18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Северо-Кавказский филиал ГМИИ придал современному искусству размах

Эдуард Кубенский. «Джаннат».  Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эдуард Кубенский. «Джаннат».
Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фестиваль «Аланика» включил несколько выставок, развернувшихся в самых разных городах от Каспийского до Черного моря. Десять проектов были реализованы в восьми малых музеях Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечни

Во Владикавказе подвели итоги 17-го фестиваля современного искусства «Аланика», проводимого Северо-Кавказским филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина. Куратором этого сезона выступил Александр Дашевский. Осенью современное искусство можно было увидеть по всему региону: в малых музеях нескольких республик развернулось десять проектов, причем самых разных по смыслу, что придало фестивалю дополнительный вес.

Как известно, современное искусство не всем понятно и не всеми любимо, поэтому сверхзадача, которую ставят перед собой организаторы «Аланики», особенно трудна: соединить его с местными художественными традициями, познакомить с ним регион, организовать диалог. Из года в год это получается все лучше и лучше: опыт накапливается, да и публика становится более эрудированной. Основной метод фестиваля — интервенции современных художников в местные музеи: краеведческие, отраслевые, литературные, порой затерянные на горных кручах и в узких долинах, иногда покрытые пылью, чей покой не нарушался с советских времен. В этом году художники фестиваля показали нам весьма разнообразный спектр любопытных проектов.

Катя Исаева. «Генеральная уборка в кабинете зоологии»

Музей Горского государственного аграрного университета (Владикавказ, Северная Осетия)

Катя Исаева. «Генеральная уборка в кабинете зоологии». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Катя Исаева. «Генеральная уборка в кабинете зоологии».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Университетский музей ГГАУ, старейшего северокавказского вуза, сам по себе завораживает. Но только любителей древностей и истории науки. Он наполнен старинными витринами и антикварными учебными препаратами. Впрочем, достаточно долго им никто не интересовался — комнаты стояли запертыми, а чучела и моллюски были беспорядочно засунуты в ящики и шкафы. Художница Катя Исаева провела уборку здесь сначала в прямом, потом и в переносном смысле, вдохнув в несколько комнат университетского музея новую жизнь. Все сделано очень деликатно: восстановленный этикетаж, расставленные по-новому экспонаты, а среди них — тут внимательный зритель вздрогнет — стеклянные глаза из ящичка таксидермиста, горгона Медуза как анатомический экспонат, белоснежные слепки ушек кавказского тура и другие акценты, от добавления которых старый музей ожил и сам стал цельным экспонатом, доказав, что современное искусство — это почти магия.

Катерина Ковалева. «Лов рыбы на свет»

Музей истории рыбной промышленности (Махачкала, Дагестан)

Катерина Ковалева. «Лов рыбы на свет». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Катерина Ковалева. «Лов рыбы на свет».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Отраслевой музей, стоящий на второй линии от Каспийского моря, — ностальгический памятник советской эпохи, настоящее окно в прошлое, вызывающее грусть своей полузаброшенностью и ненужностью в XXI веке. Катерина Ковалева вторглась сюда, соблюдая максимальную щепетильность (вообще, вежливость по отношению к принимающим площадкам — отличительная черта «Аланики»). Среди портретов давно умерших и позабытых ударников и ударниц рыбной промышленности, среди гипсовых макетов осетров и раков она разбросала серебряные силуэты рыбок, мелкую и радостную блесну. Несколько других добавленных предметов, включая полупрозрачные лица на ткани, завершают ощущение ускользающей истории, грусти по прошлому.

Архитектурное бюро Object. «Туман поднимается над нашей памятью»

Елена Утенкова и Михаил Тихонов. «Я видел свой сад…»

Мемориальный дом-музей Блашка Гуржибекова (станица Ново-Осетинская, Северная Осетия)

Архитектурное бюро Object. «Туман поднимается над нашей памятью». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Архитектурное бюро Object. «Туман поднимается над нашей памятью».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Блашка Гуржибеков — важный осетинский (дигорский) поэт, погибший в 1905 году в Маньчжурии. В прошлом году в его родном доме открылся мемориальный музей. Это опаляемый ярким солнцем белый дом посреди огороженного кусочка степи. Однако в письмах на родину Гуржибеков вспоминал и воображал это место совсем другим — заросшим цветами и плодовыми деревьями. Поэтому здесь развернулись проекты о саде его мечты: один, Елены Утенковой и Михаила Тихонова — внутри здания (архивные фото, видео, звук); второй, инсталляция бюро Object — снаружи. Причем ее создатели подошли к фигуре поэта как к представителю модернизма, «дигорскому Хлебникову». Инсталляция представляет собой наполненный духом торжества павильон, в котором можно заниматься созерцанием ветвей дигорской словесности, а также прочитать (сконструированные) пропавшие и ненаписанные сочинения Гуржибекова. Радует, что сотрудники музея планируют взрастить вокруг дома и настоящий сад.

