Реставрационный проект «Екатерина II. Личное пространство», осуществленный при поддержке ПАО «Газпром», можно без преувеличения назвать беспрецедентным. Во-первых, потому что это пространство в Зубовском флигеле изначально было ни на что не похожим: «ни до, ни после Екатерины Великой такого в России не было», как выразилась заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» по научной работе Ираида Ботт в разговоре с корреспондентом The Art Newspaper Russia. А во-вторых, работа по воссозданию этих залов оказалась чрезвычайно сложной из-за недостатка детальных изображений и сведений технологического характера.
«Все интерьеры здесь абсолютно разные, и каждый уникален, — рассказала нашему изданию директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. — Сохранилось не так уж много иконографии по Зубовскому флигелю, но на основании черно-белых фотографий, автохромов, на основании акварелей XIX века мы вели эти работы, и, по-моему, получилось очень достойно. Мы все еще зализываем военные раны, но на Зубовском флигеле заканчиваем главные — художественные, хрестоматийные — интерьеры. И сейчас можем сказать, что в основном Екатерининский дворец восстановлен».
Никто из наших современников не видел интерьеров Зубовского флигеля в подлиннике, и только у музейных специалистов имелось более или менее достоверное представление о том, как они выглядели в конце XVIII века. Даже те посетители, которые после революции 1917 года получили возможность побывать в этом здании, все равно сталкивались не с тем классицистическим убранством, которое Екатерина Великая охарактеризовала фразой «простота со вкусом», а с интерьерами, переделанными архитектором Ипполитом Монигетти в 1850-х годах для семьи императора Александра II. Сразу следует оговориться, что плоды деятельности Монигетти не отметены полностью реставрационным советом музея-заповедника, однако облик восьми камерных залов, скорее, даже комнат, расположенных преимущественно анфиладой, сейчас гораздо ближе к тому образу, который был любезен сердцу матушки государыни.
Это было ее личное пространство во флигеле, пристроенном архитектором Юрием Фельтеном к Большому Царскосельскому дворцу в 1779 году. Сам дворец — огромный, пышно барочный и крайне неудобный для повседневной жизни — Екатерина II никогда не любила, но лишь спустя 17 лет после смерти императрицы Елизаветы Петровны все же решилась на воплощение собственных представлений о комфорте, изысканном вкусе и актуальной европейской моде. Реализацию такого рода мечтаний она доверила Чарльзу Камерону и Джакомо Кваренги.
А еще во флигеле (оттого он и получил название Зубовского) были учтены деликатные моменты отношений монархини со своими фаворитами Александром Ланским, Александром Дмитриевым-Мамоновым, Платоном Зубовым. Апартаменты государыни располагались во втором этаже, а нижний занимал один из приближенных мужчин. Спальни соединялись «лестницей фаворитов». Это обстоятельство тоже принято во внимание реставраторами, хотя воссоздание декора первого этажа нынешним проектом не предусматривалось.
У него довольно долгая предыстория. В начале 1944 года Зубовский флигель существенно пострадал от пожара наравне с примыкающим к нему Екатерининским (Большим Царскосельским) дворцом. Именно этот последний стал первоочередным объектом послевоенного восстановления, хотя дать старт научной реставрации и повторной музеефикации удалось не сразу: до 1957 года во дворце размещалось военно-морское училище. Восстановление и по сей день не закончено, но некоторые залы открылись для посетителей уже в 1959 году. А вот восстановление Зубовского флигеля было отложено надолго. Лишь в 2000-х планировка здания вернулась к прежнему виду, однако исторические объемы оставались лишенными декора. Необходимые материалы и проектные наработки по его воссозданию копились десятилетиями, но до практической реализации замыслов дело дошло только в 2019 году, когда была достигнута договоренность с ПАО «Газпром» о поддержке этой инициативы музея.
Как правило, при реставрации архитектурных объектов за ориентир берется их состояние на тот или иной исторический момент. В данном случае такой принцип использован избирательно: для каждого из помещений был определен собственный хронологический «стоп-кадр», позволяющий воссоздать убранство наиболее полно и достоверно. Например, как рассказывает Ольга Таратынова, «по Китайскому залу сохранилось больше иконографических материалов о его первоначальном периоде, о декоре, созданном Камероном, чем о последующем, когда зал был переделан по проекту Монигетти, так что мы воссоздали интерьер Камерона». А вот с Зеркальным кабинетом вышло ровно наоборот. «Каким здесь был камероновский плафон, неизвестно, — говорит заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева, — тогда как плафон, спроектированный Монигетти, запечатлен на многих фотографиях и автохромах, поэтому в итоге мы оставили именно его». По-своему гибридным стало воссоздание Рафаэлевской комнаты, где сегодня совмещены состояния из разного времени.
