Даже среди пестрой плеяды российских художников-нонконформистов второй половины ХХ века, сплошь состоявшей из людей колоритных и ни на кого не похожих, Владимир Яковлев (1934–1998) уникален. Почти слепой художник, скитавшийся по больницам и интернатам, уже при жизни считался гением, без кавычек. Хотя, казалось бы, в «детских» и «наивных» рисунках и картинах, абстракциях и «портретах цветов» нет ничего особенного. Вроде бы тот самый случай, когда «и я так нарисую» и «мой ребенок не хуже», а вот пойди да и нарисуй. Сымпровизируй одухотворенность.
Конечно, легенда о странном авторе, раздававшем свои листы случайным людям, является важной составляющей «яковлевского мифа». Однако без самодостаточной силы этих пластически совершенных работ никакая легенда, никакой миф не возникли бы.
Можно причислять Яковлева к «новым диким» или «неопримитивистам», говорить о «ташизме» его начальных лет (а это конец 1950-х и неиссякаемая творческая активность в течение всех 1960-х, при постоянно ухудшающихся здоровье и зрении) и «нахождении абстракции», да только главное в его удивительных и удивляющих работах — легкость, с какой гармония является в наш мир, этой самой гармонии напрочь лишенный.
Невинные яковлевские почеркушки, может быть, легко подделать, но невозможно переизобрести, вот как каракули Сая Твомбли. «Развидеть» его достижения теперь не получится — что и подтверждает история современного искусства, двигающаяся в том числе вслед за яковлевскими открытиями, утверждая их одним из важнейших и актуальных трендов нынешнего культурного процесса. Неслучайно фигуративные и абстрактные работы Яковлева хранятся теперь в собраниях крупнейших музеев мира, без них не обходится ни одна монография об искусстве эпохи оттепели, ни один крупный выставочный проект. То, что поначалу казалось случаем и экзотическим эксцессом, вышло набором важнейших художественных прозрений и оригинальных пластических подходов, словно бы набирающих силу и правоту с каждым годом. С каждой новой выставкой.
Название проекта Центра современного искусства AZ/ART на Маросейке «А в степи: бушует ветер…» взято из поэтического наследия Владимира Яковлева. Абстракции, цветы и портреты, важнейшие лейтмотивы его творческого пути, расположены в двух сводчатых залах палат XVII века. В экспозицию вошло 70 произведений художника — и, разумеется, большая часть их происходит из фондов Музея AZ, основательница которого Наталия Опалева совсем недавно открыла AZ/ART. Помимо зверевской коллекции, в проекте принимают участие Третьяковская галерея и несколько частных собраний. Присутствуют работы из коллекций Сергея Александрова, Михаила Алшибая, Николая Котрелева, из семьи художника. Можно утверждать, что творчество Владимира Яковлева представлено здесь разнообразно и достаточно всесторонне, есть даже вещи, показываемые впервые.
Центр современного искусства AZ/ART чередует выставки нынешних художников с показами «второго русского авангарда» 1960-х, такими как коллективный проект «Неочевидные пересечения», посвященный сочетавшим живопись и музыку советским модернистам. «А в степи: бушует ветер…» — первая сольная выставка в AZ/ART. Как-то символично и очень правильно, что посвящена она творчеству художника странного, но легкого, совершенно непохожего на других, но интуитивно правильного, точного. Кстати, музыка не забыта и в этом проекте: совместно с Фондом Николая Каретникова подготовлена параллельная концертная программа.
Центр современного искусства AZ/ART
«А в степи: бушует ветер…»
До 2 февраля