Екатерина Корепанова. «Люлька»

Мемориальный музей Марко Вовчок (Нальчик, Кабардино-Балкария)

Екатерина Корепанова. «Люлька». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Екатерина Корепанова. «Люлька».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Украинская и русская писательница второй половины XIX — начала ХХ века свои последние годы, в связи с плохим здоровьем, провела в целебном воздухе Нальчика, где и скончалась в небольшом доме посреди прекрасного тенистого сада. Здесь теперь работает ее музей. Художница Екатерина Корепанова возвела среди этого сада гигантскую колыбель — из металлических прутьев, оплетенных цветными шнурами. Этот проект, размещенный в пространстве, связанном с одаренной эмансипированной женщиной, и в регионе — одной из колыбелей цивилизации, прочитывается на нескольких уровнях. И помимо интеллектуальной наполненности, обладает мощной визуальной и пространственной энергетикой.

Илья Мозги. «Своими словами. Владикавказ»

Музей истории города Владикавказа (Владикавказ, Северная Осетия)

Илья Мозги. «Своими словами. Владикавказ».  Фото: Софья Багдасарова/TANR
Илья Мозги. «Своими словами. Владикавказ».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

В этом проекте художник углубился в историю здания, где сейчас находится музей. До революции здесь размещалась редакция газеты «Терек», в которой работал Сергей Киров. Выставленное в музее старинное типографское оборудование Илья Мозги «активировал» с помощью своего проекта. Он взял интервью у горожан, задав им вопрос о самом значимом для них событии, связанном с Владикавказом. Плоды этих бесед автор, перевоплотившись в журналиста, напечатал в малотиражном журнале. Его презентация на старинном типографском оборудовании, создающем модную стимпанковскую атмосферу, давала любопытное ощущение связи времен.

Алина Федорович и Андрей Лахно. «Мы — это наша память»

Буйнакский историко-краеведческий музей (Буйнакск, Дагестан)

Алина Федорович и Андрей Лахно. «Мы — это наша память».  Фото: Софья Багдасарова/TANR
Алина Федорович и Андрей Лахно. «Мы — это наша память».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Музей занимает бывший дореволюционный оперный театр (первый на Северном Кавказе!), это здание пропитано памятью. Художники решили воскресить ускользающие воспоминания, наполнив бывший зрительный зал «мерцающей» исторической музыкой и колеблющимися полотнами с лицами ушедших видных горожан. Как будто по залу ходят призраки. Или театр сам по себе целиком стал привидением.

Эдуард Кубенский. «Джаннат»

Дом-музей просветителя и художника И.П.Крымшамхалова (Теберда, Карачаево-Черкесия)

Эдуард Кубенский. «Джаннат».   Фото: Софья Багдасарова/TANR
Эдуард Кубенский. «Джаннат».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Паблик-арт-объект, получивший название в честь исламского рая, имеет две ипостаси. Днем — это белая колонна. Ночью, в темноте, он начинает светиться каждый раз, когда здесь, в горном ущелье, звучит призыв к молитве. Установка подобного объекта в саду художника, писателя и верующего мусульманина Ислама Крымшамхалова — очередной пример заботливой работы «Аланики» с местным наследием и традициями.

Данил Акимов. «Шумовая карта Владикавказа»

Музей истории города Владикавказа (Владикавказ, Северная Осетия)

Данил Акимов. «Шумовая карта Владикавказа».  Фото: Софья Багдасарова/TANR
Данил Акимов. «Шумовая карта Владикавказа».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Это смонтированная на полу музея карта города, по которой посетитель перемещается, активируя своим весом звуки, присущие тому или иному району. Художник уже делал такой проект про Владикавказ, но в 2012 году — за прошедшее с тех пор время жизнь города и его шумы изменились. Теперь Данил Акимов обновил свой саунд-арт-проект, и мы можем окунуться в вибрацию города всем телом.

Юлия Павлова. «Цифровые тени слов»

Литературно-мемориальный музей Арби Мамакаева (село Надтеречное, Чечня)

Юлия Павлова. «Цифровые тени слов».  Фото: Софья Багдасарова/TANR
Юлия Павлова. «Цифровые тени слов».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Семейный дом чеченского писателя, наполненный множеством предметов повседневного быта конца XIX — ХХ века, позволяет нам представить себе жизнь зажиточного чеченца, даже с некоторым оттенком советского мещанства. Только параллельно надо понимать, что жизнь самого Арби Мамакаева, репрессированного в свои лучшие годы, была трагической, и чувствовать этот лейтмотив. Чтобы рассказать о нем, Юлия Павлова избрала жанр «книги художника» и попыталась вообразить, какой бы цифровой след оставил Мамакаев и как современный человек воспринимает традиционные мемориально-возвеличивающие практики предшествующих поколений.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+