XVIII веке Красное было пожаловано Екатериной II ее фрейлине Прасковье Бутаковой. В XIX веке оно перешло князьям Вяземским, в том числе поэту и критику Петру Вяземскому, другу Пушкина. Независимо от того, кто владел селом, в Красном и ближайших деревнях издревле делали украшения, предметы сервировки, церковную утварь, кресты, оклады для икон и многое другое. Продукция красносельских мастеров всегда была представлена на крупнейших российских ярмарках.

В конце XIX века в Красном был создан класс технического рисования, а затем возникла художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела. Говорят, художник Василий Поленов, чтобы поддержать стремление жителей села к созданию прекрасного, даже выделил на строительство и оборудование мастерских 30 тыс. руб. Сегодня это Красносельское училище художественной обработки металлов (КУХОМ) — единственное подобное учебное заведение в России. Недавно училище присоединили к московскому Российскому государственному художественно-промышленному университету им. С.Г.Строганова (Строгановка), что символично, ведь именно к графу Сергею Григорьевичу Строганову когда-то обратились местные кустари с просьбой о помощи в поиске преподавателя, способного обучить детей ремесленников техническому рисованию. На призыв графа откликнулся его ученик Сергей Монастырский. Он приехал в село еще с двумя ученицами Строганова — сестрами Апухтиными. Вместе они открыли в 1897 году бесплатные классы рисования для будущих ювелиров.

Именно в стенах училища в 1930-х родилась знаменитая красносельская скань — особый вид филиграни (проволочное кружево), который отличается скульптурностью — плотной и очень рельефной композицией в нескольких плоскостях.

Жар-птица в технике красносельской скани. Красно-сельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства, Красное-на-Волге.  Фото: Инна Грязнова / Фотобанк Лори
Жар-птица в технике красносельской скани. Красно-сельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства, Красное-на-Волге.
Фото: Инна Грязнова / Фотобанк Лори

Работы учеников КУХОМ еще в начале прошлого века становились сенсацией для мирового сообщества. В 1911 году изделия красносельцев получили золотую медаль и почетный диплом на Международной выставке промышленности и труда в Турине, а в 1937 году на Всемирной выставке в Париже золотой медали удостоилась уже многоуровневая скань из Красного-на-Волге.

Уникальность современного КУХОМ в первую очередь состоит в том, что училище остается бесплатным, как это и было задумано еще в XIX веке. Поступить сюда на платной основе невозможно, помочь могут только талант и упорство.

В училище есть собственный музей, где хранятся изделия, охватывающие период с конца XIX века до наших дней. Коллекция ежегодно пополняется благодаря дипломным проектам студентов, среди которых нередко встречаются совершенно немыслимые работы. Попасть в это священное место непросто (надо заранее отправить по электронной почте личный запрос в администрацию), но оно того стоит. Смотрительница музея — одна из бывших учениц, а ныне почетный преподаватель училища — знает все о каждом из тысяч драгоценных экспонатов. Главный нюанс: делать фотографии в этом музее не разрешается. Таким образом в КУХОМ борются с копированием своих уникальных изделий.

Если не удастся попасть в стены училища, расстраиваться не стоит: в Красном-на-Волге есть и общедоступный Музей ювелирного и народно-прикладного искусства, который занимает старое здание художественно-ремесленной мастерской. Среди его экспонатов — уникальная коллекция красносельской скани, старообрядческого медного литья, церковных риз, а также небольшая экспозиция с предметами быта кустарей и фотографии, иллюстрирующие процесс их работы. На втором этаже — залы, где проходят выставки декоративно-прикладного искусства, живописи и графики костромских и красносельских художников.

Есть в поселке и интерактивный музей ювелирного искусства, где можно не только посмотреть на изящные изделия, но и попробовать себя в роли начинающего ювелира, сделав собственными руками небольшой сувенир в технике красносельской скани.

Обратно в Кострому

Знакомство с историей ювелирного промысла в Красном-на-Волге обычно занимает не больше половины дня. Культурную программу обязательно нужно продолжить в самой Костроме.

Свято -Троицкий Ипатьевский монастырь.  Фото: Николай Сачков / Фотобанк Лори
Свято -Троицкий Ипатьевский монастырь.
Фото: Николай Сачков / Фотобанк Лори

За последние десять лет город вложил много сил и средств в развитие туристической инфраструктуры, при этом здесь гармонично сочетаются современные удобства и дух старой, дореволюционной России. Архитектурные памятники в стиле классицизм, деревянные домики с резными наличниками, монастыри, церкви, краснокирпичные особняки, длинный променад вдоль Волги — все это словно пришло из пьес Александра Островского, который сам часто бывал в Костроме (имение писателя располагалось недалеко от города, в селе Щелыково, где теперь работает его дом-музей).

