18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Александр Лабас: впереди прогресса, но в стороне от борьбы

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Предстоящее 125-летие художника отмечено показом в Новом Иерусалиме наиболее известных и важных произведений, созданных Лабасом на творческом пике, в 1920–1930-е годы, но представлена и подборка более поздних вещей

В те времена, когда еще было принято спорить об искусстве, нередко использовалась формулировка «история рассудит». Мол, наши сегодняшние аргументы пока слишком умозрительны и гипотетичны и только грядущее способно расставить все по местам. С точки зрения полемики прием не блестящий, надо признать, но возразить тут нечего. И если говорить о творческом наследии Александра Лабаса (1900–1983), то можно уверенно утверждать: история уже все рассудила. Правда, понадобилось почти полвека забвения, чтобы это стало окончательно понятно и даже очевидно.

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Теперь живопись Лабаса знакома многим — если не в подлинниках, демонстрируемых музеями, то хотя бы по репродукциям, полиграфическим или виртуальным. Наибольшей популярностью пользуются работы с дирижаблями и самолетами, из-за чего возникло представление, будто этот художник — официально утвержденный певец советского воздухоплавания. Что, конечно, не соответствует действительности: никто Лабаса «ответственным за летательные аппараты» не назначал и госзаказов на эту тему ему не выдавал. Хотя бывали у него и заказные работы: он не раз брался за оформление выставок, создание диорам, сценографию для театра. А вот самолеты с дирижаблями, да и вообще сюжеты большинства станковых произведений живописи и графики — его собственная инициатива, с начальством не согласованная.

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Александра Лабаса относят к представителям авангарда, и во многом это оправданно, хотя есть немаловажный аспект. Если большинство авангардистов были нацелены на создание «проекта будущего», то для Лабаса более важным представлялся сугубо живописный и ощутимо эмоциональный образ этого будущего.

Он учился и позднее преподавал во ВХУТЕМАСе, водил знакомство чуть ли не со всеми действующими лицами столичной художественной сцены 1920-х: супрематистами, конструктивистами, проекционистами. Тем не менее беспредметность его не воодушевляла. Казалось бы, единомышленников он смог обрести в Обществе художников-станковистов (ОСТ), однако не нужно быть профессиональным исследователем, чтобы обнаружить разницу в понимании «нового социалистического искусства» между Лабасом и, например, Дейнекой или Пименовым. Что уж говорить про идейно-эстетический «колхоз», каким стал единый Союз художников!

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Линия Лабаса — отдельная от других, не магистральная и не коллективная по своему генезису. На склоне лет он писал: «Безусловно, что-то совсем новое появляется у меня во сне. Так было и в молодости». Дело, конечно, не только в сновидческой природе его творчества, но и в персональной философии, в особом взгляде на реальность, прогресс и будущее человечества. Тема классовой борьбы никогда не была для него приоритетной; куда больше его занимали вопросы гуманизма, опирающегося на возможности науки и техники. Это отдавало «безыдейностью», и не случайно в середине 1930-х Лабас исчез с авансцены советского искусства и десятки лет существовал на периферии МОСХа. Нет, не существовал — разумеется, работал, продолжая развивать прежние свои установки.

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Нынешняя выставка не ретроспектива в привычном смысле слова, зато здесь по-настоящему ударно представлен раннесоветский период. «Показаны почти все основные работы Лабаса из Третьяковки, Пушкинского музея, Русского музея, из музеев Екатеринбурга, Перми и других городов, а также из значимых частных собраний, прежде всего из собраний наследников художника, — рассказал нашему изданию историк искусства, научный консультант выставки Александр Балашов. — Это внушительный корпус произведений самого яркого и важного его периода — 1920–1930-х годов. И что важно, выставка все же не о техническом прогрессе — она о человеке и человечности, а еще о метафизике истории». Помимо признанной классики, в экспозицию включена и небольшая подборка более поздних вещей, главным образом тех, что особенно явственно перекликаются с ранними.

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Три зала экспозиции (куратор Ксения Новохатько) — «Предчувствие», «Сотворение» и «Невесомость» — вместили полторы сотни произведений. Архитектурная концепция выставки, предложенная трио петербургских театральных художников — Яной Глушанок, Эмилем Капелюшем, Юрием Сучковым, не в последнюю очередь подразумевала конструктивные особенности дирижабля.

Лабас, повторимся, сегодня известен; его большие ретроспективные выставки проходили в 2011 году в Третьяковке и в 2012-м — в Русском музее. Вроде бы недавно, а на самом деле давно. «Выросло поколение, которое тех выставок не видело, — отмечает племянница художника, председатель Лабас-фонда Ольга Бескина-Лабас. — Надеюсь, что и этим зрителям сейчас будет интересно. Я вижу, как сбывается то, о чем говорил Александр Лабас: „Через 50 и даже 100 лет мое творчество зазвучит еще ярче и сильнее“».

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви»
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+