18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы

Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников

«Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»

Музейный комплекс «Кремль», Суздаль

Символично, что древний Суздаль завершает год своего 1000-летия выставкой одного из самых праздничных русских художников, Бориса Кустодиева. В экспозиции более полусотни работ, созданных преимущественно в поздний период, когда художник был фактически прикован к постели и мог писать только по воспоминаниям. Есть знаменитые шедевры: Русский музей предоставил среди прочего «Монахиню» и «Масленицу», Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства — легендарный портрет Федора Шаляпина, Третьяковская галерея — «Красавицу». Хрестоматийное большое полотно «Купчиха за чаем» (1918) из Русского музея в Суздаль не привезли, зато можно полюбоваться «Купчихой, пьющей чай» из Нижегородского художественного музея. Созданная в 1923 году, купчиха здесь еще более нарядная, это уже практически наивное искусство, что в целом созвучно наступившей эпохе нэпа, которую художнику не суждено было пережить.

До 25 февраля 2025 года

Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль», Суздаль. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
«Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви»

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра

Живопись Александра Лабаса (1900–1983) знакома многим — как минимум по репродукциям. Наибольшей популярностью пользуются работы с дирижаблями и самолетами, из-за чего возникло представление, будто этот художник — официально утвержденный певец советского воздухоплавания (что, конечно, не так). Выставка в Новом Иерусалиме не ретроспектива в привычном смысле слова, зато здесь по-настоящему ударно представлен самый яркий и важный период творчества Лабаса — 1920–1930-е годы. Персональная философия художника, особый взгляд на реальность, прогресс и будущее человечества не вписывались в общий контекст эпохи, и в середине 1930-х Лабас исчез с авансцены советского искусства и десятки лет творил на периферии Союза художников. На выставке показаны почти все основные работы мастера из музеев и частных коллекций. Три зала экспозиции — «Предчувствие», «Сотворение» и «Невесомость» — вместили полторы сотни произведений.

До 25 мая 2025 года

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви». Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра.  Фото: Арман Тадевосян
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви». Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра.
Фото: Арман Тадевосян
«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира»

Галерея «Каретный сарай», Серпухов

В декабре в недавно отреставрированном пространстве Каретного сарая городской усадьбы фабрикантов Мараевых Серпуховский историко-художественный музей открыл большую выставку, посвященную русскому авангарду. Для темы, которая, казалось бы, исхожена вдоль и поперек, удалось найти новые интересные ракурсы и сюжетные линии. По словам кураторов, одним из ключевых решений стало сопоставление различных художественных языков: примитивистские формы живописи перекликаются с печными изразцами, дизайны тканей 1950-х вступают в диалог с дореволюционными лубками, старый и новый быт соединяются в фотографиях 1920–1930-х годов. Живопись и графика Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и других авторов рассматриваются в контексте истории Серпухова и формирования музейного собрания. На выставке — две сотни экспонатов из собственной коллекции музея, а также произведения из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Музейно-выставочного центра Серпухова. Русский музей помог с мультимедийной экспозицией.

До 18 мая 2025 года

Выставка »Фабрика авангарда. Выкройка нового мира». Галерея «Каретный сарай», Серпухов.  Фото: Алиса Попова
Выставка »Фабрика авангарда. Выкройка нового мира». Галерея «Каретный сарай», Серпухов.
Фото: Алиса Попова
«Ангелы и демоны»

Ризница Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад

Достоверных сведений о том, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы, не существует. Однако известно, что на выставке, которую подготовил к зимнему праздничному сезону Сергиево-Посадский музей-заповедник, представлено около 40 художественных предметов XIV — начала XX века. Иконы, живописные миниатюры, гравюры, книжная графика, лубок — произведения из фондов музея-заповедника знакомят с иконографией бесплотных существ, которые занимают промежуточное положение между богом и людьми и ведут постоянную борьбу за грешные души. Битва эта ежедневно ведется на разных уровнях весьма разветвленной иерархии ангелов и демонов. Один из ключевых эпизодов этой борьбы представлен на выставке в нескольких вариациях — это повергающий дьявола архангел Михаил, один из самых почитаемых в православном искусстве. Жизнеописания святых изобилуют рассказами об испытаниях их веры демонами. Как правило, это происходит во время уединения: задачей дьявола и его свиты является изгнание отшельника, чтобы в этом месте никогда не звучала молитва. Этому сюжету посвящен один из самых запоминающихся экспонатов — раскрашенная вручную литография неизвестного автора середины XIX века «Преподобный Сергий Радонежский изгоняет молитвой злых духов». Кто-то должен снять мультфильм по этому сюжету и обязательно с этими колоритными персонажами.

До 2 марта 2025 года

Выставка «Ангелы и демоны» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Сергиев Посад.  Фото: Сергиево-Посадский музей-заповедник
Выставка «Ангелы и демоны» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Сергиев Посад.
Фото: Сергиево-Посадский музей-заповедник
«Преображенная природа. Пейзаж XIX–XX веков из собрания Русского музея»

Манеж, Звенигород

Последний шанс полюбоваться уникальной подборкой русских пейзажей на выставке, которая завершит свою работу сразу после каникул. Уникальной — потому что к экспонатам из Русского музея, которые впервые были представлены на одноименной выставке в Корпусе Бенуа в 2021 году, Звенигородский музей-заповедник добавил несколько картин из собственных фондов, а еще видоизменил архитектуру проекта. Пейзажи Айвазовского, Грабаря, Куинджи, Репина, Саврасова, их учеников и последователей объединены по сюжетам в разделы «Облака и тучи», «Радуга», «Светлый день», «Рассветы и закаты», «Лунная ночь» и «Стихия воды», а сами эти разделы закручены в два лабиринта-водоворота. В «ночном» зале с лунными пейзажами установлен экран, где видео реальной природы перемежаются с картинами из экспозиции. Почти полсотни экспонатов повествуют об истории русского пейзажа, которая началась в ХIХ веке. Воплощенные в полотнах образы солнечного и лунного света, грозы и молнии, радуги и облаков, закатов и рассветов сопровождаются на стенах стихотворениями русских поэтов, описавших те же явления вербально. Впечатление усиливают аудиоэффекты: щебет птиц, шум ветра, плеск волн. А выйдя из Манежа, в считаные минуты можно дойти до реальных и не менее живописных пейзажей Звенигорода и окрестностей, куда выезжали на пленэр многие из представленных на выставке мастеров.

До 12 января 2025 года

Выставка «Преображенная природа. Пейзаж XIX–XX веков из собрания Русского музея». Манеж, Звенигород.  Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Преображенная природа. Пейзаж XIX–XX веков из собрания Русского музея». Манеж, Звенигород.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
4
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+