18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина

Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах

«Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В 2025 году Музей Фаберже планирует начать проект о современном искусстве из российских регионов. Он будет рассказывать о классиках, возвращать забытые имена и искать новых авторов. Первая выставка из этого цикла, сосредоточенная на весьма пассионарной локации — Екатеринбурге и окрестностях, должна открыться в феврале. А для любителей классики музей приготовил большую ретроспективу братьев Маковских, даты которой пока не называют (посвященный им проект также недавно прошел в Серпухове).

Февраль — весна 2025 года

Евгений Седухин. «Симфония шестой домны». 1979. Фото: ЕМИИ
Евгений Седухин. «Симфония шестой домны». 1979.
Фото: ЕМИИ
«Третьяковская галерея. Пять веков русского искусства»

Филиал Государственной Третьяковской галереи, Калининград

Проект, которым Третьяковка открывает свой филиал в Калининграде, должен стать таким же запоминающимся, как выставка о еде, открывшая фабрику-кухню в Самаре. В новое здание приедет около 300 произведений, составляющих золотой фонд русского искусства, от Боровиковского до Малевича и нонконформистов. Многие из работ специально снимут со стен постоянной экспозиции в Лаврушинском и на Крымском Валу. В Москве же в течение года покажут крупные выставки Виктора Борисова-Мусатова, Карла Брюллова, Франциско Инфанте, Бориса Кустодиева и Ильи Машкова — в общем, на любой вкус.

Март — ноябрь 2025 года

Казимир Малевич. «На сенокосе». 1928–1929. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Казимир Малевич. «На сенокосе». 1928–1929.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Между Парижем и Москвой. Александра Бучкова и Сергей Кольцов»

Музей Москвы, Москва

Продолжение успешнейшей выставки «Москвичка». Экспозиция рассказывает об одной из героинь проекта — художнице Александре Кольцовой-Бучковой — и о ее муже, скульпторе Сергее Кольцове, в контексте важных событий эпохи, в которую они жили. Эти имена, хорошо известные специалистам по искусству первой половины ХХ века, запомнятся теперь и широкой аудитории.

Апрель — август 2025 года

Выставка «Москвичка» в Музее Москвы.  Раздел, посвященный Александре Кольцовой-Бычковой.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Москвичка» в Музее Москвы. Раздел, посвященный Александре Кольцовой-Бычковой.
Фото: Музей Москвы
«Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае»

Музеи Московского Кремля, Москва

Потихоньку Музеи Кремля возвращаются к иностранным проектам, теперь уже за счет дружественных стран. На этот раз к нам приедет собрание Национального музея Китая. Выставка проходит в рамках перекрестного года культуры России — Китая и посвящена культуре еды и пития от неолита до ХХ века. В Москву везут около 150 ценнейших экспонатов, в их числе повседневная и парадная посуда, живописные свитки и костюмы, музыкальные инструменты, наборы для застольных игр и прочее.

10 апреля — 17 августа 2025 года

«Пир девушки». Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня. Фото: Музеи Московского Кремля
«Пир девушки». Иллюстрация к роману «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня.
Фото: Музеи Московского Кремля
«1775. Триумф Екатерины II»

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва

Два столичных музея — «Царицыно» и Музей архитектуры — параллельно покажут две части проекта, посвященного одному году жизни Екатерины II. Почти весь 1775 год, с 25 января по 20 декабря, она провела в Москве: праздновала на Ходынском поле победу в русско-турецкой войне, разрабатывала и внедряла губернскую реформу, переименовала село Черная Грязь в Царицыно и побывала в гостях в 25 дворянских и купеческих домах (некоторые из них стоят и поныне). Экспонаты, посвященные ее политической жизни и повседневному быту, составят выставку в музее-заповеднике. В анфиладе Музея архитектуры представят часть проекта, посвященную личной жизни Екатерины в Пречистенском дворце и его окрестностях.

«1775 год. Триумф Екатерины II. Личное пространство»
14 марта — 13 июля 2025 года

«1775 год. Триумф Екатерины II. К 250-летию усадьбы Царицыно»
22 апреля — 17 августа 2025 года

Александр Опекушин. Статуя Екатерины II. 1896. Фото: ГМЗ «Царицыно»
Александр Опекушин. Статуя Екатерины II. 1896.
Фото: ГМЗ «Царицыно»
«Лина Бо Барди»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва

После выставки бразильского видео-арта «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса», которая идет в «ГЭС-2» до февраля, нам покажут другой результат российско-латиноамериканских контактов — выставку Лины Бо Барди, одной из самых заметных представителей бразильского модернизма, продемонстрировавшей, что архитектура, музей и дизайн — это в первую очередь отношения между людьми, а не набор форм и функций.

