Музейный комплекс «Кремль», Суздаль
Символично, что древний Суздаль завершает год своего 1000-летия выставкой одного из самых праздничных русских художников, Бориса Кустодиева. В экспозиции более полусотни работ, созданных преимущественно в поздний период, когда художник был фактически прикован к постели и мог писать только по воспоминаниям. Есть знаменитые шедевры: Русский музей предоставил среди прочего «Монахиню» и «Масленицу», Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства — легендарный портрет Федора Шаляпина, Третьяковская галерея — «Красавицу». Хрестоматийное большое полотно «Купчиха за чаем» (1918) из Русского музея в Суздаль не привезли, зато можно полюбоваться «Купчихой, пьющей чай» из Нижегородского художественного музея. Созданная в 1923 году, купчиха здесь еще более нарядная, это уже практически наивное искусство, что в целом созвучно наступившей эпохе нэпа, которую художнику не суждено было пережить.
До 25 февраля 2025 года
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра
Живопись Александра Лабаса (1900–1983) знакома многим — как минимум по репродукциям. Наибольшей популярностью пользуются работы с дирижаблями и самолетами, из-за чего возникло представление, будто этот художник — официально утвержденный певец советского воздухоплавания (что, конечно, не так). Выставка в Новом Иерусалиме не ретроспектива в привычном смысле слова, зато здесь по-настоящему ударно представлен самый яркий и важный период творчества Лабаса — 1920–1930-е годы. Персональная философия художника, особый взгляд на реальность, прогресс и будущее человечества не вписывались в общий контекст эпохи, и в середине 1930-х Лабас исчез с авансцены советского искусства и десятки лет творил на периферии Союза художников. На выставке показаны почти все основные работы мастера из музеев и частных коллекций. Три зала экспозиции — «Предчувствие», «Сотворение» и «Невесомость» — вместили полторы сотни произведений.
До 25 мая 2025 года
Галерея «Каретный сарай», Серпухов
В декабре в недавно отреставрированном пространстве Каретного сарая городской усадьбы фабрикантов Мараевых Серпуховский историко-художественный музей открыл большую выставку, посвященную русскому авангарду. Для темы, которая, казалось бы, исхожена вдоль и поперек, удалось найти новые интересные ракурсы и сюжетные линии. По словам кураторов, одним из ключевых решений стало сопоставление различных художественных языков: примитивистские формы живописи перекликаются с печными изразцами, дизайны тканей 1950-х вступают в диалог с дореволюционными лубками, старый и новый быт соединяются в фотографиях 1920–1930-х годов. Живопись и графика Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и других авторов рассматриваются в контексте истории Серпухова и формирования музейного собрания. На выставке — две сотни экспонатов из собственной коллекции музея, а также произведения из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Музейно-выставочного центра Серпухова. Русский музей помог с мультимедийной экспозицией.
До 18 мая 2025 года
Ризница Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад
Достоверных сведений о том, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы, не существует. Однако известно, что на выставке, которую подготовил к зимнему праздничному сезону Сергиево-Посадский музей-заповедник, представлено около 40 художественных предметов XIV — начала XX века. Иконы, живописные миниатюры, гравюры, книжная графика, лубок — произведения из фондов музея-заповедника знакомят с иконографией бесплотных существ, которые занимают промежуточное положение между богом и людьми и ведут постоянную борьбу за грешные души. Битва эта ежедневно ведется на разных уровнях весьма разветвленной иерархии ангелов и демонов. Один из ключевых эпизодов этой борьбы представлен на выставке в нескольких вариациях — это повергающий дьявола архангел Михаил, один из самых почитаемых в православном искусстве. Жизнеописания святых изобилуют рассказами об испытаниях их веры демонами. Как правило, это происходит во время уединения: задачей дьявола и его свиты является изгнание отшельника, чтобы в этом месте никогда не звучала молитва. Этому сюжету посвящен один из самых запоминающихся экспонатов — раскрашенная вручную литография неизвестного автора середины XIX века «Преподобный Сергий Радонежский изгоняет молитвой злых духов». Кто-то должен снять мультфильм по этому сюжету и обязательно с этими колоритными персонажами.
До 2 марта 2025 года
Манеж, Звенигород
Последний шанс полюбоваться уникальной подборкой русских пейзажей на выставке, которая завершит свою работу сразу после каникул. Уникальной — потому что к экспонатам из Русского музея, которые впервые были представлены на одноименной выставке в Корпусе Бенуа в 2021 году, Звенигородский музей-заповедник добавил несколько картин из собственных фондов, а еще видоизменил архитектуру проекта. Пейзажи Айвазовского, Грабаря, Куинджи, Репина, Саврасова, их учеников и последователей объединены по сюжетам в разделы «Облака и тучи», «Радуга», «Светлый день», «Рассветы и закаты», «Лунная ночь» и «Стихия воды», а сами эти разделы закручены в два лабиринта-водоворота. В «ночном» зале с лунными пейзажами установлен экран, где видео реальной природы перемежаются с картинами из экспозиции. Почти полсотни экспонатов повествуют об истории русского пейзажа, которая началась в ХIХ веке. Воплощенные в полотнах образы солнечного и лунного света, грозы и молнии, радуги и облаков, закатов и рассветов сопровождаются на стенах стихотворениями русских поэтов, описавших те же явления вербально. Впечатление усиливают аудиоэффекты: щебет птиц, шум ветра, плеск волн. А выйдя из Манежа, в считаные минуты можно дойти до реальных и не менее живописных пейзажей Звенигорода и окрестностей, куда выезжали на пленэр многие из представленных на выставке мастеров.
До 12 января 2025 года