18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-музей Сержа Генсбура почти банкрот, но все не так плохо

Дом-музей Сержа Генсбура на улице Верней в 7-м округе Парижа.  Фото: Panoramic/ZUMA Press/ТАСС
Дом-музей Сержа Генсбура на улице Верней в 7-м округе Парижа.
Фото: Panoramic/ZUMA Press/ТАСС
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Дом-музей Генсбура, несмотря на толпы посетителей и раскупленные на месяцы вперед билеты, переживает сложные времена из-за долгов и конфликта между основателями: дочерью певца Шарлоттой Генсбур и ее деловым партнером

Компания, управляющая открытым в Париже год назад домом-музеем Сержа Генсбура — Maison Gainsbourg, решила воспользоваться правом на реструктуризацию долга из-за неоплаченных счетов на сумму €1,6 млн. Музей переживает сложные времена, несмотря на свою популярность (все билеты до конца 2024 года были раскуплены еще в октябре).

В апреле 1979 года легендарный певец Серж Генс­бур, написавший скандальную песню “Je t’aime… moi non plus” («Я тебя люблю… я тебя тоже нет»), показал свой дом в Париже съемочной группе. Он жил в особняке на Рив Гош в восьми минутах ходьбы от моста Искусств. Он показывал Сальвадора Дали, снимки Джейн Биркин, два пианино, черные стены, полы из белого мрамора, переполненные окурками пепельницы… «Ну, вот такой у меня дом. Не знаю, что это: гостиная, музыкальный класс, бардак или музей», — говорил он тогда для телепередачи.

Со времени кончины Генс­бура в 1991 году недвижимостью владела его дочь, актриса Шарлотта Генсбур. В сентябре 2023-го дом, остававшийся нетронутым более 30 лет, был открыт для публики. Теперь он превратился в музей с большим архивом, а также бар Le Gainsbarre и книжный магазин (их открыли через дорогу).

На протяжении многих лет на стены дома наносились граффити — теги и рисунки, изображающие певца с сигаретой его любимой марки Gitanes в зубах. Шарлотта Генсбур говорит, что запах этих сигарет до сих пор чувствуется в доме, в который, по ее словам, до открытия музея никто не входил. К настоящему времени более 120 тыс. посетителей совершили паломничество, пробуждая «гения места» во время прогулки по дому: крошечной кухне, ванной комнате с гигантской люстрой и спальне с покрывалами из черного бархата.

Граффити на стены дома Сержа Генсбура десятилетиями наносили его поклонники.  Фото: Barbara Neyman/Starface/ZUMA Press/ТАСС
Граффити на стены дома Сержа Генсбура десятилетиями наносили его поклонники.
Фото: Barbara Neyman/Starface/ZUMA Press/ТАСС

Проект музея стал результатом партнерства владелицы дома, Шарлотты Генс­бур, и коллекционера и девелопера Доминика Дютрекса, предоставившего финансирование. Открытие было запланировано на 2021 год с условием, что музей будет обслуживаться компанией Arteum, а дом моды Saint Laurent войдет в правление на правах официального партнера и спонсора. На партнерских условиях Saint Laurent сделал редизайн знаменитого женского пиджака в тонкую полоску и с одной пуговицей, который носил Генсбур. Когда-то певец купил его за пару фунтов на блошином рынке Портобелло-Роуд в Лондоне; обновленная версия продавалась за €2,59 тыс. Лимитированная серия поступила в бутики бренда и сувенирный магазин при доме-музее Генсбура.

Между тем открытие было отложено на полтора года. Работа над проектом остановилась, когда подрядчикам перестали платить. В марте 2023-го после иска Генсбур и ее компании к Дютрексу Арбитражный суд Парижа постановил, что девелопер нарушил коммерческое право, и присудил возместить дому-музею €1,5 млн. По имеющейся информации, он их не выплатил, сославшись на банкротство. Компания Arteum в официальном заявлении подтверждает, что дело против Дютрекса еще продолжается и что финансовые трудности музея обусловлены долгами из-за расходов на открытие. Сам же Дютрекс в интервью газете Les Echos опроверг обвинения в растрате средств и сообщил, что готовится к ответному иску против Генсбур, обвиняя ее в намерении исключить его из сделки. На просьбу The Art Newspaper дать комментарий он не ответил.

Arteum утверждает, что, несмотря на юридическую реструктуризацию, компания на пути к тому, чтобы достигнуть платежеспособного статуса. Музей выполнил план продаж на 2024 год, а это около €4 млн. Президент компании Лорен Доше заявил, что «успех, достигнутый Домом Генсбура с момента открытия, — это доказательство его жизнеспособности». В том же заявлении Шарлотта Генсбур подтвердила свою преданность проекту, переживающему сейчас, по ее словам, «трудную ситуацию»: «Дом Генсбура — это самое драгоценное дело моей жизни. Общественная поддержка, которую мы получили после открытия, укрепила мою веру в то, что лучшее у него еще впереди».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+