18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей «Царицыно» назначает встречу в Казани

Архивная фотография. Интерьер татарского дома конца XIX века.  Фото: Из собрания Национального музея Республики Татарстан
Архивная фотография. Интерьер татарского дома конца XIX века.
Фото: Из собрания Национального музея Республики Татарстан

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» идет выставка о казанских татарах: об их истории, ремеслах, духовной жизни — обо всем том, что делает их единой нацией

«Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар» рассказывает о Казани как о промышленном и культурном центре Поволжья и неуловимо напоминает по духу кадры старой киноленты, всегда немного убыстренной и оживленной. Помимо предметов, куратор Ксения Паршина собрала на выставке коллекцию историй о татарах, живших на рубеже XIX–XX столетий. У выставки десять залов-разделов, названных татарскими словами-понятиями (например, «Милләт/Нация», «Ана теле/Язык матери», «Гүзәллек/Красота» или «Иман/Вера»). Так же и предметы в залах не сосредоточены на конкретном промысле — кожевенном деле, ткачестве или ювелирном искусстве, а выхватывают целые кусочки жизни. В основном дело происходит в богатом и шумном городе конца XIX — начала ХХ века, где много мастерских и живет огромное количество людей. Именно в это время татарская интеллигенция начала говорить о происхождении своего народа и об определении татар как нации. Историк и богослов Шигабутдин Марджани предложил использовать самоназвание «татары». Но что делает татарина татарином? На этот вопрос и отвечает выставка.

М. Г. Кадыров. «Хиджазская железная дорога». Типо-Литография торгового дома «Братья Каримовы» в Казани. 1909.  Фото: из собрания Фонда Марджани
М. Г. Кадыров. «Хиджазская железная дорога». Типо-Литография торгового дома «Братья Каримовы» в Казани. 1909.
Фото: из собрания Фонда Марджани

Казань стала крупнейшим центром искусства и ремесел еще во времена Золотой Орды. Этому подтверждение — изысканные предметы из металла и керамики в первом зале. С падением Казанского ханства ремесла не исчезают, а перемещаются в деревни, где сохраняются на протяжении двух с половиной столетий — чтобы в XIX веке вернуться в город и снова расцвести. Оказались сохранены и технологии, и орнаменты, в основном асимметричные и растительные (для татар, как рассказывают организаторы выставки, чрезвычайно важны преемственность и почитание традиций).

И вот «наше все» для татарина — сапожное дело — сделало в XIX веке Казань знаменитой не только в купеческой Москве, но и за рубежом. Мягкие узорные сапожки кроили в городе, потом отсылали в деревни, где женщины их украшали аппликацией, затем возвращали в город, где к ним крепили подошвы. После этого обувь отправляли на Нижегородскую ярмарку, на Кавказ, в Персию. Купцы-кожевенники заседали в городской думе, строили мечети, способствовали появлению медресе и типографий. Это, условно, мужской мир.

Ирина Васильева. Брошь «Яка-Чылбыры». 2002.  Фото: из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Ирина Васильева. Брошь «Яка-Чылбыры». 2002.
Фото: из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

Женский мир — деревня, дети, дом предков, вышивка и ткачество. К концу XIX века традиционная одежда заметно европеизировалась, однако сохранила несколько принципиально важных деталей. Это в первую очередь головные уборы — мужская тюбетейка и женский калфак. Они украшались вышивкой шелком, золотом, драгоценными камнями. Старинные приемы и мотивы сохраняли и произведения казанских ювелиров: нагрудник «изю», браслеты, серьги, накосники, которые оберегали своих обладательниц.

Соединение глубокой веры, почитания традиций, образованности и даже эмансипации отмечает продвинутое казанское общество. На рубеже XIX–XX столетий здесь печатается множество книг, религиозные наставления, учебники, прописи, сочинения средневековых авторов, песенники — их образцы представлены в зале, посвященном знаниям. В первое десятилетие ХХ века на татарском языке выходило несколько десятков газет. И хотя более осторожные горожане просили богословов растолковать, допустимо ли мусульманину слушать музыку или ездить на автомобиле, в городе были и аптеки, и кинематограф. В 1909 году Фатиха Ахитова открыла в Казани женскую школу, где девушки получали и образование, и профессию. В школе преподавала Сара Шакулова, первая татарская женщина-математик, окончившая Сорбонну.

Бляха. Российская империя, Казанская губерния. XIX в.  Фото: из собрания Национального музея Республики Татарстан
Бляха. Российская империя, Казанская губерния. XIX в.
Фото: из собрания Национального музея Республики Татарстан

Воплощением духа татарского общества можно считать шамаиль. Это особый вид исламского искусства, в котором священный текст, строки из Корана, написаны каллиграфией и дополнены изображениями. Шамаили писали масляными красками на стекле, подложив блестящую фольгу, или печатали. «Кто стремится к знаниям, к тому стремится рай» — эти слова пророка Мухаммеда выведены на шамаиле 1900-х годов. Интересно, что в зале с шамаилями можно найти и современные произведения в этом жанре. О традициях, живых в современной культуре, рассказывает видео, сделанное подростками — участниками творческой лаборатории, посвященной фольклору, прошедшей летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой.

Экспонаты на выставку в «Царицыно» собраны из государственных музеев Татарстана, Москвы и Петербурга, благотворительного Фонда Марджани и частных коллекций 

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом
«Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+