18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Получится ли запустить еще одну «Фабрику» — теперь уже в Питтсбурге?

Музей Энди Уорхола.  Фото: Abby Warhola
Музей Энди Уорхола.
Фото: Abby Warhola
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Музей Энди Уорхола, основанный в его родном городе три десятилетия назад, возлагает сейчас большие надежды на реализацию проекта «Поп-район» стоимостью $80 млн. Хотя скептики твердят, что эти банки с супом так и останутся на полке

Рассчитанная на десять лет программа «Поп-район» (Pop District) — это новая площадка для перформансов и выступлений, а также программа подготовки персонала и серия паблик-арт-инсталляций, которые охватят несколько городских кварталов в районе Норт-Шор, где находятся бейсбольный стадион и крупнейшая концертная площадка Питтсбурга. На рендерах изображен сияющий белый мультиплекс — нечто среднее между универмагом и коворкингом.

Несмотря на то что проект стартовал в мае 2022 года, Музей Уорхола еще даже не заложил фундамент своего нового здания. Последние два года оказались непростыми. В 2023-м в музей пришел новый главный куратор, Аарон Леви Гарви, который всего через несколько месяцев уволился после скандала с экспликацией к серии Энди Уорхола «Десять знаменитых евреев XX века»: текст, написанный для нее, некоторые сочли «мягким сионизмом» в контексте вспыхнувшей войны между Израилем и ХАМАС. А в начале 2024 года неожиданно уволился директор музея Патрик Мур.

Еще в декабре 2023-го питтсбургская радиостанция WESA сообщила о разногласиях внутри коллектива музея относительно видения проекта и о том, что часть сотрудников возмущена сосредоточенностью на фандрайзинге в ущерб кураторству. Один из сотрудников, пожелавший сохранить анонимность, резюмировал: «Музей словно взят в заложники — и терроризирует нас „Поп-район“». Правда, Стивен Кнапп, президент Музея Карнеги в Питтсбурге (в ведении которого находится Музей Уорхола), заявил, что уход Мура не имеет отношения к скандалу вокруг «Поп-района». Однако известно, что целевой капитал музея составляет всего $20 млн, и недоброжелатели подчеркивают, что это довольно скромное учреждение, которому досталась слишком большая и дорогая идея.

Музей Энди Уорхола.  Фото: Wikimedia
Музей Энди Уорхола.
Фото: Wikimedia

В попытке обезоружить критиков музей недавно опубликовал доклад с оценкой экономического воздействия проекта, где приводятся данные, подтверждающие, что предусмотрено строительство площадки для перформансов и концертов под названием «Фабрика». Это самый труднореализуемый элемент проекта, который, впрочем, может оказаться наиболее успешным с финансовой точки зрения. (В прошлом году в беседе с журналистами WESA Мур выразил надежду на то, что «Фабрика» поможет компенсировать сокращение доходов музея: ему все чаще приходится отказываться от предоставления экспонатов в другие институции, поскольку многие произведения стали слишком хрупкими, чтобы путешествовать.) «Перемены создают напряжение, но перемены необходимы», — гласит слоган, сопровождающий доклад.

Дэн Лоу, заместитель директора Музея Уорхола, курирующий «Поп-район», описывает цели проекта как «смелые, но реалистичные». А план такой: «Привлечь в район Норт-Шор 75 тыс. новых посетителей благодаря живым выступлениям и мероприятиям, стимулировать значительный экономический подъем и создать рабочие места в творческом секторе Питтс­бурга и за его пределами, проводить более 150 живых выступлений и мероприятий в год и, главное, обеспечить доход, который поможет поддерживать Музей Уорхола и осуществлять его миссию в течение многих лет».

Основное внимание в докладе уделяется вкладу в местную экономику со стороны туристов. Прямой экономический эффект «Фабрики» оценивается в $17,6 млн в год, причем более половины этой суммы должны принести именно иногородние посетители. Говорится также о том, что проект позволит создать 126 постоянных рабочих мест, а фонд оплаты труда составит $6,2 млн. Ожидается, что одно только строительство здания приведет к появлению 339 рабочих мест и принесет городу $58,5 млн. Если все пойдет по плану, Лоу ожидает, что закладка фундамента состоится в конце весны или начале лета следующего года.

KAWS. «Вместе».  Фото: The Andy Warhol Museum
KAWS. «Вместе».
Фото: The Andy Warhol Museum

Дэн Лоу, когда-то руководивший питтс­бургским музыкальным фестивалем Thrival, питает страсть к живым выступлениям. Будущую «Фабрику» он видит аналогом клуба «9:30», популярного независимого музыкального заведения в Вашингтоне, и с воодушевлением говорит о грядущем буме на музыкальной сцене Питтсбурга. И все же, хотя площадка получит название легендарной студии Уорхола на Манхэттене, неясно, какое отношение новый формат будет иметь к самому художнику. Энди Уорхол сотрудничал с рок-группами Velvet Underground и Rolling Stones, но эта тема, похоже, не найдет отражения в проекте.

Разговоры о потенциально важной для города роли «Фабрики» особенно громко зазвучали на фоне отмены «Внезапных маленьких острых ощущений» — грандиозного музыкального фестиваля, финансировавшегося компанией Live Nation Entertainment. Фестиваль разочаровал местных жителей, посчитавших, что либо город не заинтересован в поддержке подобных мероприятий, либо Live Nation не заинтересована в Питтс­бурге. «Возможно, нам придется в какой-то степени смириться с тем, что Питтсбург не станет „городом фестивалей“, — говорит Лоу, — но он может быть городом круглогодичных культурных событий».

Заместитель директора музея подчеркивает, что стремится быть максимально открытым для СМИ и всех заинтересованных сторон в городском сообществе. «Я начал „Поп-район“, но он никуда не продвинется без всеобщей поддержки», — полагает Дэн Лоу.

Как однажды выразился сам Энди Уорхол, «успех в бизнесе — самый притягательный вид искусства. Зарабатывание денег — это искусство, и работа — это искусство, а хороший бизнес — лучшее искусство». Окажется ли «Поп-район» хорошим бизнесом и хорошим искусством, еще предстоит выяснить.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+