18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Богатые тоже борются: история меценатки Изабеллы Стюарт Гарднер

Изабелла Стюарт Гарднер, ее муж Джон Лоуэлл Гарднер-младший и группа друзей пары, путешествующих по миру, за ланчем в клубной палатке на территории Feria Grounds в Севилье. 1888.  Фото: Isabella Stewart Gardner Museum
Изабелла Стюарт Гарднер, ее муж Джон Лоуэлл Гарднер-младший и группа друзей пары, путешествующих по миру, за ланчем в клубной палатке на территории Feria Grounds в Севилье. 1888.
Фото: Isabella Stewart Gardner Museum
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Биографическая книга, написанная Натали Дикстрой, рассказывает о том, как ее героиня годами преодолевала культурные шаблоны, царившие среди элиты американского Бостона. А ведь могла бы со своими капиталами спокойно наслаждаться жизнью

Американка Изабелла Стюарт Гарднер (1840–1924) однажды заявила своему другу, что «самой большой потребностью в нашей стране было искусство. Мы были очень молодой страной, и у нас было мало возможностей увидеть красивые вещи... Поэтому я решила превратить это в дело своей жизни, если получится».

Она родилась в богатой нью-йоркской семье и получила космополитическое образование, которым могли похвастать лишь немногие представители высшего класса — такие, как ее друзья: писатель Генри Джеймс, историк Генри Адамс и художник Джон Сингер Сарджент. Действительно, ее история читается как сюжетная линия одного из романов Джеймса, где идеализм нового мира нередко компрометируется миром прежним. К счастью, у Гарднер были ресурсы, которых не имелось у вымышленных героинь: глубокие познания в сфере культуры, собственные убеждения и значительные финансовые возможности.

Natalie Dykstra. Chasing Beauty: The Life of Isabella Stewart Gardner. Mariner Books. 512 с. $37,50, £25. На английском языке
Natalie Dykstra. Chasing Beauty: The Life of Isabella Stewart Gardner. Mariner Books. 512 с. $37,50, £25. На английском языке

Натали Дикстра в новой биографической книге об Изабелле Стюарт Гарднер рассказывает про неординарную жизнь щедрой филантропки, стремившейся наполнить искусством Бостон, куда она переехала после замужества. Музей, носящий ее имя, стал плодом долгой борьбы за реализацию ее идей в то время, когда большая часть США была «похожа на Сахару» в культурном отношении. Самым крупным «активом» Изабеллы стал ее муж Джон Лоу­элл Гарднер-младший, человек весьма состоятельный и при этом небезучастный к интересам жены. Их брак, заключенный в 1860 году, ввел миссис Джек, как ее называли, в высшие круги бостонского общества. Однако волевой характер Изабеллы и ее желание делать больше, чем просто придерживаться принятых правил, оттолкнули элиту города. Ее считали «слишком прыткой»; она часто жаловалась на то, что «в Бостоне нет сочувственного глаза или уха».

Один из первых наставников Изабеллы Стюарт Гард­нер, профессор из Гарварда Чарльз Элиот Нортон, поощрял ее собирать «культуру», но это было непросто. Даже столь образованные люди, как Гарднеры, оказывались во власти дилеров и консультантов. Важную роль сыграло знакомство супругов с историком искусства Бернардом Беренсоном. Гарднер спонсировала Беренсона в его ранних исследованиях в Италии, и годы спустя он вернулся в ее жизнь в качестве важнейшего советчика по вопросам новых приобретений.

Изабелла Стюарт Гарднер. 1888.  Фото: Isabella Stewart Gardner Museum
Изабелла Стюарт Гарднер. 1888.
Фото: Isabella Stewart Gardner Museum

Задолго до того, как ее музей сформировался, Изабелла Стюарт Гарднер собирала не только произведения искусства, но и художников. Она занялась созданием собственного образа, найдя в Сардженте и в шведском художнике Андерсе Цорне родственные души. На портрете Изабеллы в полный рост, написанном Сарджентом в 1888 году, она уверенно стоит перед красно-золотым гобеленом, вырез ее черного платья дополнен нитками жемчуга вокруг талии. Этот портрет вызвал в Бостоне настолько негативные отзывы, что Джек Гарднер отказывался демонстрировать его на публике.

Отцовское наследство, полученное в 1891 году, позволило Изабелле Стюарт Гард­нер построить постоянный дом для ее коллекции — здание в стиле венецианского палаццо, возведенное в усадьбе Фенуэй. Там появились залы, снабженные надписями «Готика», «Испания», «Китай», «Голландия» и так далее. В центре располагался феерический застекленный атриум с арками и свисающими растениями. На открытии дома в 1903 году миссис Джек царственно восседала на стуле, получая дань уважения от высшего общества. Оно наконец приняло «богемную миллионершу» и даже наградило ее статусом «одного из семи чудес Бостона».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+