18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Бориса Кустодиева в Суздале: в поисках утраченного

Борис Кустодиев. «Масленица». 1919.  Фото: Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств
Борис Кустодиев. «Масленица». 1919.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Символично, что древний Суздаль завершает год своего 1000-летия выставкой одного из самых праздничных русских художников. Картины Кустодиева наполнены светом и радостью — даже те, которые он, тяжелобольной, писал по воспоминаниям

Закройте глаза и произнесите вслух или про себя: «кустодиевская красавица», «кустодиевская ярмарка», «кустодиевская зима». Появились картинки? Борис Кустодиев (1878–1927), возможно, не первый русский художник, чье имя приходит на ум, если требуется перечислить великие имена конца XIX — начала XX века, зато он относится к той очень редкой категории творцов, о ком можно сказать: его образы стали нарицательными.

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В Музейном комплексе «Кремль» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия», приуроченная к 1000-летию Суздаля. В экспозиции более полусотни живописных и графических работ, преимущественно созданных в поздний период, когда художник был фактически прикован к постели и мог писать только по воспоминаниям.

Уроженец Астрахани, Кустодиев с ранней юности интересовался живописью и брал частные уроки у Павла Власова, чье имя носит сейчас местное художественное училище. В 18 лет юноша бросает духовную семинарию и едет учиться на художника в Москву, но в итоге поступает в Санкт-Петербургское высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Кустодиев был одним из любимых учеников Ильи Репина, который привлек его к работе над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета…» (1903). Около трети голов написано 25-летним Кустодиевым, за которым закрепилась репутация талантливого портретиста. В неменьшей мере он сам тяготел к жизнерадостным жанровым сценам.

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Путешествуя по Европе на стипендию от Академии художеств, Кустодиев открыл для себя как старых мастеров — Тициана, Рубенса, Веласкеса, так и современных французов — от импрессионистов до Сезанна, что, по словам художника, вызвало «ломку и переоценку всех старых ценностей». Вернувшись домой и приступая к работе над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники», он стал смотреть на повседневные сюжеты российской глубинки через европейскую призму. Художник пишет панорамные композиции с глубоким и сложным развитием пространства (варианты «Масленицы»), сбалансированные, близкие к квадрату полотна («Балаганы», «Троицын день»).

Примечательно, что множество жизнерадостных сюжетов созданы в трудные послереволюционные годы, когда семья художника жила в нищете, а сам он вынужден был писать картины лежа, страдая от опухоли спинного мозга. От мрачной действительности он бежал в мир воображаемый — патриархальную российскую глубинку, «до краев заполненную солнцем и радостью» (выражение Максима Горького из письма Кустодиеву).

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В экспозиции, разумеется, присутствуют знаменитые шедевры: Русский музей предоставил среди прочего «Монахиню» (1908) и «Масленицу» (1916), Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства — легендарный портрет Федора Шаляпина, Третьяковская галерея — «Красавицу» (правда, не хрестоматийный оригинал 1915 года, а уменьшенный и видоизмененный вариант, созданный шесть лет спустя). Помимо этого, показываются редкости: эскизы театральных декораций и костюмов и акварели с изображением представителей разных профессий — трактирщиков, торговцев, ямщиков, половых.

Многие из пейзажей на выставке изображают окрестности «Терема» — дачи художника в Костромской губернии. «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы лучшими из лучших в своей жизни», — вспоминал Кустодиев. Вскоре после революции дом был варварски разграблен: разобрали даже потолки, украли дверцы и вьюшки печей и каминов, изразцы, оконные рамы и стекла. На восстановление «Терема» не было ни средств, ни сил, и семья передала его «для нужд волости». В 1918 году, когда писалась праздничная, нарядная панорама «Лето» («Поездка в „Терем“»), любимый дом был для тяжелобольного художника лишь воспоминанием.

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль».
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В аллегорической картине «Голубой домик» (1920) с четким горизонтальным членением пространства Кустодиев отразил все этапы жизни — от младенца на руках матери и играющих детей до мастерской гробовщика. Здесь есть и игроки в шахматы — купец, полицейский и франт, как символ равенства перед смертью, и старушка на лавочке, и воркующая парочка влюбленных, и чаепитие на балконе…

Мещанское и купеческое чаепитие — один из основных мотивов в кустодиевской вселенной, к которому он возвращался в разные годы. Хрестоматийное большое полотно «Купчиха за чаем» (1918) из Русского музея на выставку не привезли, зато можно полюбоваться «Купчихой, пьющей чай» из Нижегородского художественного музея. Созданная в 1923 году, купчиха здесь еще более нарядная, это уже практически наивное искусство, что в целом созвучно наступившей эпохе нэпа, которую художнику не суждено было пережить.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль»
«Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+