18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу

Серебряный кабинет. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Серебряный кабинет.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет

Реставрационный проект «Екатерина II. Личное пространство», осуществленный при поддержке ПАО «Газпром», можно без преувеличения назвать беспрецедентным. Во-первых, потому что это пространство в Зубовском флигеле изначально было ни на что не похожим: «ни до, ни после Екатерины Великой такого в России не было», как выразилась заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» по научной работе Ираида Ботт в разговоре с корреспондентом The Art Newspaper Russia. А во-вторых, работа по воссозданию этих залов оказалась чрезвычайно сложной из-за недостатка детальных изображений и сведений технологического характера.

Купольный зал.  Фото: ГМЗ «Царское Село»
Купольный зал.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

«Все интерьеры здесь абсолютно разные, и каждый уникален, — рассказала нашему изданию директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. — Сохранилось не так уж много иконографии по Зубовскому флигелю, но на основании черно-белых фотографий, автохромов, на основании акварелей XIX века мы вели эти работы, и, по-моему, получилось очень достойно. Мы все еще зализываем военные раны, но на Зубовском флигеле заканчиваем главные — художественные, хрестоматийные — интерьеры. И сейчас можем сказать, что в основном Екатерининский дворец восстановлен».

Никто из наших современников не видел интерьеров Зубовского флигеля в подлиннике, и только у музейных специалистов имелось более или менее достоверное представление о том, как они выглядели в конце XVIII века. Даже те посетители, которые после революции 1917 года получили возможность побывать в этом здании, все равно сталкивались не с тем классицистическим убранством, которое Екатерина Великая охарактеризовала фразой «простота со вкусом», а с интерьерами, переделанными архитектором Ипполитом Монигетти в 1850-х годах для семьи императора Александра II. Сразу следует оговориться, что плоды деятельности Монигетти не отметены полностью реставрационным советом музея-заповедника, однако облик восьми камерных залов, скорее, даже комнат, расположенных преимущественно анфиладой, сейчас гораздо ближе к тому образу, который был любезен сердцу матушки государыни.

Серебряный кабинет. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Серебряный кабинет.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Это было ее личное пространство во флигеле, пристроенном архитектором Юрием Фельтеном к Большому Царскосельскому дворцу в 1779 году. Сам дворец — огромный, пышно барочный и крайне неудобный для повседневной жизни — Екатерина II никогда не любила, но лишь спустя 17 лет после смерти императрицы Елизаветы Петровны все же решилась на воплощение собственных представлений о комфорте, изысканном вкусе и актуальной европейской моде. Реализацию такого рода мечтаний она доверила Чарльзу Камерону и Джакомо Кваренги.

А еще во флигеле (оттого он и получил название Зубовского) были учтены деликатные моменты отношений монархини со своими фаворитами Александром Ланским, Александром Дмитриевым-Мамоновым, Платоном Зубовым. Апартаменты государыни располагались во втором этаже, а нижний занимал один из приближенных мужчин. Спальни соединялись «лестницей фаворитов». Это обстоятельство тоже принято во внимание реставраторами, хотя воссоздание декора первого этажа нынешним проектом не предусматривалось.

Зеркальный кабинет.  Фото: ГМЗ «Царское Село»
Зеркальный кабинет.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

У него довольно долгая предыстория. В начале 1944 года Зубовский флигель существенно пострадал от пожара наравне с примыкающим к нему Екатерининским (Большим Царскосельским) дворцом. Именно этот последний стал первоочередным объектом послевоенного восстановления, хотя дать старт научной реставрации и повторной музеефикации удалось не сразу: до 1957 года во дворце размещалось военно-морское училище. Восстановление и по сей день не закончено, но некоторые залы открылись для посетителей уже в 1959 году. А вот восстановление Зубовского флигеля было отложено надолго. Лишь в 2000-х планировка здания вернулась к прежнему виду, однако исторические объемы оставались лишенными декора. Необходимые материалы и проектные наработки по его воссозданию копились десятилетиями, но до практической реализации замыслов дело дошло только в 2019 году, когда была достигнута договоренность с ПАО «Газпром» о поддержке этой инициативы музея.

Рафаэлевская комната. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Рафаэлевская комната.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Как правило, при реставрации архитектурных объектов за ориентир берется их состояние на тот или иной исторический момент. В данном случае такой принцип использован избирательно: для каждого из помещений был определен собственный хронологический «стоп-кадр», позволяющий воссоздать убранство наиболее полно и достоверно. Например, как рассказывает Ольга Таратынова, «по Китайскому залу сохранилось больше иконографических материалов о его первоначальном периоде, о декоре, созданном Камероном, чем о последующем, когда зал был переделан по проекту Монигетти, так что мы воссоздали интерьер Камерона». А вот с Зеркальным кабинетом вышло ровно наоборот. «Каким здесь был камероновский плафон, неизвестно, — говорит заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева, — тогда как плафон, спроектированный Монигетти, запечатлен на многих фотографиях и автохромах, поэтому в итоге мы оставили именно его». По-своему гибридным стало воссоздание Рафаэлевской комнаты, где сегодня совмещены состояния из разного времени.

