Королевские шуты и деревенские блаженные, ярмарочные кривляки и благородные безумцы, сраженные творческой или любовной мукой, — персонаж «дурак» был и остается невероятно популярным в искусстве, так что пришлось разбить выставку на множество разделов.
Впервые образ безумца появляется в иллюминированных рукописях раннего Средневековья как синоним варвара, отвергающего Бога: он обнажен или оборван, держит в руках дубинку. Священное Писание давало художникам много тем, тезис «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» породил фигуру блаженного, одевавшегося как нищий и проповедовавшего птицам. В XIII веке в рыцарских романах развивалась тема безумия от любви, которой противопоставлялась низкая похоть, воплощением ее выступал шут. Он же вклинивается между эросом (любовью) и танатосом (смертью), чтобы обличить тщету плотской любви, обреченной на смерть: это было темой многочисленных произведений. При королевских дворах различали «естественных дураков», то есть простодушных, и «искусственных дураков», остроумных шутов.
К закату Средневековья дурак был вездесущ: он появлялся на шпалерах во дворцах и в резьбе в храмах, в живописи и в гравюрах. Настоящий триумф шут испытал в эпоху Возрождения, без этого нелепого персонажа невозможно себе представить картины ни Босха, ни Брейгеля. В XVII–XVIII веках изображения шута в европейском искусстве встречаются реже, а в эпохи, ставшие свидетелями господства разума и просвещения, вовсе не было места для придворных шутов. XIX век породил интерес к «сну разума» и психиатрии, а безумец стал фигурой не комической, но, как правило, трагической.
Всего выставка в зале Наполеона представляет около 300 произведений из 90 французских, европейских и американских музеев.
Лувр
«Фигура дурака. От Средних веков до эпохи романтизма»
До 3 февраля