Местные называют Кострому богохранимым городом: до революции здесь был 41 храм. Из них сохранилось только 11, но есть два главных монастыря — Ипатьевский и Богоявленско-Анастасиин.

Первый имеет особое значение для российской истории. Он был основан в XIV веке с дозволения бояр Годуновых, владевших этими землями. Троицкий собор монастыря снаружи украшен богатым каменным декором, а внутренняя роспись выполнена знаменитой артелью иконописцев Гурия Никитина, работавшей над убранством важных российских святынь: церкви Ильи Пророка в Ярославле, Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале и даже Архангельского собора Московского Кремля. Именно в Ипатьевском монастыре скрывался от польских захватчиков 16-летний Михаил Романов, и именно сюда прибыли послы московского Земского собора призывать его на царство. С того момента Ипатьевский монастырь навсегда вошел в историю как колыбель дома Романовых. После воцарения Михаила члены его семьи стали почитать Ипатьевский монастырь фамильной святыней, поэтому каждый следующий монарх считал своим долгом побывать в Костроме после вступления на престол.

Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Фото: ElenArt/Фотобанк Лори
Музей деревянного зодчества «Костромская слобода».
Фото: ElenArt/Фотобанк Лори

Через дорогу от южной стены Ипатьевского монастыря находится музей деревянного зодчества «Костромская слобода». На большой территории в ряд выстроены не просто крестьянские избы, а дома довольно зажиточных крестьян-лесопромышленников XVIII–XIX веков, привезенные из разных мест Костромской области. Также сюда были бережно доставлены деревянные храмы, в том числе древнейший во всей Центральной России памятник этого рода — церковь Собора Пресвятой Богородицы 1552 года.

Другое намоленное место Костромы — Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, основанный в 1426 году по благословению Сергия Радонежского. Долгое время здесь хранилась главная святыня Костромской земли — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери XIII века, перед ликом которой инокиня Марфа, мать Михаила Романова, благословила его на царство. После перенесения иконы в восстановленный Богоявленский собор Костромского кремля в обители остался не менее почитаемый список с нее. Монастырь действует и сейчас, поэтому сестры-монахини строго следят за порядком и соблюдением правил, так что при посещении стоит это учитывать и ответственно подходить к своему внешнему виду.

Пожарная каланча на Сусанинской площади.  Фото: Natalia Sidorova / Фотобанк Лори
Пожарная каланча на Сусанинской площади.
Фото: Natalia Sidorova / Фотобанк Лори

Главное место на карте города занимает Сусанинская площадь. По окружности ее украшает несколько архитектурных памятников в стиле классицизм: дом Борщова с колоннами, здания гауптвахты и присутственных мест, губернский архив и пожарная каланча, которой восхищался сам Николай II, приехавший в Кострому отметить 300-летие дома Романовых. Тогда же, 19 мая 1913 года, он участвовал в торжественном открытии Романовского музея, который существует до сих пор. Белое здание с резным декором — яркий образец модерна в «русском стиле». Тут располагается постоянная экспозиция, рассказывающая об истории русского искусства — от Древней Руси до рубежа XIX–XX веков.

По пути к набережной выстроились исторические торговые ряды: табачные, мучные, красные, калашные и другие. Сейчас здесь можно купить весь сувенирный ассортимент Костромы — от всевозможных видов сыра на сырной бирже до дизайнерской одежды изо льна.

Император Николай II в Костроме. Фото: ElenArt/Фотобанк Лори
Император Николай II в Костроме.
Фото: ElenArt/Фотобанк Лори

От торговых рядов вниз по бульвару и повернув налево, дорога ведет к одной из главных достопримечательностей Костромы — беседке Островского. Говорят, что она поставлена на том месте, где писатель любил смотреть на Волгу, предаваясь творческим размышлениям.

В Кострому можно и нужно приезжать с детьми, особенно зимой, ведь именно здесь находится официальная резиденция Снегурочки. Внучку Деда Мороза торжественно выбирают каждый год, а чтобы познакомиться с ней лично, стоит заглянуть в ее резиденцию или в более колоритный «терем Снегурочки».

Для юных путешественников имеется интересный квест по городу — «Мазайские зайцы». По мотивам стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» придумали специальный маршрут, по пути следования которого можно найти бронзовые фигурки зайцев, изображающие жителей старой Костромы: купчиху, сыровара, чиновника, почтальона и других забавных персонажей.

Миниатюрная скульптура зайца-зимогора из маршрута «Мазайские зайцы».  Фото: Проект «Мазайские зайцы»
Миниатюрная скульптура зайца-зимогора из маршрута «Мазайские зайцы».
Фото: Проект «Мазайские зайцы»

Где жить, что есть и что привезти

В Костроме найдется много мест, где можно остановиться. Но однозначно самый центральный и самый роскошный отель — «Островский» напротив Романовского музея, в минуте ходьбы от Сусанинской площади. Отель открылся не так давно — в 2018 году — и предлагает гостям размещение в одном из 52 номеров разных категорий.

