18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов

Андрей Закирзянов. Фото: Smalta Italian Design gallery
Андрей Закирзянов.
Фото: Smalta Italian Design gallery
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах

Национальная художественная галерея в Вашингтоне заказала художнику Андрею Закирзянову, который анимирует знаменитые картины, несколько видеороликов для рекламной кампании выставки «Париж-1874. Момент импрессионизма» (до 19 января), рассказывающей об истоках этого художественного течения через работы Клода Моне, Берты Моризо, Поля Сезанна и других. «Мы случайно набрели на аккаунт Закирзянова в Instagram (соцсеть принадлежит Meta, чья деятельность признана в России экстремистской и запрещена. — TANR), и его работы моментально захватили наше внимание, — рассказывает Сидни Майерс, старший менеджер по социальным сетям Национальной галереи. — Нас впечатлило, что ему удается оживлять картины, сохраняя при этом их живописную выразительность».

Андрей Закирзянов родился в 1969 году в Симферополе, учился и работал в Санкт-Петербурге, а ныне живет в Праге. Ряд его живописных работ находится в собрании петербургского Музея современного искусства «Эрарта». Помимо живописи, он занимается анимацией и графическим дизайном. В декабре 2023 года Закирзянов начал выкладывать в соцсети анимированные ролики на основе известных картин Винсента ван Гога, таких как «Едоки картофеля» (1885) и «Желтый дом» (1888). С тех пор публикации успели набрать миллионы просмотров, ими делились на своих страницах такие институции, как Музей ван Гога в Амстердаме и ЮНЕСКО.

Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Ван Гога.  Фото: архив художника
Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Ван Гога.
Фото: архив художника

Некоторые предполагают, что эти ролики сгенерированы при помощи нейросетей, но в действительности Закирзянов создает их вручную, используя традиционные программы для 3D-моделирования. «Искусственный интеллект генерирует новые элементы, которые убивают изначальную энергетику картины, — объясняет художник. — Я же во всех видео стараюсь сохранить оригинальную текстуру, мазки, движения кисти, контуры и очертания. Я стараюсь делать все движения и переходы едва уловимыми, потому что глубоко уважаю оригинальную задумку художника». В зависимости от сложности задачи на создание одного видео у Закирзянова может уйти месяц и даже больше. Ручная работа над видео позволяет ему привносить в них собственное художественное видение. В его анимированной версии «Ночной террасы кафе» (1888) ван Гога персонажи танцуют прямо на улице, а на стене одного из домов можно заметить шутливый намек на Бэнкси.

Национальная художественная галерея уже опубликовала два видео Закирзянова, созданных для выставки «Париж-1874. Момент импрессионизма». В одном из них анимирована картина Пьера-Огюста Ренуара «Пон-Нёф. Париж» (1872), на которой художник изобразил людей, кареты и повозки на самом старом мосту французской столицы, залитом лучами полуденного солнца. В своей видеоадаптации Закирзянов показывает панораму моста и крупный план нескольких персонажей, в том числе модницы в черном, укрывающейся от солнца зонтом. Позже музей выложил второе видео, на этот раз основанное на картине Эдуарда Мане «Железная дорога» (1873). Оно сфокусировано на лице женщины и спящем у нее на руках щенке. По словам Майерс, в аккаунте музея эти два видео собрали около 4,9 млн органических просмотров, сгенерировали почти 250 тыс. взаимодействий и принесли более 20 тыс. новых подписчиков.

Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Пьера-Огюста Ренуара.  Фото: архив художника
Андрей Закирзянов анимировал для Национальной художественной галереи в Вашингтоне картину Пьера-Огюста Ренуара.
Фото: архив художника

Она рассказывает, что галерея заказала видео в рамках более широкой контент-стратегии, направленной на расширение сотрудничества с создателями онлайн-контента, которые «используют собственный творческий потенциал, чтобы знакомить публику с историей искусства при помощи новых технологий». В их числе художник Рино Стефано Тальяфьерро, создавший в 2022 году по заказу вашингтонского музея анимированные версии нескольких произведений искусства. Видео, в котором на «Натюрморте с цветами в алебастровой вазе и фруктами» (1783) Анны Валайе-Костер распускаются цветы, даже было удостоено премии Webby, присуждаемой за выдающиеся достижения в интернете. В 2023 году музей стал победителем сразу в четырех номинациях в области цифрового контента. «Национальная художественная галерея установила высокую планку инноваций и креативности в интернете, — отмечает генеральный директор Webby Awards Ник Боренштейн. — Эти награды служат свидетельством мастерства, изобретательности и проницательности тех, кто работает над ее контентом».

В то время как одни осуждают идею переосмысливать шедевры при помощи технологий, другие восхищаются результатом. Сидни Майерс считает, что такие видео делают изобразительное искусство более доступным. «Это дает нам возможность выйти к аудитории, которая, может, и не слышала о существовании Национальной галереи», — говорит она.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
6
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
7
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
27.12.2024
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+