Серебряный кабинет. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Серебряный кабинет.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Вообще-то, здесь что ни зал, то свой реставрационный сюжет, тесно сопряженный с исследованиями и открытиями. Заместитель директора Ираида Ботт поведала нам, в частности, историю о том, как удалось разгадать некоторые загадки, связанные с живописью в технике энкаустики, которая украшала когда-то Серебряный кабинет императрицы. «Судя по всему, живопись из интерьера была вывезена нацистами, — говорит Ираида Ботт, — поскольку две живописные вставки из этого убранства были найдены в Берлине и возвращены в 1947 году. По документам удалось установить, что их автором был итальянский живописец Джованни Баттиста дель Эра, работавший в технике энкаустики. И еще мы установили, что четыре композиции над камином — копии античных росписей виллы Негрони в Риме, получившие широкую известность благодаря гравюрам. Сенсационное открытие фресок в 1777 году всколыхнуло культурную общественность Европы, и Екатерина II тоже проявила к находке большой интерес. Обнаруженный аналог дал нам возможность понять, каковы были отсутствующие сюжеты, и реставраторы восстановили их, на мой взгляд, со 100%-ной достоверностью. Мы считаем это научной реконструкцией».

Туалетная комната.     Фото: ГМЗ «Царское Село»
Туалетная комната.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Правда, не вся иконография Зубовского флигеля пока поддается «расшифровке». Скажем, в Туалетной комнате еще не восстановлен живописный декор из-за недостаточных сведений о нем. «В каждом медальоне были живописные вставки в технике лаковой живописи, — рассказывает директор ГМЗ «Царское Село». — У нас сохранились 10 таких вставок, а всего их должно быть 103. Остальные сюжеты известны большей частью по описаниям. Воссоздание этой живописи требовало особого, отдельного решения, и пока его нет. Хотим попробовать поискать его с помощью программы искусственного интеллекта, разработанной Газпромом».

Синий кабинет (Табакерка). Фото: ГМЗ «Царское Село»
Синий кабинет (Табакерка).
Фото: ГМЗ «Царское Село»

В ряде случаев выручали фрагменты отделки, найденные на руинах после пожара. В частности, исследованию подверглись осколки стекла — молочного белого и прозрачного синего, использовавшегося в интерьере Табакерки, и фиолетового из Опочивальни. Был определен рецепт изготовления таких стекол, но, увы, для его точного соблюдения требовалось применять мышьяк, что в наши дни запрещено законодательно (та же проблема, к слову, возникает и с золочением через ртуть). Пришлось экспериментировать, чтобы другими способами достичь полного соответствия изначальным стеклам. Эта задача была решена.

Опочивальня. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Опочивальня.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Значительная часть реставрационных работ выполнена силами ООО «Царскосельская янтарная мастерская», но были задействованы в процессе и другие участники, чья роль не менее важна. Например, современные мастера Императорского фарфорового завода больше года создавали декоративные барельефы из неглазурованного фарфора, предназначенные для упомянутой Опочивальни. Оригинальные керамические плакетки, произведенные в XVIII веке в Великобритании, на фабрике Джозайи Веджвуда, погибли при пожаре. В 1990-х королева Елизавета II подарила музею-заповеднику два круглых рельефа с изображением танцовщиц-вакханок. Эти медальоны, выполненные по старым формам Веджвуда и аналогичные царскосельским, теперь включены в декор Опочивальни. Остальные 27 бело-голубых фарфоровых элементов — дело рук специалистов ИФЗ.

В ходе реставрации преобладали художественные работы, но не обошлось и без инженерных. В Купольном зале, где при Екатерине II проходили обеды в узком кругу, сгоревший в войну деревянный купол был заменен металлическим — весом 16 т. Несмотря на использование современной конструкции, этот интерьер выглядит сейчас так же, как при государыне.

Росписи потолка Купольного зала. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Росписи потолка Купольного зала.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Но, пожалуй, больше всего хлопот доставила работа над Китайским залом, самым просторным в Зубовском флигеле. На сегодня это единственное помещение, где еще остаются «недоделки», вернее, речь идет о финальном этапе проекта, срок окончания которого отнесен на 2026 год. Вообще-то, зал и сейчас почти готов, но в нем пока отсутствует важнейшая составляющая отделки — полторы сотни китайских лаковых панно, которые должны быть смонтированы на стенах, от пола до потолка. По словам Ираиды Ботт, оригинальные «китайские штуки» относились к еще петровскому времени, они были закуплены в Поднебесной в начале XVIII века. Поэтому и воссоздание панелей решено было поручить китайской компании «Синьсинши»; ее представители обещали уложиться с исполнением заказа к концу 2025 года. Сейчас в зале можно будет увидеть два пилотных образца: одно лаковое панно в технике «мяоцзинь» (черный лак с золотом в два тона), второе — в технике «куанцай» (резной полихромный лак). Они станут частью выставки «Шедевры китайского искусства из Китайского зала», которая откроется здесь 25 декабря.

Китайский зал.  Фото: ГМЗ «Царское Село»
Китайский зал.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Эта же дата знаменует начало приема посетителей в Зубовском флигеле. Имеется в виду новый музейный маршрут под названием «Личное пространство Екатерины» — с отдельным входом и отдельными билетами. Предусмотрены некоторые ограничения, связанные в первую очередь с относительно небольшими размерами воссозданных помещений. Попасть в них можно будет строго по сеансам (бронирование и выкуп билетов только онлайн) в составе мини-групп не больше 10–12 человек.

Важная подробность: новый маршрут предполагает посещение не только восьми комнат Зубовского флигеля, но и смежных с ними Лионского и Арабескового залов Екатерининского дворца. Посетителям стоит иметь в виду, что Лионский зал, отреставрированный в 2021 году при поддержке того же ПАО «Газпром», относится к числу выдающихся интерьеров XVIII–XIX столетий.

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
6
Неизвестного Рухина откроют свету
Сейчас экспертизу проходит архив нонконформиста Евгения Рухина, который год назад художник Ян Гинзбург (он же Ян Тамкович) выкупил у наследницы его матери. Исследование обещает пролить свет на жизнь и творчество яркой фигуры советского поп-арта
17.12.2024
Неизвестного Рухина откроют свету
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+