18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Какие выставки посетить в разных городах России на каникулах

Мы отобрали семь выставочных проектов, которые можно посетить в разных уголках страны во время зимних каникул. Среди них есть и гастролирующие проекты-блокбастеры, а их диапазон — от романтизма до конструктивизма, от архаики до современного искусства

«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»

Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Любовь Попова — одна из самых ярких фигур русского авангарда. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности — первый за 35 лет монографический показ художницы — рассказывает о ней в самом широком диапазоне. Как видно из названия, экспозиция раскрывает и творческую, и более личную, интимную сторону ее биографии. Показано движение Поповой от кубизма и футуризма к беспредметности и дальше — к производственному искусству, текстильным экспериментам и конструктивистским театральным декорациям. Рядом — работы учителей и соратников: Андре Дерена, Анри Ле Фоконье, Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Варвары Степановой и других. Это все — Любовь Сергеевна Попова. А Люба, Любочка предстает в архивных документах, фотографиях, письмах, воспоминаниях близких. И в колыбельной, которую она пела маленькому сыну Симе. Их обоих не стало с разницей в два дня из-за осложнений, вызванных скарлатиной. Любови Поповой было всего 35.

Подробнее о выставке — здесь.

До 27 февраля 2025 года

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
«Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В России находится самая представительная коллекция Каспара Давида Фридриха за пределами Германии, и теперь, в год 250-летия великого романтика, она с размахом представлена в Эрмитаже. Экспозиция имеет три траектории. Одна посвящена собственно Фридриху. Это графика, живопись (интересно обнаружить надпись кириллицей «Василий Жуковский» и дату «30 июля» на небольшой картине «Василий Жуковский и братья Александр и Сергей Тургеневы») и транспарентные картины. Оригиналы последних не уцелели, но студенты Санкт-Петербургской академии художеств им. Репина создали их современные интерпретации по сохранившимся эскизам. Вторая траектория связана с именем императрицы Александры Федоровны (она же принцесса Шарлотта Прусская), супруги Николая I и страстной почитательницы Фридриха. Наконец, третье важное имя в экспозиции — поэт Василий Жуковский, который дружил с мастером и делал, подражая ему, карандашные эскизы, которые удивят многих посетителей выставки.

Подробнее о выставке — здесь.

До 13 апреля 2025 года

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Фото: Государственный Эрмитаж
«В круге цвета. Красный»

Третьяковка в Самаре, Самара

В самарском филиале Государственной Третьяковской галереи открылась, вероятно, самая яркая — в прямом смысле слова — выставка этой зимы — «В круге цвета. Красный». Здесь собраны иконы и авангард, нонконформисты и современные художники, и все они объединены драматичным красным цветом. Среди экспонатов — «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Красная дверь» Михаила Рогинского и не менее красная инсталляция Аллы Урбан «Вопрос», которую можно трогать. Новый выставочный проект — второй в истории самарской Третьяковки, открытой лишь в мае этого года. Музей занимает отреставрированный памятник конструктивизма — бывшую фабрику-кухню, построенную в начале 1930-х годов архитектором Екатериной Максимовой и имеющую в плане форму серпа и молота. Само это здание — уникальный «экспонат», ради которого стоит отправиться в Самару.

До 30 марта 2025 года

Выставка «В круге цвета. Красный» в Третьяковке в Самаре. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «В круге цвета. Красный» в Третьяковке в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Древний Египет. Искусство бессмертия»

Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз, Нижний Новгород

Выставочный блокбастер о представлениях древних египтян о загробной жизни, показанный в 2022 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве, теперь можно увидеть в Нижнем Новгороде. В эффектном Выставочном пакгаузе выставлены саркофаги, сосуды для забальзамированных органов, красивые статуэтки, изготовленные для наполнения гробниц. Тексты знакомят зрителей как с мифологической историей смерти и воскрешения Осириса, так и с практическими нюансами мумификации мертвых в Древнем Египте. Самый зрелищный и наукоемкий раздел представляет 3D-реконструкции внешности мужчины и женщины, полученные в результате сканирования методом компьютерной томографии мумий из собрания Пушкинского музея.

