Тема необъяснимого стала основой и смыслом персональной выставки Алисы Гореловой «Здесь обитают драконы. Hic sunt dracones». В новой серии крупноформатных работ художница продолжает живописать динамичный орнамент тел, конвульсивную и бессубъектную «человеческую глину». Большой размер холстов, к которому она обратилась после привычных вытянутых свитков, усиливает экспрессию маньеристско-барочной иконографии психоделически-флюоресцентными красками. В образный ряд мускулистых торсов, плеч, голеней и кистей вторгаются пасти, когти, щупальца и рога персонажей из средневековых бестиариев. Схватка, противостояние, постмодернистская поэтика оказываются созвучными маньеризму и барокко — культуре сгибов и искривлений, драматически осознавшей иллюзорность гармоничных представлений о мире. Высказывание о покореженной и противоречивой современности, по версии Алисы Гореловой, возможно только как обращение к новой мифологии — к реальности драконов. И вот изощренная модернистская декоративность в сочетании с академическим мастерством построения многофигурных композиций, присущих современному художнику-монументалисту, порождает драконов тотальной живописной инсталляции, которым тесно в рамках одной картины. Эту внутреннюю темницу Алиса Горелова не воспринимает как неразрешимую проблему, но являет нам в многомерности нового опыта художественного высказывания.
Иначе подходит к делу художник, скульптор, фотограф, стрит-артист и куратор Андрей Сяйлев родом из поселка Сары-Агач Южно-Казахстанской области. Экспозиция «Насекомые против феодалов» выстроена как музей альтернативной истории, хранящий артефакты воображаемой эпохи метаморфоз мыслящей субстанции в бесконечной битве с «иным». Взгляд художника устремлен в темные пучины бессознательного, того, что было или могло быть до цивилизации, до религии, до культуры. Следами гротескных межвидовых конфликтов предстают перед нами скульптурные головы окаменевших мутантов и дополняющие их ассамбляжные образы масок. Герои главной инсталляции «Застолье пчел» — насекомые обитатели мира за сотни миллионов лет до появления человека — предстают как универсальный, успешный суперорганизм, а пиршественный образ меда выступает амброзией или амритой. Мотивы экологического триллера и постапокалиптического хоррора визуализируют фантомы сознания, скрывающиеся за границами человеческого опыта. Все творчество Андрея Сяйлева выглядит попыткой материализации духов и расчленения потока времени на лабораторные образцы, чтобы увидеть и исследовать архитектонику «пространственных срезов» реальности под пристальным взглядом «мелкоскопа» художественного метода.
Из троих участников многофигурного проекта дальше всех в научном постижении нематериальных феноменов продвинулась в своих исследованиях член Российского союза художников Анна Казьмина. К слову, в списке ее многочисленных профессиональных достижений не только степень доктора изобразительного искусства в Пекинском педагогическом университете и приз за «лучший концепт» на шанхайской ярмарке Art021, но и почетный диплом лауреата международной художественной премии «Тициан» Пекинской центральной академии изящных искусств. Художница давно и плодотворно исследует мультивселенную человеческого опыта, выявляя скрытый в живых организмах творческий потенциал. На ее персональной выставке «Искусство абиогенеза» в «ГРАУНД Солянке» рассматриваются вопросы, коренным образом связанные с понятием жизни. Энергия творчества в широком смысле движет ходом вещей в мире и проявляется во всем. В том числе в фарфоровой посуде — основном медиа Анны Казьминой в ее новом проекте. С уровня прагматического и интимного столовая утварь разрастается до глобального и общечеловеческого. Из битых черепков, согласно теории «абиогенеза» — появления жизни из неживой материи, энергия творчества, генерируемая Анной Казьминой, несомненно, воссоздает некую жизнь в форме современного искусства.
PA Gallery, «ГРАУНД Солянка»
«Здесь обитают драконы. Hic sunt dracones»
«Насекомые против феодалов»
«Искусство абиогенеза»
До 16 февраля