18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Кремле воспели Московский университет

Прибор чернильный с часами. Франция. 1780. (?) Принадлежал императрице Екатерине II.  Фото: Музеи Московского Кремля
Прибор чернильный с часами. Франция. 1780. (?) Принадлежал императрице Екатерине II.
Фото: Музеи Московского Кремля

Небольшая, но содержательная выставка «Храм Минервы» открывается в Музеях Московского Кремля в честь 270-летия МГУ им. М.В.Ломоносова, основанного в 1755 году, как известно, в Татьянин день

Экспозиция в парадном вестибюле Оружейной палаты в значительной степени посвящена тем персонам и событиям, которые целенаправленно стирались советской историографией и пропагандой, фокусировавшимися при рассказе об университете лишь на фигуре простого холмогорского мужика, имя которого было присвоено вузу в советское время. Этот же проект подытоживает усилия историков последних десятилетий, вернувших в орбиту имена людей, без которых история была бы совсем другой. Это сын Татьяны Родионовны Ратиславской (той самой Татьяны, именины которой были выбраны для торжественного основания) Иван Иванович Шувалов, его покровительница Елизавета Петровна, а также Екатерина Великая и Александр I. Елизавета, как известно, университет основала, Екатерина придала ему особенный блеск, а Александр закрепил его права и привилегии Утвердительной грамотой 1804 года и даровал ему первый устав.

Антон Лосенко. «Портрет И.И.Шувалова»  Фото: Государственный Русский Музей
Антон Лосенко. «Портрет И.И.Шувалова»
Фото: Государственный Русский Музей

Выставка рассказывает о том, как в символическом пространстве русской придворной культуры XVIII–XIX веков университет представляли «московским Парнасом», «Афинами», «храмом Минервы» — святилищем муз и источником знаний, которые должны были способствовать воспитанию достойного гражданина, преобразованию общества и процветанию государства. Архивные документы, включая архитектурные планы здания на Моховой, награды, мемориальные предметы и портреты людей, искренне веривших в просвещение и царство разума, воскрешают здесь, пусть ненадолго, эту почти утраченную сегодня веру.

Музеи Московского Кремля
«Храм Минервы»
До 26 марта

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+