Внешне Центр исламских цивилизаций напоминает классическую исламскую архитектуру — с голубыми мозаиками и сотовыми сводами, мукарнами. Положение его историческое — во всех смыслах. Это средневековый центр Ташкента. С одной стороны от строящегося здания-гиганта (его длина 145 м, ширина 115 м, высота центрального купола 64 м) — древняя махалля (квартал-община) и базар «Чорсу», существующий более 2 тыс. лет. С другой — комплекс Хазрати-Имам, где хранятся волос пророка Мухаммеда и древнейший из дошедших до наших дней Коран, начертанный на оленьей коже. Когда ЦИЦ будет готов, Коран Османа перенесут туда, и он станет центром экспозиции. Вокруг рукописного памятника VII века поместят еще 114 древних книг — по числу сур (глав) Корана. В зале будут круглосуточно читать священный для мусульман текст. Это уже дело решенное, а вот остальное пока в процессе обсуждения.
В июне 2024 года главой центра был назначен Фирдавс Абдухаликов, председатель Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU), который сразу после вступления в должность устроил многомесячный «интеллектуальный марафон» вокруг мегапроекта. С июля в Узбекистане состоялось три форума (один на национальном уровне и два с участием экспертов из разных стран), где обсуждалась платформа. В итоге собрали более 600 проектов и предложений, которые еще предстоит проанализировать. На октябрьской Неделе культурного наследия содержание институции начало вырисовываться.
Вместо восьми залов, которые предварительно были намечены вокруг зала Корана, появятся четыре экспозиции, связанные мультимедийными коридорами — «капсулами времени». Разработкой этого проекта занимаются российские специалисты — основатель и креативный директор студии дизайна и мультимедиа Sila Sveta Александр Ус и сооснователь бюро Pitch Борис Кислицин. К оформлению самих залов подключены дизайнеры из французского бюро Wilmotte & Associés. Музейная часть ЦИЦ должна рассказать всю многослойную историю территории, на которой ныне находится Республика Узбекистан: от доисламских времен (с бронзового века до начала VIII столетия) к первому Ренессансу (IX–XII века), когда жили, например, знаменитый врач Ибн Сина (Авиценна) и основатель современной алгебры Аль-Хорезми, и далее ко «второму ренессансу» (так называют эпоху династии Тимуридов — XIV–XVI века). Среди выдающихся личностей той эпохи — астроном Мирзо Улугбек и поэт Алишер Навои. «Третьим ренессансом» в Узбекистане считаются наши дни. Впрочем, его хронологические рамки четко еще не очерчены. Исследователи отмечают, что за последние полвека возродились многие утраченные технологии, например стеклоделия, производства самаркандской бумаги (гладкой и тонкой, она веками считалась эталоном качества), мастерство книжной миниатюры. А в последние несколько лет Узбекистан переживает экономический подъем, что отражается на внешнем облике того же Ташкента, где строится не только ЦИЦ, но и другие объекты. Кстати, на упомянутой Неделе культурного наследия презентовали проект культурного центра, разработанный архитектурным бюро Захи Хадид.
Историю за несколько тысячелетий в ЦИЦ планируют рассказывать в смешанном формате — как с помощью экспонатов, коих в фондах центра (пока базирующихся в другом здании) более 40 тыс., так и посредством мультимедиа. По стенам залов растянутся большие экраны с информацией об исторических деятелях, народах, населявших в разное время территорию, научных и культурных достижениях. Каждый посетитель сможет углубиться в источники на сенсорных панелях, размещенных под настенными дисплеями. Музейная экспозиция станет одновременно глобальным инфохранилищем, которое будет постоянно дополняться.
Впрочем, отдельная библиотека в центре тоже появится. Она займет два этажа. Тысячи книг из нее будут доступны и в цифровом виде, включая редкие памятники, оригиналы которых нельзя получить на руки по соображениям сохранности. Углубиться в чтение можно будет не только в библиотечных залах, но и под открытым небом: на крыше устроят оазис с фонтаном и зеленью.
Организовать библиотеку по последнему слову техники помогут российские специалисты. Глава международного отдела Сбербанка Олег Капитов подписал с главой ЦИЦ Фирдавсом Абдухаликовым меморандум о сотрудничестве, в рамках которого компания предоставит программу, делающую переводы на любой язык (ее можно использовать и в библиотеке, и во время конференций), а также цифрового помощника, способного расшифровать любой рукописный текст, даже самый неразборчивый. Опытом по оцифровке и систематизации книг поделились сотрудники Российской государственной библиотеки (Москва) и Центральной публичной библиотеки им. В.В.Маяковского (Санкт-Петербург).
Планируется организовать в ЦИЦ и современные реставрационные мастерские. По этому вопросу музейно-просветительскую платформу консультирует заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель, который на форуме сделал несколько докладов. А главный научный сотрудник Музея Востока Екатерина Ермакова предложила темы для выставочного зала с временными проектами, который, скорее всего, появится в будущем.
Узбекский искусствовед Акбар Хакимов тоже говорил о временных проектах, в частности о показе современного исламского искусства, приводя в пример опыт куратора Художественного музея округа Лос-Анджелес Линды Комарофф, которая несколько лет назад открыла выставку «Исламское искусство сейчас». Такие проекты могли бы появиться и в ЦИЦ. Акбар Хакимов предложил детально обсудить, что такое «третий ренессанс», и создать грантовые условия для реализации арт-проектов в рамках темы.
«Центр исламских цивилизаций — амбициозный проект, олицетворяющий задачи будущего. Он направлен в первую очередь на молодежь, создателей новой цивилизации, которым центр позволит с помощью новых технологий изучать прошлое и создавать фундамент для „третьего ренессанса“. В наше неспокойное время важно показать, что ислам — религия толерантности. Мы создаем просветительскую платформу, которая должна стать основой для консолидации научного сообщества разных стран и рассказать о культурных и научных достижениях Востока в контексте мировой истории и искусства», — считает директор ЦИЦ Фирдавс Абдухаликов.