18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ватикан открывает доступ к личной коллекции папы и показывает Аполлона Бельведерского после реставрации

Мраморная статуя Аполлона Бельведерского.  Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS
Мраморная статуя Аполлона Бельведерского.
Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS

Это происходит в рамках празднования так называемого Юбилейного, или Святого, года, обычно объявляемого раз в 25 лет. В программе — масса выставок на разных площадках Ватикана

Ожидается, что в Юбилейный год христианства, который в очередной раз отмечается в 2025 году, приток посетителей в музеи Святого престола и Рима увеличится на миллионы. Обычно Католическая церковь объявляет Юбилейный год раз в 25 лет, но предыдущий отмечался в 2016 году по решению папы Франциска I после его избрания в 2013 году (кстати, папский талисман юбилея — персонаж-маскот по имени Люче, одетый в желтую куртку с капюшоном).

В юбилейные годы люди со всего света съезжаются в Рим, чтобы посетить его главные храмы, в том числе базилики Святого Петра, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло Фуори ле Мура. В каждой из них есть Святые врата, которые открывают только в Юбилейный год.

справка
Что такое Юбилейный год

Впервые Юбилейный, или Святой, год отмечался в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейными годы должны были считаться каждые 100 лет, в начале нового века. В 1343 году Климент VI решил отмечать юбилей каждые 50 лет. В 1389-м папа Урбан VI уменьшил промежуток между юбилейными годами до 33 лет (в честь земной жизни Христа). В 1470 году Павел II вынес новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в праздновании. Кроме того, папы римские несколько раз пользовались правом объявлять внеочередной Юбилейный год.

Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение полных индульгенций, то есть полную отмену временных наказаний за грехи. В четырех патриарших базиликах Рима паломникам во время посещения необходимо пройти через Святые врата (Santa Porta) — священные двери, которые открываются только в официальный Юбилейный год. Открытые двери символизируют прощение и милость Божью ко всем грешникам. Святые врата открывает в начале года и закрывает в конце года сам папа римский.

Еще…

Согласно некоторым оценкам, программа Юбилейного года удвоит туристический поток в Вечный город, который в прошлом году посетило 35 млн человек. Туристы и паломники начнут прибывать с конца декабря. В канун Рождества в присутствии папы Франциска в соборе Святого Петра распахнут Святые врата, которые традиционно открываются всего четыре раза в столетие.

Барбара Ятта, директор Музеев Ватикана, рассказала, что в 2025 году работу музеев продлят на два часа в день. «Мы ожидаем очень большого потока посетителей и надеемся, что нам удастся обеспечить им комфорт, — говорит она. — Мы хотим, чтобы они провели время приятно и с пользой, чтобы смогли почувствовать глубокий смысл экспонатов. Юбилейный год пройдет под девизом „Пилигримы надежды“, а в эти непростые времена надежда так важна для всех нас».

Одной из первых открылась выставка «Иконы надежды» в церкви Святой Агнессы в Риме. «Это невероятная экспозиция шедевров из Восточной Европы, России и других стран, — рассказывает Ятта. — Мы хотим показать икону как своего рода физический носитель молитвы, потому что это одновременно и произведение искусства, и молитва сама по себе». Большинство из 18 вошедших в экспозицию икон, созданных в период с XV по XX век, выполнены темперой по дереву.

Редкие вещи Бернини

Посетители одной из специальных выставок в Музеях Ватикана получат редкую возможность увидеть два произведения Джованни Лоренцо Бернини — «Проклятая душа» и «Блаженная душа» (обе — 1619) — из палаццо ди Спанья, доступ в который обычно закрыт для публики.

Джованни Лоренцо Бернини. «Проклятая душа». 1619. Фото: Roberto Sigismondo
Джованни Лоренцо Бернини. «Проклятая душа». 1619.
Фото: Roberto Sigismondo

Летом откроется экспозиция «Семь паломнических церквей Рима», в которую войдут архивные фотографии главных церквей Юбилейного года, сделанные фотографом-документалистом Ромуальдо Мошиони, к 100-летию со дня смерти которого приурочена выставка.

Папа Франциск собирается показать публике некоторые из своих любимых произведений искусства, украшающих его личные апартаменты, в том числе картину Эль Греко «Христос Спаситель», которая будет экспонироваться в Музеях Ватикана весной. Кроме того, Ятта обещает особые «сюрпризы» на Рождество и на Пасху.

Еще один шедевр, единственная в собрании ватиканских музеев картина Караваджо «Положение во гроб» (около 1600–1604), будет экспонироваться в павильоне Святого престола на Всемирной выставке в японской Осаке. «Мы ценим возможность поделиться нашим наследием на таком важном мероприятии», — говорит Барбара Ятта, добавляя, что картина редко покидает пределы Ватикана и в предыдущий раз это произошло в 2017 году.

Джованни Лоренцо Бернини. «Блаженная душа». 1619. Фото: Roberto Sigismondo
Джованни Лоренцо Бернини. «Блаженная душа». 1619.
Фото: Roberto Sigismondo

В числе других художественных событий, приуроченных к Юбилейному году, выставка искусства модернизма в недавно открывшемся Музее дель Корсо, на которой представлено «Белое Распятие» (1938) Марка Шагала, привезенное из Чикагского института искусств. Это первая из серии работ, созданных художником на фоне преследования евреев в 1930-х годах; в них он изобразил Христа как еврейского мученика.

Преображение фонтана Треви и Аполлон Бельведерский

На одной из важнейших мировых достопримечательностей — римском фонтане Треви — завершены реставрационные работы, которые продолжались три месяца и обошлись в €300 тыс. Теперь фонтан можно рассмотреть ближе благодаря появившимся в ноябре мосткам из стекла и стали, за вход на которые позднее с туристов собираются взимать плату. Монеты, которые бросают в Треви, идут на финансирование католической благотворительной организации Caritas; в прошлом году фонтан принес ей около €1,5 млн.

Фонтан Треви в Риме.  Фото: Сlementina Toso/Unsplash
Фонтан Треви в Риме.
Фото: Сlementina Toso/Unsplash

На озере Альбано, в 45 минутах езды на поезде от Рима, в бывшем летнем папском дворце в Кастель-Гандольфо, который сейчас входит в состав Музеев Ватикана, открыли выставку, посвященную сюжету Рождества у художников эпохи Возрождения, в том числе Доменико Гирландайо и Рафаэля.

Недавно отреставрированный Аполлон Бельведерский, один из самых прославленных шедевров в собрании Ватикана, теоретически готов поприветствовать каждого посетителя крепким рукопожатием — потому что в ходе недавней реставрации мраморной статуе вернули утраченную кисть руки.

Мраморная статуя Аполлона Бельведерского вернулась в Музеи Ватикана после реставрации.  Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS
Мраморная статуя Аполлона Бельведерского вернулась в Музеи Ватикана после реставрации.
Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS

Джандоменико Спинола, заместитель директора Музеев Ватикана, говорит, что статуя Аполлона (теперь с восстановленными золотыми волосами) — это «изумительное произведение, восхищавшее многих художников, в числе которых был и Микеланджело, придавший черты лица Аполлона Христу на „Страшном суде“ в Сикстинской капелле».

Кисть руки Аполлона восстановили по форме для отливки, которая, как считается, служила для изготовления оригинальной бронзовой статуи, копией которой является мраморная скульптура. Рука Аполлона изначально изваяна в положении для стрельбы из лука, и в Музеях Ватикана надеются, что теперь она указывает на новую главу в истории успеха этого прославленного музея.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+