18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Живопись и поэзия Джамбаттисты Марино сплелись воедино в Галерее Боргезе

Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.  Фото: Galleria Borghese
Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.
Фото: Galleria Borghese
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Кураторы выставки открывают миру поэта, который перекладывал живопись на стихи через свой беспрецедентный литературный проект и произведения искусства, в том числе связанные с ним напрямую

Широко известно, что в XV–XVI веках, в период расцвета итальянского Возрождения, социальный и интеллектуальный статус живописи поднялся до того же уровня, что и искусство поэзии. Не столь распространено знание о том, что в начале XVII века отношения между визуальным и литературным вывел на совершенно новый уровень неаполитанский поэт Джамбаттиста Марино (также Джован Баттиста Марини) (1569–1625). Его беспрецедентному литературному проекту, в основе которого лежало желание переложить живопись на стихи, посвящена выставка в Галерее Боргезе.

Четыре века спустя значимость Марино для истории искусства по-прежнему недооценена, и кураторы выставки Андреа Дзецца, Эмилио Руссо и Патриция Тозини поставили перед собой задачу исправить положение. Как говорит Дзецца, «когда мы думаем о начале XVII века, мы вспоминаем Караваджо, Бернини, Рубенса, но и роль Марино была весьма значительной».

Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.  Фото: Galleria Borghese
Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.
Фото: Galleria Borghese

Ключом к пониманию этой роли служит образ идеальной галереи, мечты о которой сопровождали Марино на протяжении большей части жизни. Поэт успел послужить при разных дворах — Рим, Генуя, Турин; в 1615 году он осел в Париже, но незадолго до смерти вернулся в родной Неаполь. Всюду Марино знакомился с художественными собраниями, а заодно и с ведущими живописцами. Его литературный проект увидел свет в 1619 году: сборник «Галерея» состоит из 624 строф, которые поэтизируют художников и произведения искусства, или, как подчеркивает Дзецца, «соревнуются с ними».

«К тому времени ренессансное мировоззрение уже сформировало устойчивую связь между живописью и поэзией, — говорит куратор. — Но Марино посвятил этой связи целую книгу в период, когда первые галереи — пространства, предназначенные исключительно для экспонирования произведений искусства, — лишь начинали появляться».

Ранние издания книг Марино соседствуют на выставке с произведениями искусства, либо связанными с ними напрямую, либо передающими суть его поэтико-живописного видения, особенно ярко воплощенного в поэме «Адонис» (1623) — аллегорическом и богатом визуальными образами изложении истории любви Афродиты и Адониса.

Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.  Фото: Galleria Borghese
Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.
Фото: Galleria Borghese

В числе ключевых экспонатов — «Нарцисс» (1550-е) Тинторетто и портрет главного героя выставки (около 1621) кисти Франса Пурбуса Младшего, а наибольший интерес представляет последний зал, посвященный отношениям Марино и Никола Пуссена — знакомство с ним состоялось в Париже, где поэт служил при дворе Марии Медичи. Дзецца подчеркивает, что в «Царстве Флоры» (около 1630–1631) Пуссена «нашли отражение все основные мотивы поэзии Марино, в которой через миф представлен по-настоящему энциклопедический объем знаний».

Выставка с элегантностью воплощает мечту поэта: Дзецца объясняет, что «созданная Марино игра зеркал, в которой визуальные образы отражены в словах, теперь превратилась в обратное отражение его литературной идеальной галереи в стенах галереи реальной, созданной его современником Шипионе Боргезе».

Галерея Боргезе
«Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+