«С глубоким сожалением сообщаем о смерти человека и художника Дэвида Линча. С его уходом в мире образовалась огромная дыра. Однако, как сказал бы он, „следи за пончиком, а не за дыркой“», — сообщили близкие режиссера на его странице в запрещенной в РФ социальной сети.
В том, что он болен эмфиземой легких, Линч рассказал в интервью журналу Sight and Sound в августе прошлого года. Диагноз ему поставили еще пять лет назад, причиной тому стали годы курения. «Я едва могу ходить по комнате, прикован к дому. Такое ощущение, что ходишь с пластиковым пакетом на голове», — признался он. Опасное заболевание дыхательных путей, очевидно, привело к фатальному исходу из-за пожаров в Лос-Анджелесе, где режиссер и художник жил.
Весь мир знает Дэвида Линча как режиссера, снявшего «Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв» и «Шоссе в никуда», но искусством он начал заниматься раньше, чем кино. С детства он рисовал, а когда учился в старших классах, познакомился с художником и режиссером Джеком Фиском, который предложил ему работать в одной студии. Дэвид Линч даже посещал занятия в Пенсильванской академии искусств в Филадельфии, где занимался живописью, скульптурой и фотографией, но со временем решил перевести свой художественный опыт на экран, что и принесло ему всемирную славу. Однако искусство он никогда не бросал, о чем несколько лет назад подробно рассказал в документальном фильме «Дэвид Линч: жизнь в искусстве».
Последние десятилетия выставки Линча устраивались по всему миру. С его творчеством можно было познакомиться и в Москве. В 2009 году одновременно на двух площадках проходили два его проекта. «Аура страсти» — большой, показанный в Фонде Cartier и подготовленный совместно с тогда еще Московским домом фотографии — занял пространство фонда «Екатерина». Там показали живопись, фотографию, графику, экспериментальное кино и звуковые этюды, создававшиеся Линчем начиная с 1960 года. А в музее «Гараж» состоялась совместная выставка Линча и Кристиана Лубутена «Фетиш», на которой, ожидаемо из имени соавтора, можно было увидеть фотографии туфель на дамских ножках. «Эти туфли не предназначены для ходьбы, они высвобождают желания», — объяснял он тогда московской публике.
В 2013-м в Лос-Анджелесе состоялась ретроспективная выставка Naming, где были собраны работы Дэвида Линча с 1968 года — как мультимедийные произведения, так и крупные картины маслом, причудливые карандашные рисунки, сочные акварели и черно-белые фотографии, где можно было проследить связь между разными видами творчества, соединенными особым сюрреалистическим взглядом автора на реальность.