Июнь — октябрь 2025 года

Лина Бо Барди. SESC Pompéia в Сан-Паулу.  Фото: Рaulisson Miura/Дом культуры «ГЭС-2»
Лина Бо Барди. SESC Pompéia в Сан-Паулу.
Фото: Рaulisson Miura/Дом культуры «ГЭС-2»
«Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства»

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Выставка, открытие которой приурочено к проведению Петербургского международного экономического форума, соберет более 400 произведений величайших русских авангардистов, благо фонды Русского музея являются настоящей сокровищницей этого направления. Обещают, конечно, Малевича, Кандинского, Шагала и прочих. Мы же, увидев в этом году в Русском музее продуманную выставку «Весть», надеемся, что новый проект будет не менее остроумным и таящим много неизвестного и ранее не показывавшегося.

Июнь — осень 2025 года

Марк Шагал. «Прогулка». 1917. Фото: Государственный Русский музей
Марк Шагал. «Прогулка». 1917.
Фото: Государственный Русский музей
«Выставка работ русских и французских фовистов»

Музей русского импрессионизма, Москва

Летним проектом музея на сей раз станет не воскрешение забытых имен, а панорама весьма знаменитых. Нам покажут ретроспективу одного из самых жизнерадостных направлений постимпрессионизма — фовистов (то есть «диких»). Выставка проводится совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Полотна французов Андре Дерена, Альбера Марке, Анри Матисса встретятся с произведениями отечественных «дикарей» — Николая Кульбина, Ильи Машкова, Алексея Явленского и других.

19 июня — 28 сентября 2025 года

Николай Кульбин. «Красная карусель». 1916. Фото: Собрание семьи Рыбаковых
Николай Кульбин. «Красная карусель». 1916.
Фото: Собрание семьи Рыбаковых
«Сокровища императорских резиденций: Царское Село»

Государственный исторический музей, Москва

Продолжение цикла выставок «Сокровища императорских резиденций», в рамках которого ГИМ привозит из Петербурга и пригородов предметы, окружавшие Романовых в их повседневной, но роскошнейшей жизни. На этот раз нас ждет около 400 экспонатов из Царского Села, включая уцелевшие фрагменты Янтарной комнаты.

Осень 2025 года

Ларец из Янтарной комнаты. Фото: «Царское Село»
Ларец из Янтарной комнаты.
Фото: «Царское Село»
«Вечное барокко. От XVIII к XXI веку»

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал), Нижний Новгород

Триптих выставок «Названо Вазари» Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где совриск соединялся со старыми мастерами из фондов музея, завершился. Однако идея продолжает развиваться — кураторы переходят к следующему этапу истории искусства и на сей раз сосредоточатся на барокко и его выплесках в contemporary art. Должно получиться не менее захватывающе.

Осень 2025 года

Саша Фролова. Перформанс в Царицыне (совместно с Ириной Воителевой). 2018. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Саша Фролова. Перформанс в Царицыне (совместно с Ириной Воителевой). 2018.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Музей Барятинских. Европейское искусство XVII–XIX веков»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Осенью выставочные залы главного здания ГМИИ им. А.С.Пушкина займет выставка, посвященная коллекции одного из знатнейших и богатейших княжеских семейств императорской России — Барятинских. Она была одной из самых крупных в стране и, национализированная в 1918 году, разошлась по нашим музеям, значительная ее часть попала в Пушкинский. Снова собранная вместе, коллекция Барятинских представит нам лучших старых мастеров Европы, а также аристократический вкус к коллекционированию, который мы представляем себе в первую очередь лишь по Юсуповым — а зря.

20 октября 2025 года — 8 февраля 2026 года

Симон Вуэ. «Благовещение». 1632.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Симон Вуэ. «Благовещение». 1632.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Татлин»

Центр «Зотов», Москва

Центр конструктивизма, помимо общих обзорных проектов, делает и монографические выставки о лучших представителях нашего авангарда. И разумеется, без Владимира Татлина здесь не обойтись. Учитывая выставочные мощности «Зотова» и его умение налаживать контакты с государственными и частными собраниями, мы должны увидеть что-то колоссальное.

22 ноября 2025 года — 22 марта 2026 года

Модель башни Татлина. 1919. Фото: Wikimedia Commons
Модель башни Татлина. 1919.
Фото: Wikimedia Commons
«Искусство портрета. Личность и эпоха»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наконец-то в стенах Зимнего дворца Эрмитаж покажет в расширенном виде проект, который с большим успехом ранее возил в регионы. Выставка продемонстрирует развитие портретного жанра на протяжении четырех тысяч лет, вплоть до нашего времени — благо музейная коллекция восточных и античных древностей позволяет.

Декабрь 2025 года — март 2026 года

Стив Маккарри. «Шарбат Гула. Афганская девочка». 1984. Пакистан. Отпечаток 2015 г. Фото: Государственный Эрмитаж
Стив Маккарри. «Шарбат Гула. Афганская девочка». 1984. Пакистан. Отпечаток 2015 г.
Фото: Государственный Эрмитаж
Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
4
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
5
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+