18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Авторские права не будут распространяться на произведения о войне

Музейный комплекс «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе». Военно-патриотический парк «Патриот».     Фото: Светлана Качанова / Фотобанк Лори
Музейный комплекс «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе». Военно-патриотический парк «Патриот».
Фото: Светлана Качанова / Фотобанк Лори

Принят закон, разрешающий свободно использовать любые произведения о Великой Отечественной войне, опубликованные до распада СССР, без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

Новая статья была добавлена в закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» прямо накануне Нового года. В ней разрешено использовать музыкальные и иные произведения, созданные во время Великой Отечественной войны и позже и обнародованные до 26 декабря 1991 года, без согласия автора или иного правообладателя и без авторских выплат. В основном статья закона сосредоточена на песнях военного времени и песнях о войне. Действительно, авторский сбор за трансляцию и исполнение музыкальных произведений очень солиден и составляет значительную часть доходов, собираемых Российским авторским обществом (РАО). А празднование 80-летия Победы в мае 2025 года невозможно представить себе без широчайшего исполнения этих песен. Как подчеркивают авторы инициативы, она «позволит обеспечить беспрепятственный доступ граждан к музыкальным и иным произведениям, прославляющим героический подвиг и мужество советского народа при защите Родины в годы Великой Отечественной войны, будет способствовать защите исторической правды и воспитанию в обществе уважения к героям Отечества». Среди целевых мероприятий указаны праздничные шествия, собрания, митинги, демонстрации, а среди их организаторов — органы публичной власти и общероссийские общественные объединения.

Помимо музыкальных, в тексте упомянуты и «иные произведения», под которыми в первую очередь могут пониматься плакаты и фотографии, а также живопись, скульптура, монументальное искусство. Соблюдением авторских прав на их публикацию (показ на выставках, печать в СМИ и книгах, использование в убранстве улиц и тому подобное) занимается Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС). Ее директор Эрик Вальдес-Мартинес сказал нашей газете: «С одной стороны, правообладатели понимают всю важность мероприятий, связанных с проведением Дня Победы. Они готовы всячески в них участвовать, в том числе выдачей разрешений на бесплатное использование произведений. С другой стороны, они боятся откровенных злоупотреблений. Например, когда охраняемые и значимые объекты спекулятивно используются в целях собственного продвижения — местных чиновников, политиков и так далее. В этой связи принятый закон как бы развязывает руки пользователям, поскольку совершенно нет никакого контроля со стороны правообладателей».

Эрик Вальдес-Мартинес обратил наше внимание на важную подробность в тексте закона: использоваться без выплат произведения могут только на некоммерческой основе, «без извлечения прибыли». Кроме того, добавил он, «общие положения ГК РФ о свободном использовании произведений, предусмотренных ст.1274, никто не отменял (это свободное использование в новостных, образовательных, научных целях)».

Несмотря на все существующее законодательство, сфера авторского права остается непредсказуемой. Например, нашей газете однажды пришлось заплатить за фотографию монумента «Родина-мать зовет!» правообладателям — наследникам скульптора Евгения Вучетича, опубликованную в статье, посвященной реставрации комплекса на Мамаевом кургане.

«Авторское право сложно по конструкции и не всегда правильно понимается в правоприменении, — говорит кандидат юридических наук, доцент Лилия Ахметшина. — Закон стал, безусловно, хорошей новостью и восстанавливает справедливость в использовании произведений и необходимый баланс между правами авторов и обществом».

Что касается музейной практики, то новый закон кардинально ничего не изменит в использовании произведений, считает она. «Во-первых, в силу закона о Музейном фонде и музеях РФ музейные предметы открыты для доступа граждан, музеи вправе их воспроизводить, в том числе в цифровом формате в культурных целях в рамках основной деятельности. Во-вторых, рассматриваемый закон направлен в первую очередь на использование музыкальных произведений. К сожалению, в законах нет точных формулировок, и неизбежно возникают сложности и споры. В моей практике были случаи, когда я рекомендовала клиентам оплатить авторские сборы через УПРАВИС за использование изображений, при том что допускалось их свободное использование, для снижения рисков судебных разбирательств», — разъясняет Лилия Ахметшина.

В целом, по ее мнению, критерии для бесплатного использования тиражной графики и фотографий на военную тему очевидны. «И художники-графики, и фотографы в СССР работали по трудовым договорам, большинство произведений создавалось по служебным заданиям, по которым права на созданные произведения переходили издательствам и информационным агентствам. Это так называемые служебные произведения либо произведения, созданные по заказу. Таким образом, права на них, возможно, были у соответствующих издательств или перешли в общенародное достояние». Например, наследие художника Виктора Корецкого (1909–1998), который работал с издательствами ОГИЗ-ИЗОГИЗ, «Искусство», объединением «Агитплакат» и в годы Великой Отечественной создал свыше 40 плакатов. Эти плакаты находятся в собраниях музеев, тем не менее наследники продолжают получать при их очередной публикации авторские сборы.

Важное замечание: все произведения, которые по новому закону предполагается использовать без авторских начислений, должны быть включены в некий общедоступный перечень, созданный при участии организаций по управлению правами. Директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес сказал нам, что не видит ничего невозможного в составлении соответствующего списка.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+