Омичи гордятся тем, что их город основан при Петре I, хотя до 1782 года он числился крепостью. Омская крепость строилась дважды. Первая, деревянная, — в 1716 году на левом берегу Оми (и это дата основания Омска), а вторая, преимущественно из камня, — через полвека, на правом.
Местные экскурсоводы, предлагая осмотреть Омскую крепость, обычно предупреждают заранее: осматривать вы будете что угодно, кроме самой крепости, от которой осталось… Но обо всем по порядку.
Строили Омскую крепость казаки и каторжники, которые в ней же и содержались. В XVIII веке это все еще был форпост империи на не самой спокойной южносибирской границе, поэтому крепость производила впечатление. Сложная многоугольная форма с бастионами, четверо ворот на все стороны света, 30 га территории — это была самая большая русская крепость за Уралом.
Вокруг крепостных стен начал стремительно расти город. В XIX веке Омск стал центром Западно-Сибирского генерал-губернаторства, отобрав этот статус у Тобольска. Однако шли годы, и вторая Омская крепость утратила всякое военное значение. В 1864 году ее упразднили. Постепенно разобрали и земляные укрепвалы, и часть построек, засыпали рвы…
В 2009 году местные власти решили провести реконструкцию Омской крепости, которая с тех пор носит статус историко-культурного комплекса. Из подлинных построек до нас дошли немногие, и те в сильно перестроенном виде: здание гауптвахты, комендантский дом, кирха и лишь одни ворота из четырех — Тобольские. Все они имеют статус объектов культурного наследия федерального значения. Омские, Иртышские и Тарские ворота воссоздали уже в наши дни. Разрозненные постройки отделены друг от друга плацем, где 200 лет назад проходили гарнизонные построения, а ныне проводятся городские праздники.
Впрочем, недавно обнаружилось кое-что подлинное. В 2016 году при благоустройстве территории строители наткнулись на фундамент казармы омского каторжного крепостного острога (Омской тюрьмы). Соотнося остатки построек с чертежом 1847 года, археологи изучают фундамент, определяют границы объекта, а экскурсоводы показывают место расположения карательного учреждения туристам. Вопрос о музеефикации раскопа пока остается открытым.
В своей исторической части Омск может напомнить и Нижний Новгород, и Владимир, а местами даже Петербург. Очень питерское по стилю и колористике здание страхового общества «Саламандра», где уже пять лет как открыт музей-спутник Государственного Эрмитажа — Центр «Эрмитаж-Сибирь». А, например, построенное в советский период здание Омского музыкального театра напоминает по силуэту Татарский театр имени Г.Камала в Казани. Визитная карточка архитектуры Омска — это, пожалуй, модерн. Экскурсия по таким объектам может занять весь день.
Из десяти транспортных мостов в городе два — железнодорожные: Омск стоит на Транссибирской магистрали. Железнодорожный мост через Иртыш стал толчком для экономического подъема после 1896 года.
Хотя Омск расположен на слиянии двух рек, речное сообщение здесь пребывает в упадке. Иртышское пароходство с середины 2010-х годов не возит пассажиров. Вдоль набережной Иртыша курсируют разве что прогулочные суда.
Великая сибирская река была настоящей отдушиной для самого знаменитого «гостя» западносибирской столицы — Федора Достоевского. Четыре года — с 1850-го по 1854-й — писатель провел в Омске на каторге (кстати, жил он в том самом недавно раскопанном остроге). Стоя у крепостных Тобольских ворот, политзаключенный Достоевский вдыхал влажный воздух Иртыша, вглядываясь в степь с казахскими кибитками на противоположном берегу. В наши дни кусочек берега у Тобольских ворот — обязательный пункт паломнического маршрута любителей и исследователей творчества писателя. Вместо кибиток можно полюбоваться на жилые многоэтажки.
Памятников Достоевскому в городе не было долго, зато сейчас их три. В 2000 году был установлен первый — выразительный монумент из сварного металла «Крест несущий» скульптора Александра Капралова. Год спустя рядом с историческим зданием гауптвахты (1781) и Воскресенским военным собором возник еще один, более классический Федор Михайлович Сергея Голованцева. Наконец, в 2021 году, к 200-летию писателя, открыли работу того же Александра Капралова: израненный орел прорывается на свободу сквозь каторжную дверь (аллегорический сюжет основан на реальном эпизоде, описанном в «Записках из Мертвого дома»).
