Экспозиция «Поп-механика Сергея Курехина», созданная отделом новейших течений Государственного Русского музея совместно с Центром современного искусства имени Сергея Курехина, рассказывает об уникальном музыкальном коллективе и посвящена 70-летию со дня рождения музыканта, которого друзья называли Капитаном. Видеозаписи концертов «Поп-механики», композиции из альбомов и саундтреки к фильмам, для которых композитор писал музыку, его личные вещи и работы художников из ближайшего окружения занимают анфиладу залов на третьем этаже Мраморного дворца.
Невозможно представить себе Сергея Курехина (1954–1996) 70-летним. Он остался в памяти молодым, энергичным, открытым, полным творческих планов, воплощение которых остановила его ранняя смерть.
«Он был человек-импровизация, человек-проект, человек новейших течений, — считает Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ. — Он был таким открытым и легким, что даже самые тяжелые люди шли ему навстречу. А по сути, он был очень глубоким художником в широком смысле слова, одним из первых медиальных художников, понимавших, что такое медиаискусство, когда у нас в стране в этом направлении практически никто не работал».
Экспозиция представляет собой своеобразный концертный абонемент: в каждом из залов можно услышать альбомы и концертные записи разных периодов творческой жизни «Поп-механики» и самого композитора. Каждую музыкальную композицию сопровождают свои экспонаты: картины друзей (в основном из коллекции ГРМ), личные вещи, видео с концертов, репетиций, съемок фильмов (преимущественно из собрания Центра имени Сергея Курехина).
«Главная миссия Сергея в жизни — его музыка, а „Поп-механика“ была самым важным делом его жизни. Поэтому мы хотели, чтобы в каждом зале звучала своя музыка, — рассказала Анастасия Курехина, руководитель центра, вдова музыканта. — Сначала боялись, что получится звуковая какофония, но, когда провели предварительный тест, оказалось, что в залах Мраморного дворца поразительная акустика, все отлично звучит, музыка из разных залов не мешает одна другой».
По замыслу авторов и кураторов выставки (архитектор Наталья Кузьмина, куратор Алексей Корси), в каждом из семи залов звучит своя музыкальная композиция, под которую подобраны экспонаты, рассказывающие о творчестве, личной жизни, о друзьях, круге интересов и знакомых.
Первый зал посвящен концертной и общественной жизни Сергея Курехина и его «Поп-механики». Открывает экспозицию любительская видеозапись с перформанса, устроенного Курехиным и его музыкантами в Мраморном дворце в 1995 году на вернисаже выставки художников-неоэкспрессионистов. Здесь же выставлены костюмы художника Сергея Чернова, которые он подарил Фонду Курехина. Сконструированные из шлангов, кружев, ламп и пластмассовых кранов, они, по мысли автора, отражают истинный дух «Поп-механики». Во втором зале звучит музыкальная композиция из «Оперы богатых» — в стиле contemporary jazz. Первый и второй залы оформлены картинами друзей Сергея Курехина: здесь представлены коллаж Тимура Новикова «Аполлон, попирающий красный квадрат», «Концерт» и «Герои компьютерных игр» Ивана Сотникова, «Елки» Олега Котельникова из собрания ГРМ и Центра имени Курехина.
В третьем зале посетители могут с помощью наушников прослушать почти все концертные записи в сопровождении видеороликов с этих концертов. В четвертом представлены вещи Сергея Курехина, личное, семейное видео (из домашнего архива) в сопровождении музыкальной композиции, которую он посвятил Джону Кейджу, с альбома Dear John Cage, записанного совместно с американским саксофонистом Кешаваном Маслаком в 1996 году.
Пятый зал полностью посвящен выпущенному в 1993 году альбому «Воробьиная оратория»: афиши, обложки альбома разных лет, видео с репетиции оратории. Шестой зал рассказывает о работе Сергея Курехина в кино. Здесь он выступает как композитор, написавший музыку к фильмам «Господин оформитель» (режиссер Олег Тепцов), «Три сестры» (режиссер Сергей Соловьев), «Замок» (режиссер Алексей Балабанов) и другим. И как актер, снявшийся в нескольких фильмах (наиболее известная его роль — в фильме Сергея Дебижева «Два капитана — 2»). В последнем, седьмом зале представлен полный набор пластинок с музыкой Сергея Курехина в витринах. Надев наушники, посетители могут прослушать эти композиции.
Выставка в Мраморном дворце — последнее событие в череде юбилейных мероприятий года 70-летия Сергея Курехина. Но работа с его музыкальным наследием продолжается. Незадолго до смерти он получил заказ от Большого театра на создание оперы. Вместе с режиссером Сергеем Соловьевым они уже начали обсуждать либретто, но не успели. «Недавно мне пришла в голову простая мысль: что, если попробовать использовать возможности искусственного интеллекта для воссоздания музыки Сергея? — поделилась планами Анастасия Курехина. — Это, конечно, дело неблизкого будущего, но уже в середине следующего года мы планируем открыть Центр Сергея Курехина в новом зале на Васильевском острове».
Государственный Русский музей, Мраморный дворец
«Поп-механика Сергея Курехина»
До 27 января