Предметы декоративно-прикладного искусства, оружие, мебель из собрания Музея-усадьбы «Пенаты» и Музея-заповедника «Абрамцево» рядом с живописными полотнами, скульптурой и графикой позволяют заглянуть на творческую кухню художника. А еще познакомиться с Репиным-коллекционером, собиравшим предметы быта и костюма, изображения которых он потом использовал в своих работах.
В проекте принимают участие Русский музей, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Нижегородский художественный музей, Новгородский музей-заповедник и Национальный художественный музей Республики Беларусь.
«У нас сохранилось много мемориальных предметов, так что такую выставку могли сделать только мы», — с заслуженной гордостью говорит Вера Ловягина, хранитель фонда и экспозиции Музея-усадьбы «Пенаты», куратор выставки.
Экспозиция занимает два парадных зала Академии художеств. В Рафаэлевском зале представлена инсталляция, в которой использованы оригиналы и копии семи известнейших монументальных работ художника и реальные предметы мебели, костюмы, оружие, которые Репин подобрал специально для этих произведений. Из воспоминаний художника и материалов исследователей известно, что он тщательно готовился к написанию картин: изучал специальную литературу, консультировался с историками, этнографами. В коллекции «Пенатов» хранятся, например, свита (верхняя одежда запорожцев), бандура, фитильное ружье, сабли, изображенные на полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Их можно увидеть на выставке вместе с мавританским стулом с картины «Негритянка», расписанными собственноручно Репиным сафьяновыми сапогами с ног сына Ивана Грозного и многими другими предметами.
Экспозиция Тициановского зала напомнит об интерьерах «Пенатов» (с ноября усадьба закрыта на комплексную реставрацию, которая продлится минимум два года). Здесь можно увидеть мемориальные вещи: кисти, одежду, вазы. Все предметы сопровождает детальная информация об истории их бытования в семье художника. Впервые за почти полвека посетители смогут увидеть посмертную маску Репина и слепки с его рук. Здесь же представлен деревянный ларчик-подголовник, вырезанный в подарок ему мастерами из Абрамцева. После того как в 1913 году иконописец-старообрядец Абрам Балашов трижды ударил ножом картину «Иван Грозный и сын его Иван…», художнику пришлось фактически переписать лица персонажей. Репин тогда получил множество писем поддержки и сочувствия, которые хранил в абрамцевском ларце.
Музей Академии художеств
«Репин. Детали»
До 29 марта