18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Авторские права не будут распространяться на произведения о войне

Музейный комплекс «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе». Военно-патриотический парк «Патриот».     Фото: Светлана Качанова / Фотобанк Лори
Музейный комплекс «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе». Военно-патриотический парк «Патриот».
Фото: Светлана Качанова / Фотобанк Лори

Принят закон, разрешающий свободно использовать любые произведения о Великой Отечественной войне, опубликованные до распада СССР, без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

Новая статья была добавлена в закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» прямо накануне Нового года. В ней разрешено использовать музыкальные и иные произведения, созданные во время Великой Отечественной войны и позже и обнародованные до 26 декабря 1991 года, без согласия автора или иного правообладателя и без авторских выплат. В основном статья закона сосредоточена на песнях военного времени и песнях о войне. Действительно, авторский сбор за трансляцию и исполнение музыкальных произведений очень солиден и составляет значительную часть доходов, собираемых Российским авторским обществом (РАО). А празднование 80-летия Победы в мае 2025 года невозможно представить себе без широчайшего исполнения этих песен. Как подчеркивают авторы инициативы, она «позволит обеспечить беспрепятственный доступ граждан к музыкальным и иным произведениям, прославляющим героический подвиг и мужество советского народа при защите Родины в годы Великой Отечественной войны, будет способствовать защите исторической правды и воспитанию в обществе уважения к героям Отечества». Среди целевых мероприятий указаны праздничные шествия, собрания, митинги, демонстрации, а среди их организаторов — органы публичной власти и общероссийские общественные объединения.

Помимо музыкальных, в тексте упомянуты и «иные произведения», под которыми в первую очередь могут пониматься плакаты и фотографии, а также живопись, скульптура, монументальное искусство. Соблюдением авторских прав на их публикацию (показ на выставках, печать в СМИ и книгах, использование в убранстве улиц и тому подобное) занимается Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС). Ее директор Эрик Вальдес-Мартинес сказал нашей газете: «С одной стороны, правообладатели понимают всю важность мероприятий, связанных с проведением Дня Победы. Они готовы всячески в них участвовать, в том числе выдачей разрешений на бесплатное использование произведений. С другой стороны, они боятся откровенных злоупотреблений. Например, когда охраняемые и значимые объекты спекулятивно используются в целях собственного продвижения — местных чиновников, политиков и так далее. В этой связи принятый закон как бы развязывает руки пользователям, поскольку совершенно нет никакого контроля со стороны правообладателей».

Эрик Вальдес-Мартинес обратил наше внимание на важную подробность в тексте закона: использоваться без выплат произведения могут только на некоммерческой основе, «без извлечения прибыли». Кроме того, добавил он, «общие положения ГК РФ о свободном использовании произведений, предусмотренных ст.1274, никто не отменял (это свободное использование в новостных, образовательных, научных целях)».

Несмотря на все существующее законодательство, сфера авторского права остается непредсказуемой. Например, нашей газете однажды пришлось заплатить за фотографию монумента «Родина-мать зовет!» правообладателям — наследникам скульптора Евгения Вучетича, опубликованную в статье, посвященной реставрации комплекса на Мамаевом кургане.

«Авторское право сложно по конструкции и не всегда правильно понимается в правоприменении, — говорит кандидат юридических наук, доцент Лилия Ахметшина. — Закон стал, безусловно, хорошей новостью и восстанавливает справедливость в использовании произведений и необходимый баланс между правами авторов и обществом».

Что касается музейной практики, то новый закон кардинально ничего не изменит в использовании произведений, считает она. «Во-первых, в силу закона о Музейном фонде и музеях РФ музейные предметы открыты для доступа граждан, музеи вправе их воспроизводить, в том числе в цифровом формате в культурных целях в рамках основной деятельности. Во-вторых, рассматриваемый закон направлен в первую очередь на использование музыкальных произведений. К сожалению, в законах нет точных формулировок, и неизбежно возникают сложности и споры. В моей практике были случаи, когда я рекомендовала клиентам оплатить авторские сборы через УПРАВИС за использование изображений, при том что допускалось их свободное использование, для снижения рисков судебных разбирательств», — разъясняет Лилия Ахметшина.

В целом, по ее мнению, критерии для бесплатного использования тиражной графики и фотографий на военную тему очевидны. «И художники-графики, и фотографы в СССР работали по трудовым договорам, большинство произведений создавалось по служебным заданиям, по которым права на созданные произведения переходили издательствам и информационным агентствам. Это так называемые служебные произведения либо произведения, созданные по заказу. Таким образом, права на них, возможно, были у соответствующих издательств или перешли в общенародное достояние». Например, наследие художника Виктора Корецкого (1909–1998), который работал с издательствами ОГИЗ-ИЗОГИЗ, «Искусство», объединением «Агитплакат» и в годы Великой Отечественной создал свыше 40 плакатов. Эти плакаты находятся в собраниях музеев, тем не менее наследники продолжают получать при их очередной публикации авторские сборы.

Важное замечание: все произведения, которые по новому закону предполагается использовать без авторских начислений, должны быть включены в некий общедоступный перечень, созданный при участии организаций по управлению правами. Директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес сказал нам, что не видит ничего невозможного в составлении соответствующего списка.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+