Здесь же расположен один из самых знаменитых в городе, отмеченный множеством гастрономических премий ресторан «Гроза», где подают блюда современной русской кухни. Их основу составляют рецепты, собранные командой ресторана во главе с бренд-шефом Антоном Рубцовым во время поездок по дальним деревням Костромской области. Знатоки утверждают, что именно в «Грозе» готовят самую вкусную костромскую уху из четырех видов рыбы.

Интерьер лобби отеля «Островский».  Фото: Отель Островский
Интерьер лобби отеля «Островский».
Фото: Отель Островский

По соседству находится еще одна точка гастрономических удовольствий — ресторан «Сыровар» с собственной сырной лавкой. Он расположен в историческом здании XIX века из красного кирпича со старинными витражами и чугунным балконом, с которого когда-то с пламенной речью выступал революционер-большевик Яков Свердлов. Сейчас это отреставрированный памятник архитектуры, где можно приятно провести время всей семьей и насладиться огромным количеством блюд с сырами, в том числе сваренными в собственной сыроварне при ресторане. Домой из лавки обязательно стоит увезти нежнейшие брынзу, скаморцу и томм. Своим появлением и «Островский», и «Гроза», и «Сыровар» обязаны костромскому ресторатору и отельеру, владельцу холдинга AM Group Алексею Метелькову, который вкладывается в проекты не только средствами, но и всей душой.

Конечно, посещая Кострому, нельзя не вспомнить экранизацию пьесы Островского «Бесприданница»: многие сцены «Жестокого романса» Эльдара Рязанова снимались на этих берегах. Проникнуться атмосферой фильма и попробовать традиционную русскую кухню с костромским акцентом можно в ресторане-дебаркадере «Старая пристань». Интерьер в духе XIX века дополнен фотографиями со съемок картины, а из окон открывается невероятно живописный вид на Волгу.

Здание ресторана «Сыровар».  Фото: Туристический центр Костромской области
Здание ресторана «Сыровар».
Фото: Туристический центр Костромской области

Из Костромы можно привезти впечатляющий набор подарков. Обязательный пункт, как уже было сказано, сыр нескольких видов. К нему в компанию — паштеты и деликатесы из вкуснейшего кологривского гуся, которого особенным образом разводят на северо-востоке Костромской области. Еще один фирменный сувенир — черная четверговая соль, родиной которой считается именно Кострома. До революции ее делали только раз в году — на Страстной неделе Великого поста, в Чистый четверг, из-за чего ей приписывали чудодейственные свойства. Соль крупного помола смешивалась с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывалась в кусок материи и укладывалась в чистый берестяной короб, а после ставилась в печь, в самый жар. Зола от сгоревшей оболочки оседала на соль, которая таким образом приобретала свой необычный цвет. Приготовленную по всем традиционным правилам четверговую соль можно найти в торговых рядах. Обязательно стоит заглянуть в лавку «Лепота»: владельцы уютного магазинчика собрали в нем изделия местных мастеров разного толка — от парфюмеров и дизайнеров одежды до современных художников.

Тем же, кто хочет оставить себе на память свидетельство ювелирной специализации Костромы, будет где развернуться: магазины с украшениями, причем не только крупных ювелирных заводов, но и небольших авторских брендов, в центре города встречаются буквально на каждом шагу.

Адреса

КУХОМ
ул. Ленина, д. 46,
Красное-на-Волге

Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства
ул. Советская, д. 49а

Интерактивный музей ювелирного искусства
ул. Советская, д. 52,
пос. Красное-на-Волге

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
ул. Просвещения, д. 1

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
ул. Симановского, д. 26

Церковь Воскресения на Дебре
ул. Нижняя Дебря, д. 37

Музей-заповедник «Костромская слобода»
ул. Просвещения, д. 15

Романовский музей
пр. Мира, д. 5

Драматический театр имени А.Н.Островского
пр. Мира, д. 9

Терем Снегурочки
ул. Лагерная, д. 38

Беседка Островского
ул. 1 Мая, д. 2

Доходный дом Третьякова (памятник архитектуры)
ул. Симановского, д. 24/26

Сырная биржа
ул. Мучные Ряды, д. 1

Отель «Островский» и ресторан «Гроза»
пр. Мира, д. 4б

Ресторан «Сыровар»
пр. Мира, д. 4

Ресторан «Старая пристань»
набережная Волги

Магазин «Лепота»
ул. Горная, д. 3

Как добраться из Москвы

– На «Ласточке» с Ярославского вокзала (поезда два раза в день).

– На автомобиле 341 км по Ярославскому шоссе, а затем по трассе М-8 «Холмогоры»

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
6
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
7
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+