18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер Дэвид Линч — художник, ставший режиссером

Дэвид Линч.  Фото: Massimo Valicchia/Zuma/ТАСС
Дэвид Линч.
Фото: Massimo Valicchia/Zuma/ТАСС

На 79-м году жизни скончался Дэвид Линч — не только оскароносный режиссер и создатель легендарного сериала «Твин Пикс», но и художник, скульптор, фотограф, чье творчество мы могли оценить на выставке «Фетиш» в музее «Гараж»

«С глубоким сожалением сообщаем о смерти человека и художника Дэвида Линча. С его уходом в мире образовалась огромная дыра. Однако, как сказал бы он, „следи за пончиком, а не за дыркой“», — сообщили близкие режиссера на его странице в запрещенной в РФ социальной сети.

Выставка «Аура страсти» («The Air is on Fire») В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА». 2009.  Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Выставка «Аура страсти» («The Air is on Fire») В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА». 2009.
Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

В том, что он болен эмфиземой легких, Линч рассказал в интервью журналу Sight and Sound в августе прошлого года. Диагноз ему поставили еще пять лет назад, причиной тому стали годы курения. «Я едва могу ходить по комнате, прикован к дому. Такое ощущение, что ходишь с пластиковым пакетом на голове», — признался он. Опасное заболевание дыхательных путей, очевидно, привело к фатальному исходу из-за пожаров в Лос-Анджелесе, где режиссер и художник жил.

Выставка «Фетиш» в Музее современного искусства «Гараж».  2009.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Выставка «Фетиш» в Музее современного искусства «Гараж». 2009.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Весь мир знает Дэвида Линча как режиссера, снявшего «Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв» и «Шоссе в никуда», но искусством он начал заниматься раньше, чем кино. С детства он рисовал, а когда учился в старших классах, познакомился с художником и режиссером Джеком Фиском, который предложил ему работать в одной студии. Дэвид Линч даже посещал занятия в Пенсильванской академии искусств в Филадельфии, где занимался живописью, скульптурой и фотографией, но со временем решил перевести свой художественный опыт на экран, что и принесло ему всемирную славу. Однако искусство он никогда не бросал, о чем несколько лет назад подробно рассказал в документальном фильме «Дэвид Линч: жизнь в искусстве».

Выставка «Аура страсти» («The Air is on Fire») В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА». 2009.  Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Выставка «Аура страсти» («The Air is on Fire») В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА». 2009.
Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Последние десятилетия выставки Линча устраивались по всему миру. С его творчеством можно было познакомиться и в Москве. В 2009 году одновременно на двух площадках проходили два его проекта. «Аура страсти» — большой, показанный в Фонде Cartier и подготовленный совместно с тогда еще Московским домом фотографии — занял пространство фонда «Екатерина». Там показали живопись, фотографию, графику, экспериментальное кино и звуковые этюды, создававшиеся Линчем начиная с 1960 года. А в музее «Гараж» состоялась совместная выставка Линча и Кристиана Лубутена «Фетиш», на которой, ожидаемо из имени соавтора, можно было увидеть фотографии туфель на дамских ножках. «Эти туфли не предназначены для ходьбы, они высвобождают желания», — объяснял он тогда московской публике.

Выставка «Фетиш» в Музее современного искусства «Гараж».  2009.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Выставка «Фетиш» в Музее современного искусства «Гараж». 2009.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

В 2013-м в Лос-Анджелесе состоялась ретроспективная выставка Naming, где были собраны работы Дэвида Линча с 1968 года — как мультимедийные произведения, так и крупные картины маслом, причудливые карандашные рисунки, сочные акварели и черно-белые фотографии, где можно было проследить связь между разными видами творчества, соединенными особым сюрреалистическим взглядом автора на реальность.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+