Когда в 1972 году авторитетный искусствовед Майкл Баксандалл в труде «Живопись и опыт в Италии XV века» представил концепцию «взгляда эпохи», ставшую во многом революционной, он отмечал, что при оценке искусства прошлого каждое следующее поколение привносит много своего. При этом Баксандалл считал, что культура современной Западной Европы достаточно близка к культуре итальянского Возрождения, чтобы нынешние зрители могли трактовать ренессансные произведения более или менее безошибочно. «В этом смысле нам ближе сознание Кватроченто, — писал он, — чем, например, Византии».
Через 50 с лишним лет после публикации упомянутого труда Византия и ее искусство все еще остаются не понятыми Западом и во многом ему незнакомыми. Предметом серьезного изучения та эпоха стала здесь всего лишь около века назад, и до сих пор ее шедевры с их обратной перспективой и мистической установкой на то, что произведение искусства может означать божественное присутствие, находятся в стороне от привычного западного канона.
Лувр намерен популяризовать эту область искусствознания с помощью нового отдела византийского и восточнохристианского искусства. Он откроется в 2027 году.
Подразделению предоставят пространство площадью 3 тыс. кв. м в Крыле Денона, самом посещаемом в музее; по соседству с новыми залами будут залы древнеримского и исламского искусства — на первом и цокольном этажах.
Предстоящие масштабы деятельности будущего отдела впечатляют уже сейчас. Его фонды включат в себя более 20 тыс. экспонатов, которые пока разбросаны между египетским, греческим, этрусским, римским залами и отделом декоративного искусства. Географически эти произведения охватывают огромную территорию от Эфиопии, Месопотамии и Ближнего Востока до Греции, Балкан, Кавказа и России.
О проекте, для начала реализации которого требовался зеленый свет от государства, было объявлено в октябре 2022 года в Journal officiel, правительственном бюллетене Французской Республики. Чтобы застолбить под новый отдел место в музее, необходима была поддержка меценатов. В частности, этому начинанию в 2024 году оказали финансовое содействие члены семьи Сааде, французские судоходные магнаты, владельцы компании CMA CGM. Проектный директор будущего музейного отдела Максимильен Дюран говорит, что вскоре будет объявлено и о других пожертвованиях.
Победу в конкурсе на преобразование музейного пространства разделили американское дизайнерское агентство WHY и их парижский партнер BGC. Кулапат Янтрасаст, основатель WHY, за плечами которого реконструкция Крыла Майкла Рокфеллера в Метрополитен-музее, заявил, что его цель — не просто проложить «линейный маршрут для посетителей по 20–30 залам», а подчеркнуть многообразие культурных кодов и встроить отдельные экспонаты в объемный контекст.
Вообще-то собрание восточнохристианского искусства числилось в фондах Лувра с момента основания музея в 1793 году, когда он еще именовался Центральным музеем искусств республики: после революции новое правительство сформировало государственную коллекцию из сокровищ, конфискованных у короны и церкви. Первое структурное формирование, посвященное религиозному искусству христианского мира, появилось здесь в 1954 году, но относительно скоро, в 1969-м, было упразднено. Анри Луаретт перед уходом в 2013 году с поста директора музея пытался перезапустить отдел, однако его преемник Жан-Люк Мартинес убрал эту задачу из списка своих приоритетов. Став новым директором Лувра в 2021 году, Лоранс де Кар упомянула об этом проекте в одном из первых же интервью. «Это великолепная коллекция, которая заслуживает отдельных залов», — заявила она в эфире национальной радиостанции France Inter.
Максимильен Дюран подчеркивает, что Лувр может похвастаться эталонным собранием средневековых византийских работ из слоновой кости, золота и других драгоценных материалов. Здесь хранится самая большая за пределами Египта коллекция коптского искусства. Это также один из немногих музеев за пределами Армении, где можно увидеть армянские хачкары (каменные резные стелы с изображением креста) XIII века, историческое и художественное значение которых трудно переоценить.
Новый музейный отдел, согласно французскому закону о культурном наследии, должен давать консультации и предоставлять услуги экспертизы, в том числе на антикварном рынке. К кругу вопросов, которыми будут заниматься сотрудники нового отдела, будет относиться византийское и восточнохристианское искусство с III века по 1923 год, время падения Османской империи. Недавно эта часть собрания Лувра пополнилась несколькими интересными экспонатами: русской иконой XVI века, находившейся в коллекции баварской княжеской семьи Эттинген-Валлерштейн; макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме, сделанным мастерами в Вифлееме и подаренным Людовику XIV; трехстворчатым складнем, выполненным по заказу последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
По словам Дюрана, хотя де Кар объявила о возрождении проекта в 2021 году, когда еще не вспыхнули конфликты на Украине, в Нагорном Карабахе и на Ближнем Востоке, современный международный контекст учитывался музеем с самого начала. «Геополитическая обстановка всегда была основополагающим фактором в вопросах культурного наследия, — говорит он, — как с точки зрения того, что мы сохраняем, так и того, что мы изучаем и что показываем публике». Например, отдел исламского искусства был учрежден после событий 11 сентября 2001 года, и его становление заняло более десяти лет. По мнению Дюрана, Лувр, в который ежегодно приходит около 9 млн человек, просто обязан «исследовать всю сложность мира».