18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимир Яковлев: портреты ветра и цветов в центре AZ/ART

Владимир Яковлев. «Красный цветок». 1971.  Фото: Собрание Михаила Алшибая
Владимир Яковлев. «Красный цветок». 1971.
Фото: Собрание Михаила Алшибая
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В экспозицию вошло 70 произведений художника из Музея AZ, Третьяковской галереи и нескольких частных собраний. Творчество уникального нонконформиста представлено достаточно всесторонне, есть даже вещи, показываемые впервые

Даже среди пестрой плеяды российских художников-нонконформистов второй половины ХХ века, сплошь состоявшей из людей колоритных и ни на кого не похожих, Владимир Яковлев (1934–1998) уникален. Почти слепой художник, скитавшийся по больницам и интернатам, уже при жизни считался гением, без кавычек. Хотя, казалось бы, в «детских» и «наивных» рисунках и картинах, абстракциях и «портретах цветов» нет ничего особенного. Вроде бы тот самый случай, когда «и я так нарисую» и «мой ребенок не хуже», а вот пойди да и нарисуй. Сымпровизируй одухотворенность.

Конечно, легенда о странном авторе, раздававшем свои листы случайным людям, является важной составляющей «яковлевского мифа». Однако без самодостаточной силы этих пластически совершенных работ никакая легенда, никакой миф не возникли бы.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Можно причислять Яковлева к «новым диким» или «неопримитивистам», говорить о «ташизме» его начальных лет (а это конец 1950-х и неиссякаемая творческая активность в течение всех 1960-х, при постоянно ухудшающихся здоровье и зрении) и «нахождении абстракции», да только главное в его удивительных и удивляющих работах — легкость, с какой гармония является в наш мир, этой самой гармонии напрочь лишенный.

Невинные яковлевские почеркушки, может быть, легко подделать, но невозможно переизобрести, вот как каракули Сая Твомбли. «Развидеть» его достижения теперь не получится — что и подтверждает история современного искусства, двигающаяся в том числе вслед за яковлевскими открытиями, утверждая их одним из важнейших и актуальных трендов нынешнего культурного процесса. Неслучайно фигуративные и абстрактные работы Яковлева хранятся теперь в собраниях крупнейших музеев мира, без них не обходится ни одна монография об искусстве эпохи оттепели, ни один крупный выставочный проект. То, что поначалу казалось случаем и экзотическим эксцессом, вышло набором важнейших художественных прозрений и оригинальных пластических подходов, словно бы набирающих силу и правоту с каждым годом. С каждой новой выставкой.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Название проекта Центра современного искусства AZ/ART на Маросейке «А в степи: бушует ветер…» взято из поэтического наследия Владимира Яковлева. Абстракции, цветы и портреты, важнейшие лейтмотивы его творческого пути, расположены в двух сводчатых залах палат XVII века. В экспозицию вошло 70 произведений художника — и, разумеется, большая часть их происходит из фондов Музея AZ, основательница которого Наталия Опалева совсем недавно открыла AZ/ART. Помимо зверевской коллекции, в проекте принимают участие Третьяковская галерея и несколько частных собраний. Присутствуют работы из коллекций Сергея Александрова, Михаила Алшибая, Николая Котрелева, из семьи художника. Можно утверждать, что творчество Владимира Яковлева представлено здесь разнообразно и достаточно всесторонне, есть даже вещи, показываемые впервые.

Выставка «А в степи: бушует ветер…»  в центре AZ/ART.  Фото: ЦСИ AZ/ART
Выставка «А в степи: бушует ветер…» в центре AZ/ART.
Фото: ЦСИ AZ/ART

Центр современного искусства AZ/ART чередует выставки нынешних художников с показами «второго русского авангарда» 1960-х, такими как коллективный проект «Неочевидные пересечения», посвященный сочетавшим живопись и музыку советским модернистам. «А в степи: бушует ветер…» — первая сольная выставка в AZ/ART. Как-то символично и очень правильно, что посвящена она творчеству художника странного, но легкого, совершенно непохожего на других, но интуитивно правильного, точного. Кстати, музыка не забыта и в этом проекте: совместно с Фондом Николая Каретникова подготовлена параллельная концертная программа.

Центр современного искусства AZ/ART
«А в степи: бушует ветер…»
До 2 февраля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+