Вообще-то, здесь что ни зал, то свой реставрационный сюжет, тесно сопряженный с исследованиями и открытиями. Заместитель директора Ираида Ботт поведала нам, в частности, историю о том, как удалось разгадать некоторые загадки, связанные с живописью в технике энкаустики, которая украшала когда-то Серебряный кабинет императрицы. «Судя по всему, живопись из интерьера была вывезена нацистами, — говорит Ираида Ботт, — поскольку две живописные вставки из этого убранства были найдены в Берлине и возвращены в 1947 году. По документам удалось установить, что их автором был итальянский живописец Джованни Баттиста дель Эра, работавший в технике энкаустики. И еще мы установили, что четыре композиции над камином — копии античных росписей виллы Негрони в Риме, получившие широкую известность благодаря гравюрам. Сенсационное открытие фресок в 1777 году всколыхнуло культурную общественность Европы, и Екатерина II тоже проявила к находке большой интерес. Обнаруженный аналог дал нам возможность понять, каковы были отсутствующие сюжеты, и реставраторы восстановили их, на мой взгляд, со 100%-ной достоверностью. Мы считаем это научной реконструкцией».
Правда, не вся иконография Зубовского флигеля пока поддается «расшифровке». Скажем, в Туалетной комнате еще не восстановлен живописный декор из-за недостаточных сведений о нем. «В каждом медальоне были живописные вставки в технике лаковой живописи, — рассказывает директор ГМЗ «Царское Село». — У нас сохранились 10 таких вставок, а всего их должно быть 103. Остальные сюжеты известны большей частью по описаниям. Воссоздание этой живописи требовало особого, отдельного решения, и пока его нет. Хотим попробовать поискать его с помощью программы искусственного интеллекта, разработанной Газпромом».
В ряде случаев выручали фрагменты отделки, найденные на руинах после пожара. В частности, исследованию подверглись осколки стекла — молочного белого и прозрачного синего, использовавшегося в интерьере Табакерки, и фиолетового из Опочивальни. Был определен рецепт изготовления таких стекол, но, увы, для его точного соблюдения требовалось применять мышьяк, что в наши дни запрещено законодательно (та же проблема, к слову, возникает и с золочением через ртуть). Пришлось экспериментировать, чтобы другими способами достичь полного соответствия изначальным стеклам. Эта задача была решена.
Значительная часть реставрационных работ выполнена силами ООО «Царскосельская янтарная мастерская», но были задействованы в процессе и другие участники, чья роль не менее важна. Например, современные мастера Императорского фарфорового завода больше года создавали декоративные барельефы из неглазурованного фарфора, предназначенные для упомянутой Опочивальни. Оригинальные керамические плакетки, произведенные в XVIII веке в Великобритании, на фабрике Джозайи Веджвуда, погибли при пожаре. В 1990-х королева Елизавета II подарила музею-заповеднику два круглых рельефа с изображением танцовщиц-вакханок. Эти медальоны, выполненные по старым формам Веджвуда и аналогичные царскосельским, теперь включены в декор Опочивальни. Остальные 27 бело-голубых фарфоровых элементов — дело рук специалистов ИФЗ.
В ходе реставрации преобладали художественные работы, но не обошлось и без инженерных. В Купольном зале, где при Екатерине II проходили обеды в узком кругу, сгоревший в войну деревянный купол был заменен металлическим — весом 16 т. Несмотря на использование современной конструкции, этот интерьер выглядит сейчас так же, как при государыне.
Но, пожалуй, больше всего хлопот доставила работа над Китайским залом, самым просторным в Зубовском флигеле. На сегодня это единственное помещение, где еще остаются «недоделки», вернее, речь идет о финальном этапе проекта, срок окончания которого отнесен на 2026 год. Вообще-то, зал и сейчас почти готов, но в нем пока отсутствует важнейшая составляющая отделки — полторы сотни китайских лаковых панно, которые должны быть смонтированы на стенах, от пола до потолка. По словам Ираиды Ботт, оригинальные «китайские штуки» относились к еще петровскому времени, они были закуплены в Поднебесной в начале XVIII века. Поэтому и воссоздание панелей решено было поручить китайской компании «Синьсинши»; ее представители обещали уложиться с исполнением заказа к концу 2025 года. Сейчас в зале можно будет увидеть два пилотных образца: одно лаковое панно в технике «мяоцзинь» (черный лак с золотом в два тона), второе — в технике «куанцай» (резной полихромный лак). Они станут частью выставки «Шедевры китайского искусства из Китайского зала», которая откроется здесь 25 декабря.
Эта же дата знаменует начало приема посетителей в Зубовском флигеле. Имеется в виду новый музейный маршрут под названием «Личное пространство Екатерины» — с отдельным входом и отдельными билетами. Предусмотрены некоторые ограничения, связанные в первую очередь с относительно небольшими размерами воссозданных помещений. Попасть в них можно будет строго по сеансам (бронирование и выкуп билетов только онлайн) в составе мини-групп не больше 10–12 человек.
Важная подробность: новый маршрут предполагает посещение не только восьми комнат Зубовского флигеля, но и смежных с ними Лионского и Арабескового залов Екатерининского дворца. Посетителям стоит иметь в виду, что Лионский зал, отреставрированный в 2021 году при поддержке того же ПАО «Газпром», относится к числу выдающихся интерьеров XVIII–XIX столетий.