18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

О тихих или шумных радостях, доступных избранным ценителям арт-кино

Кадр из фильма Жана Кокто Кровь поэта. 1930.  Фото: The Criterion Collection
Кадр из фильма Жана Кокто Кровь поэта. 1930.
Фото: The Criterion Collection
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Кропотливый труд британского исследователя Дэвида Кёртиса «Фильмы художников» с предисловием Стива Маккуина посвящен работам с движущимися картинками — в самом широком смысле и в почти 100-летнем историческом диапазоне

В этой книге на трех сотнях страниц с иллюстрациями подробно классифицируются и разбираются примеры экспериментов 400 известных художников XX–XXI веков с технологией создания кино- и видеоизображений. Попутно автор затрагивает весь спектр сопутствующих проблем — творческих, общественных, инженерных, организационных и коммерческих. В одном ряду оказываются художники разных жанров, эпох и направлений. Кинофильмы Жана Кокто, документальный «киноглаз» Дзиги Вертова уживаются с видеоинсталляциями Нам Джун Пайка, музейными «рапидами» Билла Виолы и формальной, довольно заунывной видеофиксацией проявлений жизнедеятельности и творческой активности многочисленных художников, исследующих новую технологию. Дайте художнику в руки кино- или видеокамеру, а уж на что он ее направит — на разлагающуюся плоть или на цветущий бутон, на открыточные красоты подлунного мира или на совокуп­ляющихся дикобразов, — можно только предположить.

Дэвид Кёртис. «Фильмы художников» / Предисловие С. Маккуина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 304 с., ил.
Дэвид Кёртис. «Фильмы художников» / Предисловие С. Маккуина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 304 с., ил.

Нужно очень любить этот специфический раздел киноискусства, как его ни назови — «нишевое кино», видеоинсталляция, мультимедиа-арт, чтобы пересмотреть и рассортировать невероятный объем визуального материала, зачастую намеренно вступающего в конфронтацию с идеей удовольствия от просмотра, занимательности, далекого от развлекательной сути привычного массовому зрителю кинематографа. И хорошо, когда есть подвижник Дэвид Кёртис, взявший на себя сизифов труд вкатить угловатый, неподъемный ком кинопленки с выцарапанным на ней названием «кино художников» на скользкую гору здравого смысла. И даже придать ему академическую, а значит, социально приемлемую форму и какое-никакое содержание, несмотря на подчас яростное сопротивление самих авторов, постоянно вываливающихся за установленные рамки.

История фильмов художников насыщена экспериментами и изобретениями. Некоторые находки и технические приемы впоследствии стали в большом кинематографе общим местом, другие так и остались в истории искусства свидетельствами своего времени или вообще были отброшены как бесполезные и тупиковые попытки сформировать язык новой визуальной культуры. Вот, к примеру, как в 1921 году будущий режиссер Жан Эпштейн описывает свое знакомство с крупным планом, полагая, что одного его достаточно для полноценной киноленты: «Ветерок эмоций скользит по рту облаками. Орография лица колеблется. Начинаются сейсмические толчки. Морщины капилляров пытаются устроить разлом. Волна уносит их. Мышцы напрягаются. Губы морщинятся, как театральный занавес. Всё вокруг — движение, дисбаланс, кризис. Рот трескается, как спелый фрукт. Словно разрезанная скальпелем, улыбка, напоминающая клавиши, врезается сбоку в самый краешек губы». Спустя семь лет он активно использует крупные планы в игровой ленте «Падение дома Эшеров», в производстве которой поучаствовал юный художник-сюрреалист и будущий великий кинорежиссер Луис Бунюэль.

Ребекка Хорн. «Единорог». 1970 – 1972.  Фото: Achim Thode / © Rebecca Horn
Ребекка Хорн. «Единорог». 1970 – 1972.
Фото: Achim Thode / © Rebecca Horn

Цель книги, по словам ее автора, состоит в том, чтобы «дать представление о богатстве и разнообразии фильмов художников, а также о скрытых в них удовольствиях». Заметим, очень глубоко скрытых и доступных далеко не всякому зрителю — целая глава посвящена многочисленным попыткам достучаться до широкой публики и загнать на просмотр развращенных сюжетным, коммерческим кинематографом зрителей с помощью всевозможных ухищрений, вплоть до специальной конструкции кинозала.

К примеру, кинотеатр-аттракцион Ласло Мохой-Надя предвосхищал системы «объемного проецирования» типа современного IMAX и мультиэкранные залы. «Вместо нынешнего прямоугольника можно было бы сделать экран в форме сегмента сферы. Такой экран должен иметь очень большой радиус и, соответственно, небольшую глубину и располагаться перед зрителем под углом зрения около 45 градусов».

В книге собрано много любопытных примеров и выдающихся работ, что-то в них проясняется из собственных комментариев создателей произведений и теоретических построений художников. Правда, сам формат монографии, подразумевающий словесное описание того, что предназначено для визуального восприятия, местами затрудняет чтение. Но едва ли это остановит заинтересованного читателя, способного упорно продираться через дебри справочной информации к ясному, как солнце, пониманию подлинной сущности новейшего для прошлого века визуального языка.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+