18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве

Иван Хруцкий. «Натюрморт со свечой». 1870-е.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Иван Хруцкий. «Натюрморт со свечой». 1870-е.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов

В биографии Ивана Хруцкого (1810–1885), белорусского и русского художника, много белых пятен: он не оставил ни воспоминаний, ни дневников. Большую часть жизни Хруцкий был очень востребован и продуктивен, но на склоне лет отошел от живописи. Много работал для церкви — однако почти ничего из этого наследия не сохранилось. Сейчас известно около сотни его работ, рассеянных по музеям на всем пространстве бывшей Российской империи.

«Айвазовский цветов и плодов» — так называли современники художника. Действительно, более всего он известен именно натюрмортами, хотя писал и портреты, и жанровые сцены.

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Ян Хруцкий родился в Витебской губернии. Получил хорошее образование и в Академию художеств в Петербурге приехал уже оттачивать мастерство. Среди его учителей был портретист Джордж Доу, блестящие академики Карл Брюллов и Федор Бруни. В портретах Хруцкого можно найти и влияние Василия Тропинина — впрочем, каких только влияний не найдешь в его работах, так что этот путь не продуктивен. Хруцкий (уже переименовавшись из Яна в Ивана Фомича) обладает своей собственной манерой — суховатой, но обаятельной. На выставке представлены образцы всех жанров в его творчестве, исключая религиозную живопись. «Одной из жемчужин экспозиции будет впервые демонстрируемый публике „Портрет неизвестного“ из ГИМа, — рассказывает куратор Анна Корндорф. — Специально к выставке фонд In artibus и его основательница Инна Баженова оплатили реставрацию „Портрета детей“ — работы Хруцкого из Курской картинной галереи им. А.А.Дейнеки».

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Но все же трудно спорить с тем, что самыми привлекательными в творчестве художника остаются натюрморты. Начинал он со скромных работ с фруктами, а на пике карьеры писал обильные композиции с цветами и символическими предметами. Характерный пример — показанная на выставке одна из самых большеформатных композиций художника «Овощная лавка». Это единственное произведение Хруцкого, приобретенное Академией художеств.

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

«Мастер так прекрасно, так обманчиво для глаз раскинул своею мастерскою кистью целые букеты, корзины цветов и плодов. Тут есть даже стаканы с водой для запивания фруктов, как делают люди хорошего тона, и есть ножи для резания фруктов, как делают люди, не умеющие их есть. Тут… есть жизнь своего рода, жизнь растительная, одушевление аппетитное», — так писал о картинах Ивана Хруцкого многотиражный ежемесячный журнал «Библиотека для чтения» в 1839 году. И художник пользовался своей славой: на выставке показаны две вариации его самого знаменитого «Натюрморта со свечой (лорнетом)» 1839 года, написанного аж восемь раз. «Долгое время художнику не хватало отличительного предмета — вещи, которая была бы присуща только его работам, — говорит Анна Корндорф. — Он нашел его в фаянсовом кувшине завода Поскочина, который изобразил в целом ряде композиций и который не только на полотнах, но и собственной персоной предстанет на выставке».

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Так же любим Иваном Хруцким был жанр «девушки с корзиной». А уже уехав из Петербурга в имение Захарничи близ Полоцка, он много писал собственных детей. Они, например, рассматривают альбом с картинками на полотне «В комнате» из Третьяковской галереи, которое являет собой образец редкого для России стиля бидермейер. Всего на выставке в московском фонде In artibus представлено 20 произведений, собранных из полутора десятков коллекций, в том числе из Национального музея Республики Беларусь в Минске.

Фонд In artibus
«Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+