18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лики русской иконы показывают в Америке

Воскресение — Сошествие во ад, с образом «Похвала Богоматери» и праздниками в 16 клеймах. Конец XVIII века, Палех.  Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection
Воскресение — Сошествие во ад, с образом «Похвала Богоматери» и праздниками в 16 клеймах. Конец XVIII века, Палех.
Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection

Выставка «Шедевры сакрального искусства из коллекции Олега Кушнирского» в Музее русского искусства в Миннеаполисе представляет 50 икон, созданных в знаменитых иконописных центрах — Мстёре, Палехе, Холуе, Ветке и Гуслицах — в конце XVII — XIX веке

Каждый коллекционер, если коллекционирование стало для него не просто коммерцией, а подлинной страстью и знаточеством, мечтает о возможности показать собранные им сокровища миру. В какой-то степени публичное экспонирование любимых артефактов служит своеобразным мерилом уровня его собрания, причем как среди профессионалов, так и в глазах обычных посетителей. Это демонстрирует выставка икон из коллекции Олега Кушнирского, которая оказалась удивительно цельным собранием и по художественному облику, и по уровню мастерства.

«Сегодня я впервые вижу коллекцию на стенах, впервые она предстала для меня и для всех здесь присутствующих во всей целостности, — признался владелец на торжественном открытии выставки. — Все эти годы иконы находились в хранилище, и даже я, зная каждую икону до мелочей, сегодня смотрю на собрание совершенно другими глазами. Я счастлив и глубоко тронут. Для меня огромная честь выставлять коллекцию в одном из лучших музеев Америки и видеть так много искренне интересующихся людей».

Нью-йоркский коллекционер и профессиональный фотограф, до эмиграции в 1992 году много работавший для частных коллекционеров и музейных институций, в том числе Государственного Эрмитажа, очевидно, тогда и отточил глаз на памятниках самого высокого искусства. Покупать иконы помогал успешный бизнес, но собирательство стало образом жизни. В отличие от многих других владельцев собраний, Олег Кушнирский сам составлял коллекцию, увлекшись эстетикой поздней русской иконописи, причем в те годы, когда о ее истории еще почти ничего не было написано, и вдали от редких музейных специалистов, изучавших это искусство.

Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками в 12 клеймах. Вторая четверть XIX века, Санкт-Петербург или Москва. Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection
Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками в 12 клеймах. Вторая четверть XIX века, Санкт-Петербург или Москва.
Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection

Знаковой оказалась и площадка, предоставившая свою территорию для показа, — Музей русского искусства (ТМОРА) в Миннеаполисе, в штате Миннесота, сегодня оставшийся единственным профильным центром в США. Несмотря на камерность, это довольно значительный центр изучения нашей культуры и истории. Здесь разрабатываются научные проекты и ежегодно проводится несколько десятков выставок, посвященных самым разнообразным явлениям русского искусства — от икон и живописи, графики и фарфора, произведений современных русских художников-эмигрантов до фотографий, лакового искусства, текстиля, советских плакатов, народного творчества. Бывают здесь и неожиданные, но очень праздничные и веселые экспозиции: например, красочных матрешек XVIII–XX веков или раритетных елочных украшений второй половины ХХ столетия, уникальное собрание которых находится в фондах музея. Наряду с изобразительным искусством тут хранятся старинные иконы, лаковые миниатюры, фарфор, янтарные украшения, национальные костюмы, вышивки и изделия из ткани, резное дерево, вплоть до крупных оконных наличников из нижегородских деревень. Очень много делает музей для популяризации русского искусства, проводятся лекции, концерты и мастер-классы. С момента основания в 2005 году коллекционерами Реймондом и Сюзан Джонсон, которые владеют внушительной коллекцией — около 10 тыс. — отборных картин советского реализма, музей является уникальным местом, собирающим всех неравнодушных к русской культуре.

Экспонируемые в галерее «Мезонин» Музея русского искусства памятники из собрания Олега Кушнирского показательны для создания представления о характере коллекционирования русской иконы в Америке. Они емко отражают как личность владельца, так и вкусы нашей эпохи в целом, сказавшиеся на характере определенного этапа собирательства иконописи. Сам владелец писал: «Коллекция — живой организм. Подобно тому, как писатель или художник нередко ведом своим произведением, коллекционер в определенный момент также становится проводником смыслов, которыми сначала по его воле, а потом уже как будто независимо от него наполняется собрание… И конечно, коллекция живет в диалоге с ее зрителями и исследователями, открываясь каждому по-разному. Для меня это большое счастье — слышать отзывы друзей и людей, с которыми я не знаком, которые находят в моих иконах собственные смыслы — религиозные, художественные, исторические…»

Воскресение — Сошествие во ад, с образом «Похвала Богоматери» и праздниками в 16 клеймах. Конец XVIII века, Палех. Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection
Воскресение — Сошествие во ад, с образом «Похвала Богоматери» и праздниками в 16 клеймах. Конец XVIII века, Палех.
Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection

Хорошо известно, что интерес к иконе среди коллекционеров нашей страны никогда не угасал. Это касается даже самых «темных» советских лет, когда любители-романтики, по большей части художники и писатели, глубоко ценившие красоту древнерусской живописи, в поисках ее предпринимали паломничество по древним городам и селам, спасая от неминуемой гибели сотни брошенных в забвении памятников. В те годы предпочтение отдавали лишь древним иконам, с пренебрежением относились к иконописи даже XVII столетия, оставляя ее для частых тогда музейных экспедиций.

