18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Отдел византийского и восточнохристианского искусства появится в Лувре

Один из залов будущего отдела Лувра на рендере архитектурного бюро WHY Architecture.  Фото: WHY Architecture/BGC Studio
Один из залов будущего отдела Лувра на рендере архитектурного бюро WHY Architecture.
Фото: WHY Architecture/BGC Studio
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

О создании такого подразделения заговорили еще десять лет назад — и вот теперь стало известно, что долгожданное открытие состоится в 2027 году. Уже полным ходом идет работа по проектированию новых залов в крыле Денона

Когда в 1972 году авторитетный искусствовед Майкл Баксандалл в труде «Живопись и опыт в Италии XV века» представил концепцию «взгляда эпохи», ставшую во многом революционной, он отмечал, что при оценке искусства прошлого каждое следующее поколение привносит много своего. При этом Баксандалл считал, что культура современной Западной Европы достаточно близка к культуре итальянского Возрождения, чтобы нынешние зрители могли трактовать ренессансные произведения более или менее безошибочно. «В этом смысле нам ближе сознание Кватроченто, — писал он, — чем, например, Византии».

Через 50 с лишним лет после публикации упомянутого труда Византия и ее искусство все еще остаются не понятыми Западом и во многом ему незнакомыми. Предметом серьезного изучения та эпоха стала здесь всего лишь около века назад, и до сих пор ее шедевры с их обратной перспективой и мистической установкой на то, что произведение искусства может означать божественное присутствие, находятся в стороне от привычного западного канона.

Лувр намерен популяризовать эту область искусствознания с помощью нового отдела византийского и восточнохристианского искусства. Он откроется в 2027 году.

Эммануил Лампардос. «Распятие». XVII в. Фото: Musée du Louvre/Hervé Lewandowski
Эммануил Лампардос. «Распятие». XVII в.
Фото: Musée du Louvre/Hervé Lewandowski

Подразделению предоставят пространство площадью 3 тыс. кв. м в Крыле Денона, самом посещаемом в музее; по соседству с новыми залами будут залы древнеримского и исламского искусства — на первом и цокольном этажах.

Предстоящие масштабы деятельности будущего отдела впечатляют уже сейчас. Его фонды включат в себя более 20 тыс. экспонатов, которые пока разбросаны между египетским, греческим, этрусским, римским залами и отделом декоративного искусства. Географически эти произведения охватывают огромную территорию от Эфиопии, Месопотамии и Ближнего Востока до Греции, Балкан, Кавказа и России.

О проекте, для начала реализации которого требовался зеленый свет от государства, было объявлено в октябре 2022 года в Journal officiel, правительственном бюллетене Французской Республики. Чтобы застолбить под новый отдел место в музее, необходима была поддержка меценатов. В частности, этому начинанию в 2024 году оказали финансовое содействие члены семьи Сааде, французские судоходные магнаты, владельцы компании CMA CGM. Проектный директор будущего музейного отдела Максимильен Дюран говорит, что вскоре будет объявлено и о других пожертвованиях.

Победу в конкурсе на преобразование музейного пространства разделили американское дизайнерское агентство WHY и их парижский партнер BGC. Кулапат Янтрасаст, основатель WHY, за плечами которого реконструкция Крыла Майкла Рокфеллера в Метрополитен-музее, заявил, что его цель — не просто проложить «линейный маршрут для посетителей по 20–30 залам», а подчеркнуть многообразие культурных кодов и встроить отдельные экспонаты в объемный контекст.

Один из залов будущего отдела Лувра на рендере архитектурного бюро WHY Architecture.  Фото: WHY Architecture/BGC Studio
Один из залов будущего отдела Лувра на рендере архитектурного бюро WHY Architecture.
Фото: WHY Architecture/BGC Studio

Вообще-то собрание восточнохристианского искусства числилось в фондах Лувра с момента основания музея в 1793 году, когда он еще именовался Центральным музеем искусств республики: после революции новое правительство сформировало государственную коллекцию из сокровищ, конфискованных у короны и церкви. Первое структурное формирование, посвященное религиозному искусству христианского мира, появилось здесь в 1954 году, но относительно скоро, в 1969-м, было упразднено. Анри Луаретт перед уходом в 2013 году с поста директора музея пытался перезапустить отдел, однако его преемник Жан-Люк Мартинес убрал эту задачу из списка своих приоритетов. Став новым директором Лувра в 2021 году, Лоранс де Кар упомянула об этом проекте в одном из первых же интервью. «Это великолепная коллекция, которая заслуживает отдельных залов», — заявила она в эфире национальной радиостанции France Inter.

Максимильен Дюран подчеркивает, что Лувр может похвастаться эталонным собранием средневековых византийских работ из слоновой кости, золота и других драгоценных материалов. Здесь хранится самая большая за пределами Египта коллекция коптского искусства. Это также один из немногих музеев за пределами Армении, где можно увидеть армянские хачкары (каменные резные стелы с изображением креста) XIII века, историческое и художественное значение которых трудно переоценить.

Новый музейный отдел, согласно французскому закону о культурном наследии, должен давать консультации и предоставлять услуги экспертизы, в том числе на антикварном рынке. К кругу вопросов, которыми будут заниматься сотрудники нового отдела, будет относиться византийское и восточнохристианское искусство с III века по 1923 год, время падения Османской империи. Недавно эта часть собрания Лувра пополнилась несколькими интересными экспонатами: русской иконой XVI века, находившейся в коллекции баварской княжеской семьи Эттинген-Валлерштейн; макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме, сделанным мастерами в Вифлееме и подаренным Людовику XIV; трехстворчатым складнем, выполненным по заказу последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Кузьма Конов. Икона в триптихе, изображающая Святого Николая, Святого Александра и Святого Алексея.  Фото: Stéphane Maréchalle/Musée du Louvre / Hervé Lewandowski
Кузьма Конов. Икона в триптихе, изображающая Святого Николая, Святого Александра и Святого Алексея.
Фото: Stéphane Maréchalle/Musée du Louvre / Hervé Lewandowski

По словам Дюрана, хотя де Кар объявила о возрождении проекта в 2021 году, когда еще не вспыхнули конфликты на Украине, в Нагорном Карабахе и на Ближнем Востоке, современный международный контекст учитывался музеем с самого начала. «Гео­политическая обстановка всегда была основополагающим фактором в вопросах культурного наследия, — говорит он, — как с точки зрения того, что мы сохраняем, так и того, что мы изучаем и что показываем публике». Например, отдел исламского искусства был учрежден после событий 11 сентября 2001 года, и его становление заняло более десяти лет. По мнению Дюрана, Лувр, в который ежегодно приходит около 9 млн человек, просто обязан «исследовать всю сложность мира». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+