Рассчитанная на десять лет программа «Поп-район» (Pop District) — это новая площадка для перформансов и выступлений, а также программа подготовки персонала и серия паблик-арт-инсталляций, которые охватят несколько городских кварталов в районе Норт-Шор, где находятся бейсбольный стадион и крупнейшая концертная площадка Питтсбурга. На рендерах изображен сияющий белый мультиплекс — нечто среднее между универмагом и коворкингом.
Несмотря на то что проект стартовал в мае 2022 года, Музей Уорхола еще даже не заложил фундамент своего нового здания. Последние два года оказались непростыми. В 2023-м в музей пришел новый главный куратор, Аарон Леви Гарви, который всего через несколько месяцев уволился после скандала с экспликацией к серии Энди Уорхола «Десять знаменитых евреев XX века»: текст, написанный для нее, некоторые сочли «мягким сионизмом» в контексте вспыхнувшей войны между Израилем и ХАМАС. А в начале 2024 года неожиданно уволился директор музея Патрик Мур.
Еще в декабре 2023-го питтсбургская радиостанция WESA сообщила о разногласиях внутри коллектива музея относительно видения проекта и о том, что часть сотрудников возмущена сосредоточенностью на фандрайзинге в ущерб кураторству. Один из сотрудников, пожелавший сохранить анонимность, резюмировал: «Музей словно взят в заложники — и терроризирует нас „Поп-район“». Правда, Стивен Кнапп, президент Музея Карнеги в Питтсбурге (в ведении которого находится Музей Уорхола), заявил, что уход Мура не имеет отношения к скандалу вокруг «Поп-района». Однако известно, что целевой капитал музея составляет всего $20 млн, и недоброжелатели подчеркивают, что это довольно скромное учреждение, которому досталась слишком большая и дорогая идея.
В попытке обезоружить критиков музей недавно опубликовал доклад с оценкой экономического воздействия проекта, где приводятся данные, подтверждающие, что предусмотрено строительство площадки для перформансов и концертов под названием «Фабрика». Это самый труднореализуемый элемент проекта, который, впрочем, может оказаться наиболее успешным с финансовой точки зрения. (В прошлом году в беседе с журналистами WESA Мур выразил надежду на то, что «Фабрика» поможет компенсировать сокращение доходов музея: ему все чаще приходится отказываться от предоставления экспонатов в другие институции, поскольку многие произведения стали слишком хрупкими, чтобы путешествовать.) «Перемены создают напряжение, но перемены необходимы», — гласит слоган, сопровождающий доклад.
Дэн Лоу, заместитель директора Музея Уорхола, курирующий «Поп-район», описывает цели проекта как «смелые, но реалистичные». А план такой: «Привлечь в район Норт-Шор 75 тыс. новых посетителей благодаря живым выступлениям и мероприятиям, стимулировать значительный экономический подъем и создать рабочие места в творческом секторе Питтсбурга и за его пределами, проводить более 150 живых выступлений и мероприятий в год и, главное, обеспечить доход, который поможет поддерживать Музей Уорхола и осуществлять его миссию в течение многих лет».
Основное внимание в докладе уделяется вкладу в местную экономику со стороны туристов. Прямой экономический эффект «Фабрики» оценивается в $17,6 млн в год, причем более половины этой суммы должны принести именно иногородние посетители. Говорится также о том, что проект позволит создать 126 постоянных рабочих мест, а фонд оплаты труда составит $6,2 млн. Ожидается, что одно только строительство здания приведет к появлению 339 рабочих мест и принесет городу $58,5 млн. Если все пойдет по плану, Лоу ожидает, что закладка фундамента состоится в конце весны или начале лета следующего года.
Дэн Лоу, когда-то руководивший питтсбургским музыкальным фестивалем Thrival, питает страсть к живым выступлениям. Будущую «Фабрику» он видит аналогом клуба «9:30», популярного независимого музыкального заведения в Вашингтоне, и с воодушевлением говорит о грядущем буме на музыкальной сцене Питтсбурга. И все же, хотя площадка получит название легендарной студии Уорхола на Манхэттене, неясно, какое отношение новый формат будет иметь к самому художнику. Энди Уорхол сотрудничал с рок-группами Velvet Underground и Rolling Stones, но эта тема, похоже, не найдет отражения в проекте.
Разговоры о потенциально важной для города роли «Фабрики» особенно громко зазвучали на фоне отмены «Внезапных маленьких острых ощущений» — грандиозного музыкального фестиваля, финансировавшегося компанией Live Nation Entertainment. Фестиваль разочаровал местных жителей, посчитавших, что либо город не заинтересован в поддержке подобных мероприятий, либо Live Nation не заинтересована в Питтсбурге. «Возможно, нам придется в какой-то степени смириться с тем, что Питтсбург не станет „городом фестивалей“, — говорит Лоу, — но он может быть городом круглогодичных культурных событий».
Заместитель директора музея подчеркивает, что стремится быть максимально открытым для СМИ и всех заинтересованных сторон в городском сообществе. «Я начал „Поп-район“, но он никуда не продвинется без всеобщей поддержки», — полагает Дэн Лоу.
Как однажды выразился сам Энди Уорхол, «успех в бизнесе — самый притягательный вид искусства. Зарабатывание денег — это искусство, и работа — это искусство, а хороший бизнес — лучшее искусство». Окажется ли «Поп-район» хорошим бизнесом и хорошим искусством, еще предстоит выяснить.