Достоевский (удивительное дело!) не любил Омск — впрочем, не только потому, что для него он был тюрьмой. «Омск — гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал», — скупое и точное описание степного фронтира в резко континентальной климатической области. За последние полтора века город существенно позеленел. Например, в центре две трети пространства между улицами Ленина (бывший Чернавинский проспект) и Гагарина (Второй извоз) занято скверами. В одном из них стоит единственный в стране памятник Михаилу Врубелю, который родился и провел три первых года жизни в Омске. Скульптуру открыли в 2006 году. Автор Михаил Ногин изобразил Врубеля, восходящего по ступеням с альбомом и карандашом в руках, художник выронил лист с изображением шестикрылого серафима. Смотрит бронзовый Врубель на здание бывшего городского торгового корпуса — сегодня в нем расположен Врубелевский корпус Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля.
У музея достойная коллекция: Айвазовский, Шишкин, Гончарова, Кандинский. Но особенно здесь гордятся триптихом Врубеля «Цветы» — это единственное его произведение в Сибири. «Желтые розы», «Хризантемы» и «Розы и лилии» должны были украсить потолок над парадной лестницей московского особняка на Поварской улице. Художник писал их в 1894 году для Елизаветы Дункер, дочки известного предпринимателя и коллекционера Дмитрия Боткина и племянницы Афанасия Фета. (Известен ее портрет работы Ильи Репина.) Когда национализированные после революции произведения искусства распределялись по регионам, первый директор омского музея Федор Мелёхин в 1927 году сделал все, чтобы триптих Врубеля оказался на родине художника.
Не все приезжие знают, что Омск — третья столица России. Именно здесь с июня 1918 по ноябрь 1919 года обосновался адмирал Александр Колчак, объявивший себя верховным правителем, а Омск — столицей Белой России. Местные гиды и музейщики рассказывают об этом без особого вдохновения, тем не менее в краеведческом музее уголок, посвященный Колчаку, все же есть.
Конкуренцию Достоевскому, Врубелю и Колчаку в сердцах омичей составляет обычный сантехник. Самым фотографируемым объектом города экскурсоводы называют скульптуру «Сантехник Степаныч». В 1998 году памятник обаятельному работяге, выглядывающему из люка, установили на центральной пешеходной улице Ленина. Уменьшенную копию-сувенир можно увезти домой. Говорят, приносит спокойствие в дом, оберегая от протечек.
Один из самых примечательных объектов модерна был построен в 1914 году по проекту безусловно талантливого архитектора, имени которого история не сохранила. Окна здания подчеркнуто разной формы, в том числе одно в виде замочной скважины. В Гражданскую войну дом занимал министр финансов Александра Колчака, а сегодня здесь генеральное консульство Республики Казахстан.
Один из неофициальных символов города, этот трогательный памятник работы скульптора Сергея Норышева появился в 1999 году и посвящен Любови Федоровне фон Гасфорд (1829–1852), жене губернатора Омска. Она скончалась от чахотки, не прожив в Омске и года, но оставила после себя добрую память, сохранившуюся в народной топонимике города (Любина роща, Любинский проспект).
Старейший каменный храм Омска, ровесник второй городской крепости, был освящен в 1773 году. В нем молились каторжник Федор Достоевский и будущий император Николай II, служил литургию Иоанн Кронштадтский. Здесь крестили маленького Мишу Врубеля. После революции храм ветшал, а в 1958 году его снесли. В 2016-м, к 300-летию Омска, Воскресенский собор был восстановлен.
С 1991 года здесь находится музей патриарха сибирской живописи Кондратия Белова (1900–1988). Дом, построенный предпринимателем Филиппом Штумпфом в 1901 году, носит все приметы русского стиля, вдохновленного допетровской деревянной архитектурой. В советское время в доме располагались коммунальные квартиры. Белов еще при жизни выбрал себе этот дом под музей и тем самым спас его от разрушения и сноса.