18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов

Андрей Закирзянов. Фото: Smalta Italian Design gallery
Андрей Закирзянов.
Фото: Smalta Italian Design gallery
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах

Национальная художественная галерея в Вашингтоне заказала художнику Андрею Закирзянову, который анимирует знаменитые картины, несколько видеороликов для рекламной кампании выставки «Париж-1874. Момент импрессионизма» (до 19 января), рассказывающей об истоках этого художественного течения через работы Клода Моне, Берты Моризо, Поля Сезанна и других. «Мы случайно набрели на аккаунт Закирзянова в Instagram (соцсеть принадлежит Meta, чья деятельность признана в России экстремистской и запрещена. — TANR), и его работы моментально захватили наше внимание, — рассказывает Сидни Майерс, старший менеджер по социальным сетям Национальной галереи. — Нас впечатлило, что ему удается оживлять картины, сохраняя при этом их живописную выразительность».

Андрей Закирзянов родился в 1969 году в Симферополе, учился и работал в Санкт-Петербурге, а ныне живет в Праге. Ряд его живописных работ находится в собрании петербургского Музея современного искусства «Эрарта». Помимо живописи, он занимается анимацией и графическим дизайном. В декабре 2023 года Закирзянов начал выкладывать в соцсети анимированные ролики на основе известных картин Винсента ван Гога, таких как «Едоки картофеля» (1885) и «Желтый дом» (1888). С тех пор публикации успели набрать миллионы просмотров, ими делились на своих страницах такие институции, как Музей ван Гога в Амстердаме и ЮНЕСКО.

Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Ван Гога.  Фото: архив художника
Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Ван Гога.
Фото: архив художника

Некоторые предполагают, что эти ролики сгенерированы при помощи нейросетей, но в действительности Закирзянов создает их вручную, используя традиционные программы для 3D-моделирования. «Искусственный интеллект генерирует новые элементы, которые убивают изначальную энергетику картины, — объясняет художник. — Я же во всех видео стараюсь сохранить оригинальную текстуру, мазки, движения кисти, контуры и очертания. Я стараюсь делать все движения и переходы едва уловимыми, потому что глубоко уважаю оригинальную задумку художника». В зависимости от сложности задачи на создание одного видео у Закирзянова может уйти месяц и даже больше. Ручная работа над видео позволяет ему привносить в них собственное художественное видение. В его анимированной версии «Ночной террасы кафе» (1888) ван Гога персонажи танцуют прямо на улице, а на стене одного из домов можно заметить шутливый намек на Бэнкси.

Национальная художественная галерея уже опубликовала два видео Закирзянова, созданных для выставки «Париж-1874. Момент импрессионизма». В одном из них анимирована картина Пьера-Огюста Ренуара «Пон-Нёф. Париж» (1872), на которой художник изобразил людей, кареты и повозки на самом старом мосту французской столицы, залитом лучами полуденного солнца. В своей видеоадаптации Закирзянов показывает панораму моста и крупный план нескольких персонажей, в том числе модницы в черном, укрывающейся от солнца зонтом. Позже музей выложил второе видео, на этот раз основанное на картине Эдуарда Мане «Железная дорога» (1873). Оно сфокусировано на лице женщины и спящем у нее на руках щенке. По словам Майерс, в аккаунте музея эти два видео собрали около 4,9 млн органических просмотров, сгенерировали почти 250 тыс. взаимодействий и принесли более 20 тыс. новых подписчиков.

Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Пьера-Огюста Ренуара.  Фото: архив художника
Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Пьера-Огюста Ренуара.
Фото: архив художника

Она рассказывает, что галерея заказала видео в рамках более широкой контент-стратегии, направленной на расширение сотрудничества с создателями онлайн-контента, которые «используют собственный творческий потенциал, чтобы знакомить публику с историей искусства при помощи новых технологий». В их числе художник Рино Стефано Тальяфьерро, создавший в 2022 году по заказу вашингтонского музея анимированные версии нескольких произведений искусства. Видео, в котором на «Натюрморте с цветами в алебастровой вазе и фруктами» (1783) Анны Валайе-Костер распускаются цветы, даже было удостоено премии Webby, присуждаемой за выдающиеся достижения в интернете. В 2023 году музей стал победителем сразу в четырех номинациях в области цифрового контента. «Национальная художественная галерея установила высокую планку инноваций и креативности в интернете, — отмечает генеральный директор Webby Awards Ник Боренштейн. — Эти награды служат свидетельством мастерства, изобретательности и проницательности тех, кто работает над ее контентом».

В то время как одни осуждают идею переосмысливать шедевры при помощи технологий, другие восхищаются результатом. Сидни Майерс считает, что такие видео делают изобразительное искусство более доступным. «Это дает нам возможность выйти к аудитории, которая, может, и не слышала о существовании Национальной галереи», — говорит она.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+