18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Богатые тоже борются: история меценатки Изабеллы Стюарт Гарднер

Изабелла Стюарт Гарднер, ее муж Джон Лоуэлл Гарднер-младший и группа друзей пары, путешествующих по миру, за ланчем в клубной палатке на территории Feria Grounds в Севилье. 1888.  Фото: Isabella Stewart Gardner Museum
Изабелла Стюарт Гарднер, ее муж Джон Лоуэлл Гарднер-младший и группа друзей пары, путешествующих по миру, за ланчем в клубной палатке на территории Feria Grounds в Севилье. 1888.
Фото: Isabella Stewart Gardner Museum
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Биографическая книга, написанная Натали Дикстрой, рассказывает о том, как ее героиня годами преодолевала культурные шаблоны, царившие среди элиты американского Бостона. А ведь могла бы со своими капиталами спокойно наслаждаться жизнью

Американка Изабелла Стюарт Гарднер (1840–1924) однажды заявила своему другу, что «самой большой потребностью в нашей стране было искусство. Мы были очень молодой страной, и у нас было мало возможностей увидеть красивые вещи... Поэтому я решила превратить это в дело своей жизни, если получится».

Она родилась в богатой нью-йоркской семье и получила космополитическое образование, которым могли похвастать лишь немногие представители высшего класса — такие, как ее друзья: писатель Генри Джеймс, историк Генри Адамс и художник Джон Сингер Сарджент. Действительно, ее история читается как сюжетная линия одного из романов Джеймса, где идеализм нового мира нередко компрометируется миром прежним. К счастью, у Гарднер были ресурсы, которых не имелось у вымышленных героинь: глубокие познания в сфере культуры, собственные убеждения и значительные финансовые возможности.

Natalie Dykstra. Chasing Beauty: The Life of Isabella Stewart Gardner. Mariner Books. 512 с. $37,50, £25. На английском языке
Natalie Dykstra. Chasing Beauty: The Life of Isabella Stewart Gardner. Mariner Books. 512 с. $37,50, £25. На английском языке

Натали Дикстра в новой биографической книге об Изабелле Стюарт Гарднер рассказывает про неординарную жизнь щедрой филантропки, стремившейся наполнить искусством Бостон, куда она переехала после замужества. Музей, носящий ее имя, стал плодом долгой борьбы за реализацию ее идей в то время, когда большая часть США была «похожа на Сахару» в культурном отношении. Самым крупным «активом» Изабеллы стал ее муж Джон Лоу­элл Гарднер-младший, человек весьма состоятельный и при этом небезучастный к интересам жены. Их брак, заключенный в 1860 году, ввел миссис Джек, как ее называли, в высшие круги бостонского общества. Однако волевой характер Изабеллы и ее желание делать больше, чем просто придерживаться принятых правил, оттолкнули элиту города. Ее считали «слишком прыткой»; она часто жаловалась на то, что «в Бостоне нет сочувственного глаза или уха».

Один из первых наставников Изабеллы Стюарт Гард­нер, профессор из Гарварда Чарльз Элиот Нортон, поощрял ее собирать «культуру», но это было непросто. Даже столь образованные люди, как Гарднеры, оказывались во власти дилеров и консультантов. Важную роль сыграло знакомство супругов с историком искусства Бернардом Беренсоном. Гарднер спонсировала Беренсона в его ранних исследованиях в Италии, и годы спустя он вернулся в ее жизнь в качестве важнейшего советчика по вопросам новых приобретений.

Изабелла Стюарт Гарднер. 1888.  Фото: Isabella Stewart Gardner Museum
Изабелла Стюарт Гарднер. 1888.
Фото: Isabella Stewart Gardner Museum

Задолго до того, как ее музей сформировался, Изабелла Стюарт Гарднер собирала не только произведения искусства, но и художников. Она занялась созданием собственного образа, найдя в Сардженте и в шведском художнике Андерсе Цорне родственные души. На портрете Изабеллы в полный рост, написанном Сарджентом в 1888 году, она уверенно стоит перед красно-золотым гобеленом, вырез ее черного платья дополнен нитками жемчуга вокруг талии. Этот портрет вызвал в Бостоне настолько негативные отзывы, что Джек Гарднер отказывался демонстрировать его на публике.

Отцовское наследство, полученное в 1891 году, позволило Изабелле Стюарт Гард­нер построить постоянный дом для ее коллекции — здание в стиле венецианского палаццо, возведенное в усадьбе Фенуэй. Там появились залы, снабженные надписями «Готика», «Испания», «Китай», «Голландия» и так далее. В центре располагался феерический застекленный атриум с арками и свисающими растениями. На открытии дома в 1903 году миссис Джек царственно восседала на стуле, получая дань уважения от высшего общества. Оно наконец приняло «богемную миллионершу» и даже наградило ее статусом «одного из семи чудес Бостона».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+