18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Рубенсовские мужчины: художник и его команда миньонов

Питер Пауль Рубенс. «Диана и Каллисто». Фрагмент.  Фото: Museo Nacional del Prado
Питер Пауль Рубенс. «Диана и Каллисто». Фрагмент.
Фото: Museo Nacional del Prado
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

То, что Питер Пауль Рубенс держал большую мастерскую и создавал многие произведения с помощниками, не новость. Однако выставка в Прадо впервые рассматривает феномен мастерских и процесс совместного творчества в XVI–XVII веках так подробно и наглядно

На выставке «Мастерская Рубенса» представлены картины мэтра, работы его помощников и произведения, ставшие результатом их сотрудничества разной степени. Сопоставление помогает увидеть различие в художественном качестве. Интересно, что все картины, созданные в мастерской Рубенса, считались частью его бренда, «фирменного стиля». Однако современники (и он сам) работы, полностью написанные мастером, ценили выше, чем те, что были созданы в мастерской. В этом смысле полотна Рубенса сродни продуктам некоторых современных домов моды или архитектурных бюро.

Питер Пауль Рубенс. «Три грации».  Фото: Museo Nacional del Prado
Питер Пауль Рубенс. «Три грации».
Фото: Museo Nacional del Prado

Чтобы дать зрителям представление о мастерской, в музее воссоздали ее интерьер и наполнение, опираясь на работы самого Рубенса, его учеников и последователей. Тут пригодились гравюра Яна Колларта II по рисунку Яна ван дер Страта «Колор оливи» («Изобретение масляной живописи») и полотно «Аллегория живописи» Яна Брейгеля Младшего. На них изображены целые команды из художников и подмастерьев, которые готовят холсты, кисти и краски, пишут картины и принимают посетителей. Среди работ мастера — маленький шедевр «Елена Фурман (Фаурмент) с детьми». Портрет Анны Австрийской представлен в двух вариантах: кисти самого Рубенса и копия мастерской — можно поиграть в поиск отличий. «Распознание Филопемена» создано Рубенсом (фигуры) в партнерстве с Франсом Снейдерсом (мастер натюрморта написал лавку с дичью и корнеплодами, где, по легенде, было раскрыто инкогнито греческого военачальника Филопемена). Наконец, батальная тема «Смерть Публия Деция Муса», римского полководца, была воплощена — от эскиза до пятиметрового полотна — целой бригадой помощников.

Музей Прадо
«Мастерская Рубенса»
До 2 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+