18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры Сиены привезли в Нью-Йорк по кусочкам

Дуччо ди Буонинсенья. «Искушение Христа на горе». Фото: The Frick Collection
Дуччо ди Буонинсенья. «Искушение Христа на горе».
Фото: The Frick Collection
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Метрополитен-музей представил необычайно большую и качественную подборку живописи и скульптуры из города, пережившего пик могущества в XIV веке. Такие выставки случаются раз в поколение, и то — если повезет

Летом 1311 года сиенский живописец Дуччо завершил работу над своим единственным подписанным произведением — величественной алтарной картиной «Маэстá» для собора в родном городе. Это было настолько важное событие, что все горожане отложили работу, взяли в руки свечи и колокола и присоединились к праздничной процессии, которая доставила картину из мастерской художника в храм.

Несколько дошедших до нас фрагментов «Маэста» стали центральными экспонатами выставки в Метрополитен-музее — самой большой и качественной подборки живописи и скульптуры из Сиены XIV века, которую выпал шанс увидеть нашему поколению.

Выставку подготовили куратор Метрополитен-музея Стефан Вологоян и Кэролайн Кэмпбелл, ранее куратор лондонской Национальной галереи, а теперь директор Национальной галереи Ирландии. Оба они входят в небольшой кружок экспертов, впервые задумавшихся об эпохальной экспозиции ранней сиенской живописи еще лет семь назад.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

Тогда эта затея казалась почти неосуществимой. Дело в том, что в 1771 году «Маэста» разобрали на части, 33 фрагмента были проданы и в итоге оказались в 10 разных коллекциях. Кроме того, многие из представленных на выставке работ, в том числе изысканное «Святое семейство» (1342) Симоне Мартини, в XIX веке приобретенное в муниципальное собрание Ливерпуля, прежде не покидали стен своих музеев.

Весной следующего года «Сиена» отправится в лондонскую Национальную галерею, которая предоставила на выставку несколько важных работ, в том числе триптих Дуччо «Богоматерь с Младенцем и святыми Домиником и Ауреей» (около 1312–1315).

Главное достижение кураторов заключается в том, что им удалось убедить коллекционеров и реставраторов выставить фрагменты «Маэста» без рам и витрин с климат-контролем. Это дает посетителям возможность оценить техническую изобретательность автора в таких сюжетах, как, например, сюрреалистичное «Искушение Христа на горе» из Коллекции Фрика. В этом фрагменте «Маэста» Христос и дьявол, энергично жестикулируя, прогуливаются по вершинам холмов, застроенных миниатюрными городами.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

Именно Дуччо, вместе со своим флорентийским соперником Джотто, окончательно отказался от позолоченной плоскости византийского портрета и открыл для живописи новые ракурсы и оптическую перспективу. Вдвойне приятно видеть, что Дуччо поставил свои таланты на службу бурному воображению, а не чистой геометрической точности.

Многие из экспонатов выставки первоначально были созданы по заказу — либо для Сиенского собора, либо как объекты для домашнего почитания на виллах тосканской элиты. Пространство выставки не содержит отсылок ни к первому, ни ко вторым. Мрачное и сдержанное, оно ощущается, скорее, как надежное хранилище. Лаконичные стены почти полностью выкрашены в черный, лишь с небольшими белыми вкраплениями, отсылающими к цветам сиенского флага, а мягкое точечное освещение работ напоминает театральную сцену.

Полиптих Симоне Мартини, изображающий пятерых святых, в том числе сокрушенного раскаянием святого Петра и несгибаемого святого Ансана — покровителя Сиены, обезглавленного по приказу императора Диоклетиана, великолепно исполнен и находится в безупречной сохранности.

Хотя и жаль, что центральную панель «Маэста», изображающую Богородицу на троне, инкрустированном мрамором и мозаикой, не удалось привезти из сиенского Музея произведений искусства собора, нельзя не отметить другую вошедшую в экспозицию алтарную картину — «Полиптих Тарлати» (1320) кисти Пьетро Лоренцетти из церкви Санта-Мария делла Пьеве в Ареццо. Центральная композиция здесь сопровождается увлекательным сюжетным обрамлением.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

В Сиене Деву Марию почитали не только как Царицу Небесную, но и как защитницу города, поскольку считалось, что она вмешалась в битву при Монтаперти в 1260 году, в которой уступающие по численности сиенские гарнизоны разгромили флорентийских противников. Но даже Богоматерь не смогла защитить от пришедшей позже беды: в 1348 году город, в то время находившийся на пике могущества, поразила эпидемия бубонной чумы. За семь месяцев Сиена потеряла половину своего населения, в том числе погибли Пьетро Лоренцетти и его младший брат, тоже художник, Амброджо Лоренцетти. К тому времени были мертвы и Дуччо, и Мартини, покинувший Сиену ради службы при папском дворе в Авиньоне.

Хотя Флоренция пострадала от чумы не меньше, вскоре Флорентийская республика возродилась и лишь окрепла, а приток нового торгового капитала вместе с церковными заказами способствовал формированию класса ремесленников, что проложило путь для Фра Анджелико и Донателло. Это приближает нас к главному тезису выставки: как только удачное стечение обстоятельств превращает город в процветающий центр искусств, такие непредвиденные силы, как эпидемия, могут столь же быстро уничтожить его. Выставка предоставляет редкую возможность заглянуть в целый мир, в котором все было прекрасно — пока не закончилось.

Метрополитен-музей
«Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350»
До 26 января

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
6
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
7
Неизвестного Рухина откроют свету
Сейчас экспертизу проходит архив нонконформиста Евгения Рухина, который год назад художник Ян Гинзбург (он же Ян Тамкович) выкупил у наследницы его матери. Исследование обещает пролить свет на жизнь и творчество яркой фигуры советского поп-арта
17.12.2024
Неизвестного Рухина откроют свету
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+