18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Петербурге открылась выставка «Поп-механика Сергея Курехина»

Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» в Русском музее.  Фото: Наталья Шкуренок
Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» в Русском музее.
Фото: Наталья Шкуренок

В Мраморном дворце Русского музея попытались воссоздать атмосферу вокруг «Поп-механики» и показывают личные вещи и инструменты Сергея Курехина, его интервью, а также произведения художников, принимавших участие в концертах

Экспозиция «Поп-механика Сергея Курехина», созданная отделом новейших течений Государственного Русского музея совместно с Центром современного искусства имени Сергея Курехина, рассказывает об уникальном музыкальном коллективе и посвящена 70-летию со дня рождения музыканта, которого друзья называли Капитаном. Видеозаписи концертов «Поп-механики», композиции из альбомов и саундтреки к фильмам, для которых композитор писал музыку, его личные вещи и работы художников из ближайшего окружения занимают анфиладу залов на третьем этаже Мраморного дворца.

Невозможно представить себе Сергея Курехина (1954–1996) 70-летним. Он остался в памяти молодым, энергичным, открытым, полным творческих планов, воплощение которых остановила его ранняя смерть.

Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» в Русском музее.  Фото: Наталья Шкуренок
Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» в Русском музее.
Фото: Наталья Шкуренок

«Он был человек-импровизация, человек-проект, человек новейших течений, — считает Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ. — Он был таким открытым и легким, что даже самые тяжелые люди шли ему навстречу. А по сути, он был очень глубоким художником в широком смысле слова, одним из первых медиальных художников, понимавших, что такое медиаискусство, когда у нас в стране в этом направлении практически никто не работал».

Экспозиция представляет собой своеобразный концертный абонемент: в каждом из залов можно услышать альбомы и концертные записи разных периодов творческой жизни «Поп-механики» и самого композитора. Каждую музыкальную композицию сопровождают свои экспонаты: картины друзей (в основном из коллекции ГРМ), личные вещи, видео с концертов, репетиций, съемок фильмов (преимущественно из собрания Центра имени Сергея Курехина).

«Главная миссия Сергея в жизни — его музыка, а „Поп-механика“ была самым важным делом его жизни. Поэтому мы хотели, чтобы в каждом зале звучала своя музыка, — рассказала Анастасия Курехина, руководитель центра, вдова музыканта. — Сначала боялись, что получится звуковая какофония, но, когда провели предварительный тест, оказалось, что в залах Мраморного дворца поразительная акустика, все отлично звучит, музыка из разных залов не мешает одна другой».

Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» в Русском музее.  Фото: Наталья Шкуренок
Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» в Русском музее.
Фото: Наталья Шкуренок

По замыслу авторов и кураторов выставки (архитектор Наталья Кузьмина, куратор Алексей Корси), в каждом из семи залов звучит своя музыкальная композиция, под которую подобраны экспонаты, рассказывающие о творчестве, личной жизни, о друзьях, круге интересов и знакомых.

Первый зал посвящен концертной и общественной жизни Сергея Курехина и его «Поп-механики». Открывает экспозицию любительская видеозапись с перформанса, устроенного Курехиным и его музыкантами в Мраморном дворце в 1995 году на вернисаже выставки художников-неоэкспрессионистов. Здесь же выставлены костюмы художника Сергея Чернова, которые он подарил Фонду Курехина. Сконструированные из шлангов, кружев, ламп и пластмассовых кранов, они, по мысли автора, отражают истинный дух «Поп-механики». Во втором зале звучит музыкальная композиция из «Оперы богатых» — в стиле contemporary jazz. Первый и второй залы оформлены картинами друзей Сергея Курехина: здесь представлены коллаж Тимура Новикова «Аполлон, попирающий красный квадрат», «Концерт» и «Герои компьютерных игр» Ивана Сотникова, «Елки» Олега Котельникова из собрания ГРМ и Центра имени Курехина.

В третьем зале посетители могут с помощью наушников прослушать почти все концертные записи в сопровождении видеороликов с этих концертов. В четвертом представлены вещи Сергея Курехина, личное, семейное видео (из домашнего архива) в сопровождении музыкальной композиции, которую он посвятил Джону Кейджу, с альбома Dear John Cage, записанного совместно с американским саксофонистом Кешаваном Маслаком в 1996 году.

Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» в Русском музее.  Фото: Наталья Шкуренок
Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» в Русском музее.
Фото: Наталья Шкуренок

Пятый зал полностью посвящен выпущенному в 1993 году альбому «Воробьиная оратория»: афиши, обложки альбома разных лет, видео с репетиции оратории. Шестой зал рассказывает о работе Сергея Курехина в кино. Здесь он выступает как композитор, написавший музыку к фильмам «Господин оформитель» (режиссер Олег Тепцов), «Три сестры» (режиссер Сергей Соловьев), «Замок» (режиссер Алексей Балабанов) и другим. И как актер, снявшийся в нескольких фильмах (наиболее известная его роль — в фильме Сергея Дебижева «Два капитана — 2»). В последнем, седьмом зале представлен полный набор пластинок с музыкой Сергея Курехина в витринах. Надев наушники, посетители могут прослушать эти композиции.

Выставка в Мраморном дворце — последнее событие в череде юбилейных мероприятий года 70-летия Сергея Курехина. Но работа с его музыкальным наследием продолжается. Незадолго до смерти он получил заказ от Большого театра на создание оперы. Вместе с режиссером Сергеем Соловьевым они уже начали обсуждать либретто, но не успели. «Недавно мне пришла в голову простая мысль: что, если попробовать использовать возможности искусственного интеллекта для воссоздания музыки Сергея? — поделилась планами Анастасия Курехина. — Это, конечно, дело неблизкого будущего, но уже в середине следующего года мы планируем открыть Центр Сергея Курехина в новом зале на Васильевском острове».

Государственный Русский музей, Мраморный дворец
«Поп-механика Сергея Курехина»
До 27 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+