18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве

Иван Хруцкий. «Натюрморт со свечой». 1870-е.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Иван Хруцкий. «Натюрморт со свечой». 1870-е.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов

В биографии Ивана Хруцкого (1810–1885), белорусского и русского художника, много белых пятен: он не оставил ни воспоминаний, ни дневников. Большую часть жизни Хруцкий был очень востребован и продуктивен, но на склоне лет отошел от живописи. Много работал для церкви — однако почти ничего из этого наследия не сохранилось. Сейчас известно около сотни его работ, рассеянных по музеям на всем пространстве бывшей Российской империи.

«Айвазовский цветов и плодов» — так называли современники художника. Действительно, более всего он известен именно натюрмортами, хотя писал и портреты, и жанровые сцены.

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Ян Хруцкий родился в Витебской губернии. Получил хорошее образование и в Академию художеств в Петербурге приехал уже оттачивать мастерство. Среди его учителей был портретист Джордж Доу, блестящие академики Карл Брюллов и Федор Бруни. В портретах Хруцкого можно найти и влияние Василия Тропинина — впрочем, каких только влияний не найдешь в его работах, так что этот путь не продуктивен. Хруцкий (уже переименовавшись из Яна в Ивана Фомича) обладает своей собственной манерой — суховатой, но обаятельной. На выставке представлены образцы всех жанров в его творчестве, исключая религиозную живопись. «Одной из жемчужин экспозиции будет впервые демонстрируемый публике „Портрет неизвестного“ из ГИМа, — рассказывает куратор Анна Корндорф. — Специально к выставке фонд In artibus и его основательница Инна Баженова оплатили реставрацию „Портрета детей“ — работы Хруцкого из Курской картинной галереи им. А.А.Дейнеки».

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Но все же трудно спорить с тем, что самыми привлекательными в творчестве художника остаются натюрморты. Начинал он со скромных работ с фруктами, а на пике карьеры писал обильные композиции с цветами и символическими предметами. Характерный пример — показанная на выставке одна из самых большеформатных композиций художника «Овощная лавка». Это единственное произведение Хруцкого, приобретенное Академией художеств.

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

«Мастер так прекрасно, так обманчиво для глаз раскинул своею мастерскою кистью целые букеты, корзины цветов и плодов. Тут есть даже стаканы с водой для запивания фруктов, как делают люди хорошего тона, и есть ножи для резания фруктов, как делают люди, не умеющие их есть. Тут… есть жизнь своего рода, жизнь растительная, одушевление аппетитное», — так писал о картинах Ивана Хруцкого многотиражный ежемесячный журнал «Библиотека для чтения» в 1839 году. И художник пользовался своей славой: на выставке показаны две вариации его самого знаменитого «Натюрморта со свечой (лорнетом)» 1839 года, написанного аж восемь раз. «Долгое время художнику не хватало отличительного предмета — вещи, которая была бы присуща только его работам, — говорит Анна Корндорф. — Он нашел его в фаянсовом кувшине завода Поскочина, который изобразил в целом ряде композиций и который не только на полотнах, но и собственной персоной предстанет на выставке».

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Так же любим Иваном Хруцким был жанр «девушки с корзиной». А уже уехав из Петербурга в имение Захарничи близ Полоцка, он много писал собственных детей. Они, например, рассматривают альбом с картинками на полотне «В комнате» из Третьяковской галереи, которое являет собой образец редкого для России стиля бидермейер. Всего на выставке в московском фонде In artibus представлено 20 произведений, собранных из полутора десятков коллекций, в том числе из Национального музея Республики Беларусь в Минске.

Фонд In artibus
«Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+