Подробнее о выставке — здесь.

До 19 января 2025 года

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» в Нижнем Новгороде. Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» в Нижнем Новгороде. Нижегородский государственный художественный музей, Выставочный пакгауз.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Сны Сибири»

Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова и Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск

Новый вариант выставки «Сны Сибири», полюбившейся зрителям и за экспонаты, и за дизайн, и за интерактивность, теперь показан на двух площадках в Красноярске. Экспозиция в центре «Площадь Мира» во многом повторяет уже прошедшие в Москве и Владивостоке вариации: затемненное пространство, завораживающие световые инсталляции и проекции, более 90 археологических артефактов из европейской части России, Приуралья, Сибири и с Дальнего Востока. Но она расширена за счет современного искусства и недавно найденных древностей. Более камерная экспозиция в Красноярском художественном музее им. В.И.Сурикова сосредоточена на произведениях современных художников в духе «сибирской неоархаики»: одни работают в древних техниках различных народов, другие обращаются к теме петроглифов или имитируют наскальную живопись, третьи основывают свое творчество на впечатлениях, полученных в ходе экспедиций.

Подробнее о выставке — здесь.

До 12 января 2025 года

Выставка «Сны Сибири» в Красноярском художественном музее им. В.И.Сурикова. Фото: Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова
Выставка «Сны Сибири» в Красноярском художественном музее им. В.И.Сурикова.
Фото: Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова
«Двадцать один длинный, один короткий». Современное российское искусство из коллекции Антона Козлова

Ельцин Центр, Екатеринбург

Всего за пять лет, начиная с 2019 года, коллекционер Антон Козлов собрал одну из самых представительных коллекций отечественного искусства второй половины XX — XXI века. Ту часть его собрания, что охватывает период от начала 2000-х годов до нашего времени, можно увидеть сейчас в Ельцин Центре. Среди хитов «нулевых» — живопись Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, полотно Алексея Каллимы, инсталляция Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Многое — практически «с пылу, с жару». Например, набитый всякой всячиной «Сундук российского современного искусства» Романа Сакина был приобретен Козловым на ярмарке Cosmoscow всего год назад, а давшая название всей выставке работа группы «МишМаш» «Двадцать один длинный, один короткий» (концептуальная композиция из неработающих дверных звонков из папье-маше) создана в 2022-м. Если бы в России существовал музей самого актуального, идущего в ногу со временем искусства, его экспозиция могла бы выглядеть примерно так.

Подробнее о выставке — здесь.

До 23 февраля 2025 года

Выставка «Двадцать один длинный, один короткий» в Ельцин Центре в Екатеринбурге.  Фото: Любовь Кабалинова/Президентский центр Б.Н.Ельцина
Выставка «Двадцать один длинный, один короткий» в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
Фото: Любовь Кабалинова/Президентский центр Б.Н.Ельцина
«Петр I и его эпоха»

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Центр «Эрмитаж-Сибирь», Омск

Из Эрмитажа в Омск прибыло 228 предметов, связанных с личностью Петра I. Самым удивительным экспонатом является, пожалуй, чучело одного из его питомцев. Трехсотлетняя «собака неизвестной породы, лежачая» впервые покинула Санкт-Петербург. И примостилась возле токарного станка, на котором император лично вытачивал медальоны, кубки, табакерки. Слепок ладони Петра имеет интерактивную копию — можно приложить к ней собственную ладонь и сличить размеры. Многосоставная экспозиция погружена во мрак, а антураж дополняют шум прибоя и ароматы табака, янтаря и выделанной кожи в специальных колбах.

До 23 июня 2025 года

Выставка «Петр I и его эпоха». Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Центр «Эрмитаж-Сибирь», Омск.  Фото: Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Выставка «Петр I и его эпоха». Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Центр «Эрмитаж-Сибирь», Омск.
Фото: Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+