18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Шедевр Репина вернулся в Третьяковку спустя шесть лет

В Третьяковской галерее торжественно вернули в постоянную экспозицию картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
В Третьяковской галерее торжественно вернули в постоянную экспозицию картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» снова можно увидеть в постоянной экспозиции после окончания реставрации. Она помещена в специальную антивандальную капсулу под защитное стекло

В Государственной Третьяковской галерее торжественно вернули в постоянную экспозицию картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Шедевр, реставрация которого после очередного вандального нападения закончилась два года назад, помещен в специальную защитную капсулу — именно ее изготовление заняло так много времени.

Последние два года полотно находилось в депозитарии, под наблюдением реставраторов, следивших за его поведением после реставрации. Как рассказала нашему изданию главный хранитель музея Татьяна Городкова, «результаты наблюдения отличные. Мы с удовлетворением говорим о том, что картина чувствует себя хорошо. И это свидетельствует, что те методики и те подходы, что были реставраторами разработаны в ходе долгого периода подготовки, уже абсолютно оправдали себя, и это дает нам уверенность в том, что картине уготовано долгое, спокойное, стабильное существование в стенах Репинского зала».

Последние два года полотно находилось в депозитарии, под наблюдением реставраторов, следивших за его поведением после реставрации. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Последние два года полотно находилось в депозитарии, под наблюдением реставраторов, следивших за его поведением после реставрации.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Самым главным достижением этого года, которое и позволило снова представить картину публике, стало изготовление витрины. В 2022 году, когда Третьяковская галерея презентовала завершение реставрационных работ, сразу было объявлено, что пока картина в экспозицию не вернется. Требовалось ее обезопасить, поместив в специальную витрину под антибликовое и антивандальное стекло. Изготовление такой капсулы вызывало затруднения из-за большого размера картины; после на сроках сказалась изменившаяся политическая обстановка в мире; но в музее настаивали на том, что защита ни в коем случае не должна выглядеть ни «саркофагом», ни «склепом». В итоге защитная витрина действительно едва заметна, она лаконична и выглядит стильно. Помимо ультрапрочного стекла, витрина снабжена датчиками, климат-контролем и прочим необходимым оборудованием и, по словам Городковой, «полностью соответствует тем требованиям, которые Третьяковская галерея сформулировала в техническом задании».

Самым главным достижением этого года, которое и позволило снова представить картину публике, стало изготовление витрины. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Самым главным достижением этого года, которое и позволило снова представить картину публике, стало изготовление витрины.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Главный хранитель обратила внимание на то, что, помимо холста, была отреставрирована и золоченая рама. Во время нападения она получила серьезные повреждения левкаса и декора, была разбита ее основа, и поэтому «команда реставраторов по рамам очень серьезно и долго над ней работала».

Достижения реставраторов Третьяковской галереи подчеркивает антураж зала, где выставлен шедевр. В нем вместо привычных здесь картин Репина (они на несколько месяцев переехали в соседнее здание на выставку «Передвижники») разместилась выставка «Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение», посвященная злоключениям полотна и его многочисленным реставрациям. На стенах представлены эскизы и этюды Репина к картине, портреты его знакомых, позировавших для персонажей, фотографии и видеодокументация разных стадий реставрационных работ. В витринах можно увидеть архивные документы XIX–ХХ веков, раскрывающие сложную судьбу полотна, начиная с его запрещения императорской цензурой и вплоть до проблем из-за состояния музейного здания во время Великой Отечественной войны. Особое внимание обращает на себя инсталляция художницы Дианы Мачулиной «Пиетет» (2024) — реставрационное кресло, изготовленное специально для этих работ, почтительно накрытое белым полотном.

Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке создали специальную мастерскую и гигантский роботизированный реставрационный стол. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке создали специальную мастерскую и гигантский роботизированный реставрационный стол.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Напомним, нападение на картину произошло вечером 25 мая 2018 года. Один из последних посетителей галереи нанес несколько ударов металлической стойкой ограждения по застекленному полотну. Холст был прорван в трех местах в центральной части, на одежде царевича, но изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали. Приговор Ивану Подпорину был вынесен в апреле 2019 года. Преступление было квалифицировано по ч.2 ст.243 Уголовного кодекса РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия»). При этом не было установлено ни отягчающих обстоятельств преступления, ни психических отклонений или помрачения сознания у подсудимого. Суд учел отсутствие у Подпорина судимостей и положительные характеристики личности. В итоге приговор гласил: два года и шесть месяцев колонии общего режима. Кроме того, суд зачел подсудимому 11 месяцев, проведенных в СИЗО, из расчета день за полтора. Таким образом, вандал после вынесения приговора провел в тюрьме менее года.

Реставрация картины заняла четыре года. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Реставрация картины заняла четыре года.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Реставрация заняла четыре года. Она осуществлялась на средства, выделенные «Сбером». Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке создали специальную мастерскую и гигантский роботизированный реставрационный стол.

В 2023 году за проведенные работы реставраторы музея во главе с Андреем Голубейко стали лауреатами XI Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация». После вклад в восстановление шедевра Репина был отмечен Государственной премией России.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+