Кардинально ситуация изменилась на рубеже XX–XXI веков, когда иконный бум породил целое поколение новых почитателей иконописи, сформировались десятки художественных собраний, причем отличительной их чертой стало коллекционирование произведений мастеров Нового времени, чаще придворных изографов конца XIX — начала XX столетия.

В этом отношении домашний музей иконописи Олега Кушнирского, центром своих предпочтений сделавшего иконы этой эпохи, органично вписывается в современные художественные традиции. В нем хранится около 50 произведений русской иконописи XVII — начала XX века, выполненных в самых разных стилях. Это небольшое по меркам других собраний число памятников представляет интерес прежде всего цельностью. Большинство изображений следует традиционному иконописному канону, восходящему к искусству XVI столетия. По большей части они созданы в иконописных селах Владимирской губернии (Мстёра, Палех, Холуй) и старообрядческих Гуслицах и Ветке, изографы которых оригинально интерпретировали древний язык предков. За редким исключением, все они исполнены в характерном стиле, восходящем к строгановским образам. Но есть примеры и витиеватого барокко, и элегантного рококо, и строгого классицизма, то есть тех больших стилей, что прошла русская иконопись Нового времени. Они угадываются у мастеров, работавших в Поволжье, Москве и Санкт-Петербурге. Каждое из этих направлений, оказавших влияние на развитие искусства иконописи в целом, по-своему интересно, что и демонстрирует собрание Олега Кушнирского.

Среди них большое число первоклассных произведений миниатюрного письма владимирских центров, отличающихся техническим совершенством исполнения и незаурядностью художественного решения, а также своеобразными иконографическими особенностями многосложных композиций. Судя по изобилию их в коллекции, можно смело говорить о предпочтениях владельца, явно тяготевшего к иконам изящного письма с многочисленными клеймами мелочного, как говорили иконники, пошиба, которыми можно подолгу любоваться, рассматривая каждую деталь.

Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками в 12 клеймах. Вторая половина XVIII века, Центральная Россия. Оклад: 1852, Москва, мастерская В.С.Семенова. Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection
Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками в 12 клеймах. Вторая половина XVIII века, Центральная Россия. Оклад: 1852, Москва, мастерская В.С.Семенова.
Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection

Глубоко личностный характер, определяющий лицо любой коллекции, ярко демонстрируют численно превалирующие иконы, посвященные одному сюжету — Воскресению Христа (Сошествию во ад), окруженному клеймами с разными изображениями, по большей части евангельских событий, Страстей Христовых и двунадесятых праздников. Иконография таких памятников — «полниц», разработанная мастерами Палеха в конце XVIII века, оказалась одной из самых востребованных в иконописи Нового времени; их в огромном количестве продолжали писать как в этом центре, так и в других иконописных селах Владимирской губернии. В силу емкости содержания (на одной доске здесь представлен полный цикл основных праздников, событий литургического и календарного года) их чаще заказывали для домашних молелен. Статус заказчиков был разным, но в коллекции Олега Кушнирского собраны дорогие по тем временам памятники высокого художественного уровня.

Почти каждый коллекционер мечтает не только о выставке своего собрания, но и о запечатлении его в издании. Каталог — это не только научное описание памятников, это еще и значимая страховка, защита от любого покушения на целостность собрания. Появление задолго до открывшейся в Миннесоте выставки роскошно изданного альбома-каталога, включающего все принадлежащие Олегу Кушнирскому произведения, повысило значимость самой коллекции. «Я счастлив, что с выходом каталога у меня появилась возможность разделить радость причастности к этим произведениям с широкой аудиторией», — говорит коллекционер.

Троица Новозаветная (Сопрестолие), с избранными праздниками и четырьмя евангелистами. Начало XIX века, Центральная Россия. Оклад: 1814, Санкт-Петербург. Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection
Троица Новозаветная (Сопрестолие), с избранными праздниками и четырьмя евангелистами. Начало XIX века, Центральная Россия. Оклад: 1814, Санкт-Петербург.
Фото: Павел Ащеулов для коллекции Russian Icon Collection

Отрадно, что на протяжении ряда лет проводилась подлинно научная каталогизация собрания (а с частными коллекциями это бывает крайне редко). Причем безукоризненно точные атрибуции и датировки произведений, принадлежащие автору книги — искусствоведу Анне Иванниковой, хранителю иконописи XVIII — начала XX века в Государственном Эрмитаже, делают ее своего рода эталоном для будущих исследований памятников Мстёры, Палеха, Холуя и других русских иконописных центров Нового времени. Публикация альбома доказала известный тезис о том, что особая миссия наиболее просвещенных коллекционеров — заметное влияние на развитие науки об иконописи.

Чрезвычайно важно, что находящаяся в Америке коллекция, благодаря выставке и каталогу теперь широко известная, продолжает благородное дело популяризации русской иконы, ее живой, немеркнущей духовной и эстетической красоты далеко за пределами России, что особенно актуально в наше непростое время.

Музей русского искусства (TMORA)
«Шедевры сакрального искусства из коллекции Олега Кушнирского»
До 26 января

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+