18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О тихих или шумных радостях, доступных избранным ценителям арт-кино

Кадр из фильма Жана Кокто Кровь поэта. 1930.  Фото: The Criterion Collection
Кадр из фильма Жана Кокто Кровь поэта. 1930.
Фото: The Criterion Collection
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Кропотливый труд британского исследователя Дэвида Кёртиса «Фильмы художников» с предисловием Стива Маккуина посвящен работам с движущимися картинками — в самом широком смысле и в почти 100-летнем историческом диапазоне

В этой книге на трех сотнях страниц с иллюстрациями подробно классифицируются и разбираются примеры экспериментов 400 известных художников XX–XXI веков с технологией создания кино- и видеоизображений. Попутно автор затрагивает весь спектр сопутствующих проблем — творческих, общественных, инженерных, организационных и коммерческих. В одном ряду оказываются художники разных жанров, эпох и направлений. Кинофильмы Жана Кокто, документальный «киноглаз» Дзиги Вертова уживаются с видеоинсталляциями Нам Джун Пайка, музейными «рапидами» Билла Виолы и формальной, довольно заунывной видеофиксацией проявлений жизнедеятельности и творческой активности многочисленных художников, исследующих новую технологию. Дайте художнику в руки кино- или видеокамеру, а уж на что он ее направит — на разлагающуюся плоть или на цветущий бутон, на открыточные красоты подлунного мира или на совокуп­ляющихся дикобразов, — можно только предположить.

Дэвид Кёртис. «Фильмы художников» / Предисловие С. Маккуина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 304 с., ил.
Дэвид Кёртис. «Фильмы художников» / Предисловие С. Маккуина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 304 с., ил.

Нужно очень любить этот специфический раздел киноискусства, как его ни назови — «нишевое кино», видеоинсталляция, мультимедиа-арт, чтобы пересмотреть и рассортировать невероятный объем визуального материала, зачастую намеренно вступающего в конфронтацию с идеей удовольствия от просмотра, занимательности, далекого от развлекательной сути привычного массовому зрителю кинематографа. И хорошо, когда есть подвижник Дэвид Кёртис, взявший на себя сизифов труд вкатить угловатый, неподъемный ком кинопленки с выцарапанным на ней названием «кино художников» на скользкую гору здравого смысла. И даже придать ему академическую, а значит, социально приемлемую форму и какое-никакое содержание, несмотря на подчас яростное сопротивление самих авторов, постоянно вываливающихся за установленные рамки.

История фильмов художников насыщена экспериментами и изобретениями. Некоторые находки и технические приемы впоследствии стали в большом кинематографе общим местом, другие так и остались в истории искусства свидетельствами своего времени или вообще были отброшены как бесполезные и тупиковые попытки сформировать язык новой визуальной культуры. Вот, к примеру, как в 1921 году будущий режиссер Жан Эпштейн описывает свое знакомство с крупным планом, полагая, что одного его достаточно для полноценной киноленты: «Ветерок эмоций скользит по рту облаками. Орография лица колеблется. Начинаются сейсмические толчки. Морщины капилляров пытаются устроить разлом. Волна уносит их. Мышцы напрягаются. Губы морщинятся, как театральный занавес. Всё вокруг — движение, дисбаланс, кризис. Рот трескается, как спелый фрукт. Словно разрезанная скальпелем, улыбка, напоминающая клавиши, врезается сбоку в самый краешек губы». Спустя семь лет он активно использует крупные планы в игровой ленте «Падение дома Эшеров», в производстве которой поучаствовал юный художник-сюрреалист и будущий великий кинорежиссер Луис Бунюэль.

Ребекка Хорн. «Единорог». 1970 – 1972.  Фото: Achim Thode / © Rebecca Horn
Ребекка Хорн. «Единорог». 1970 – 1972.
Фото: Achim Thode / © Rebecca Horn

Цель книги, по словам ее автора, состоит в том, чтобы «дать представление о богатстве и разнообразии фильмов художников, а также о скрытых в них удовольствиях». Заметим, очень глубоко скрытых и доступных далеко не всякому зрителю — целая глава посвящена многочисленным попыткам достучаться до широкой публики и загнать на просмотр развращенных сюжетным, коммерческим кинематографом зрителей с помощью всевозможных ухищрений, вплоть до специальной конструкции кинозала.

К примеру, кинотеатр-аттракцион Ласло Мохой-Надя предвосхищал системы «объемного проецирования» типа современного IMAX и мультиэкранные залы. «Вместо нынешнего прямоугольника можно было бы сделать экран в форме сегмента сферы. Такой экран должен иметь очень большой радиус и, соответственно, небольшую глубину и располагаться перед зрителем под углом зрения около 45 градусов».

В книге собрано много любопытных примеров и выдающихся работ, что-то в них проясняется из собственных комментариев создателей произведений и теоретических построений художников. Правда, сам формат монографии, подразумевающий словесное описание того, что предназначено для визуального восприятия, местами затрудняет чтение. Но едва ли это остановит заинтересованного читателя, способного упорно продираться через дебри справочной информации к ясному, как солнце, пониманию подлинной сущности новейшего для прошлого века визуального языка.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+