18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького

Здание дирекции Парка Горького со стороны штаб-квартиры музея «Гараж». Фото: Юрий Пальмин/Бюро FORM
Здание дирекции Парка Горького со стороны штаб-квартиры музея «Гараж».
Фото: Юрий Пальмин/Бюро FORM

Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита

Ударными в прямом смысле слова темпами всего за пару дней уничтожено историческое здание дирекции московского Центрального парка культуры и отдыха им. М.Горького, находившееся на Крымском Валу справа от центрального входа. По мнению мэрии Москвы, оно мешало проходу граждан к набережной и находилось в аварийном состоянии. Здесь в скором времени будут оборудованы зоны торговли и общепита, а также открыт «многофункциональный зал для мероприятий и кинопоказов». «Одной из основных причин решения о демонтаже стало ветхое состояние части несущих конструкций — в начале 1942-го здание было повреждено авиабомбой и длительное время находилось в неудовлетворительном состоянии», — прокомментировала снос директор Парка Горького Елена Лупина.

Здание имело весьма насыщенную судьбу и многократно перестраивалось. В конце XIX века братья Бромлей построили здесь судоремонтный цех, который в 1923 году архитекторами Алексеем Щусевым и Андреем Снигарёвым был переоборудован в Кустарный павильон Всероссийской выставки.

Здание дирекции Парка Горького с Крымского Вала. 1950-е годы. Фото: Борис Косарев/Департамент культуры Москвы
Здание дирекции Парка Горького с Крымского Вала. 1950-е годы.
Фото: Борис Косарев/Департамент культуры Москвы

В 1930 году здание вновь перестроили для нужд администрации парка по проекту архитекторов Эль Лисицкого и Любови Залесской. Также был оборудован звуковой кинотеатр на 1,5 тыс. зрителей, мебель для которого разработал бразильский архитектор Родриго Дакоста, а фасады оформляли художники-конструктивисты братья Стенберги. Во время войны зрительный зал был полностью разрушен попаданием авиабомбы, однако каркас и стены здания устояли.

В 2012–2017 годах по проекту бюро Form (архитектор Ольга Трейвас и другие) была проведена бережная реставрация части здания для штаб-квартиры музея «Гараж». В ходе работ были раскрыты ранее заложенные окна и заменен деревянный каркас кровли. Как нам рассказали в музее, сейчас рабочие места для сотрудников «Гаража» оборудованы в различных его пространствах.

Штаб-квартира музея «Гараж», занимавшая часть здания дирекции Парка Горького и отреставрированная по проекту бюро Form в 2012–2017 годах. Фото: Юрий Пальмин/Бюро Form
Штаб-квартира музея «Гараж», занимавшая часть здания дирекции Парка Горького и отреставрированная по проекту бюро Form в 2012–2017 годах.
Фото: Юрий Пальмин/Бюро Form

Также в конце 2010-х бюро Kleinewelt Architekten был разработан проект реконструкции кинотеатра, а позднее архитектор Дэвид Чипперфилд представил документацию для оборудования синематеки «Гаража» с тремя кинозалами и выставочным пространством для видеоискусства. Однако оба проекта городу не пригодились.

Так комментирует снос проект «1931», специализирующийся на советском авангарде: «Примечательно, что здания, пострадавшие во время Великой Отечественной войны, всегда считались домами-героями, реставрировались, в том числе из состояния полуруины, таких немало в Петербурге. Совсем небольшая поврежденная часть здания управления парка, которая сохранялась как рана времен войны, была уникальным памятником для города. Она могла быть законсервирована и стала бы просто находкой для современного проекта, чувствительного к человеческой памяти и истории места. Но именно сейчас, к 80-летию… Победы, в Москве это героическое наследие было уничтожено».

По их же информации, градозащитники трижды подавали заявку на признание здания памятником, но получили отказ, «несмотря на архитектуру с первыми именами и детально изученную историю». В то же время у дома был статус ценного градоформирующего объекта, однако никаких общественных слушаний и дискуссий организовано не было.

Проектное решение нового общественного пространства на месте снесенного здания дирекции Парка Горького. Фото: Портал мэра и Правительства Москвы
Проектное решение нового общественного пространства на месте снесенного здания дирекции Парка Горького. Фото: Портал мэра и Правительства Москвы
Проектное решение нового общественного пространства на месте снесенного здания дирекции Парка Горького.
Фото: Портал мэра и Правительства Москвы
Проектное решение нового общественного пространства на месте снесенного здания дирекции Парка Горького.
Фото: Портал мэра и Правительства Москвы

Также профессиональное сообщество в ответ на обнародованные проектные решения нового здания недоумевает, «почему вялое подражание Центру Помпиду» (проект Ричарда Роджерса, Ренцо Пьяно и других, 1977) преподносится как «сохранение архитектуры конструктивизма».

К вечеру 16 января 2025 года здание дирекции Парка Горького было окончательно снесено. Фото: Татьяна Гамалей
К вечеру 16 января 2025 года здание дирекции Парка Горького было окончательно снесено.
Фото: Татьяна Гамалей

Напомним, что на Пушкинской набережной в Парке Горького, между Крымским и Андреевским мостами, в непосредственной близости от снесенного накануне здания, в последние месяцы идет грандиозное строительство, и уже сейчас прекрасно видны контуры новых павильонов числом в два десятка, которые образуют так называемые тематические кварталы: «Визуальные искусства», «Двор резидентов», «Событийная площадь», «Семейная гостиная» и «Гастрономический квартал».

Преобразования организацией этой зоны не заканчиваются — в парке и на территории Нескучного сада и заказника «Воробьевы горы» появятся места для пляжного отдыха, развлекательный комплекс и всесезонный спортивный комплекс.

«Популярность Парка Горького растет год от года. Существующей инфраструктуры уже не хватает, а у части объектов благоустройства подходит к концу межремонтный срок. Поэтому развитие парка продолжается», — объясняют в мэрии необходимость строек.

Работы разбили на три этапа, последний из которых планируется завершить в 2026 году.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+